Наиболее важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет. В соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов; местных бюджетов.
Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельностью бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.
В настоящее время определены учреждения и организации, которые выполняют функции государственного финансового контроля: Главное контрольное управление Президента РФ; Счетная палата Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Центральный банк РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Минэкономразвития России; Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; система органов Федерального казначейства Минфина России; Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина России; Прокуратура РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина России, а также иные органы контроля за поступлением, расходованием и использованием средств и имущества государства. В некоторых случаях государственный финансовый контроль осуществляют и коммерческие банки.
Вместе с тем анализ действующего законодательства позволяет отметить, что связи между институтами, исполняющими перечисленные виды контроля, незначительные. А это, по мнению специалистов, значит, что как таковая система финансово-хозяйственного контроля отсутствует[16]. Нельзя не согласится, что многочисленность контролирующих органов не обеспечивает уменьшения правонарушений, а сами органы обладают ограниченными возможностями воздействия на правонарушителей. Также необходимо признать, что в сфере контроля финансово-хозяйственной деятельности имеется ряд ведомств, дублирующих друг друга.
По мнению специалистов, правовые принципы взаимодействия между субъектами и объектами контроля в настоящее время регламентированы достаточно подробно, хотя в условиях реформирования бюджетного процесса система этих принципов нуждается в совершенствовании[17].
По мнению С.О. Шохина, общая информационная база, на которой основывается финансовый контроль всеми контролирующими органами, является веским основанием для координации их деятельности. Дело не только в том, что в отсутствие координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а в том, что, имея различные задачи, контрольные органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиций одних и тех же принципов контроля (эффективность, законность, тотальность) могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключать корни финансовых нарушений. С другой стороны, обеспечить тотальный контроль разрозненными силами попросту невозможно. Только скоординированные действия всех контрольных органов способны добиться этих целей[18].
Правда, благодаря мобильной и достаточно отлаженной системе контроля информация о фактическом состоянии управляемых объектов хотя и не в каждый данный момент (контроль - процесс прерываемый, он делится на предварительный, текущий и последующий), но имеется. Однако условия контроля не дают возможности осуществлять постоянное слежение за управляемыми объектами, а поэтому невозможно учесть и скорректировать внешние и внутренние условия их функционирования, где очень сильны и синергетические воздействия. Поэтому управленческие решения принимаются на таком уровне детерминированности, когда считается, что заранее известны последствия этих решений[19].
Ведущим звеном финансового контроля утверждена Счетная палата, которая является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию[20]. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.
Задачами Счетной палаты РФ являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Важно помнить, что контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.
Действовавший с 1995 года Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» заложил основы государственного аудита, однако к настоящему времени он перестал отвечать требованиям институциональных изменений в сфере внешнего финансового контроля. Новым Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41‐ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41‐ФЗ)
Благодаря данному закону конкретизирован порядок деятельности счетной палаты, расширены ее полномочия, уточнены задачи и функции.
Федеральный закон № 41‐ФЗ направлен на совершенствование правового регулирования деятельности Счетной палаты, создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля, обеспечивающее конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства через внешний государственный аудит (контроль)[21].
Федеральный закон № 41‐ФЗ органично связан с положениями Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77‐ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации», устанавливающими порядок взаимодействия Государственной Думы и Счетной палаты при осуществлении постоянного (текущего) парламентского контроля. В этой связи важным механизмом обеспечения эффективности работы Счетной палаты, играющей одну из ключевых ролей в проведении парламентского контроля, станут нормы, обязывающие правоохранительные органы предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения переданных им материалов и принятых по ним решениях.
Право и обязанность Счетной палаты контролировать те или иные аспекты использования бюджетных средств, сферы имущественного оборота определены более чем в 40 федеральных законах.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля в 1977 году и в Мексиканской декларации независимости высших ревизионных учреждений (2007 год).
Если в 2000 году деятельность Счетной палаты регулировалась Конституцией Российской Федерации и фактически одним федеральным законом (Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4‐ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), то в настоящее время – еще и 59 федеральными законами, представляющими собой стройную, целостную систему правового регулирования деятельности высшего органа финансового контроля России.
Таким образом, сформирована качественная законодательная база, позволяющая Счетной палате эффективно функционировать и развиваться, удовлетворяя общественный запрос на контроль использования государством национальных ресурсов
В настоящее время ключевой задачей Счетной палаты является создание всех необходимых условий для наиболее полной реализации потенциала сформированного правового поля, прежде всего, определяемого новым Федеральным законом № 41‐ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 6‐ФЗ, опираясь на международно‐правовые принципы независимого аудита (контроля).
В развитие нового законодательства Счетной палатой планируется пересмотр и приведение в соответствии с ним всех внутренних документов, регулирующих ее деятельность.