Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возрождение» открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии в обществе



 

2. Причины формирования новой культуры Возрождения :

бурное развитие городов, банковского дела, мануфактур, простого товарного производства, международной торговли, современного естествознания, научной гелиоцентрической картины мира на основе открытий в области астрономии Н.Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея, географические открытия, формирование новых (буржуазных) отношений.

 

3. Термин «возрождение» означал воскрешение на новом этапе идеалов античности. Эпоха Возрождения фактически отождествлялась с началом эпохи гуманизма.

 

4. Гуманизм (лат. humanus - человечный)– ценностная основа культуры Возрождения. Гуманизм, развиваясь как идеология (идейное движение), становится философско-мировоззренческой основой жизни людей эпохи Возрождения и основным принципом культуры.

 

5. В основе гуманизма лежат принципы:

а) антропоцентризма (во всей идеологической сфере утверждается новый центр – человек, могучая, прекрасная и созидающая личность; что формирует новый тип культуры - креативный),

б) «природосообразности», (познав целесообразность природы человек должен построить столь же целесообразные и гармоничные отношения в обществе),

в) рационализма (познание мира не с помощью догм, а благодаря разуму).

 

6. Главная мировоззренческая задача эпохи Возрождения – постижение, изучение мира, наполненного божественной красотой. (Основная догма христианства – идея божественного происхождения мира и человека оставалась незыблема. Главное назначение человека – проявить свое подобие Бога).

 

7. Особенности культуры Ренессанса:

а) обращение к античному наследию– пониманию красоты как меры и гармонии,

б) синтез античной физической красоты и христианской духовности, в) утверждение искусства главным видом духовной деятельности(как религия в средневековье, а наука и техника в Новое время),

г) тесная связь науки и искусства (синтез идеи и образа),

д) противоречивость культуры эпохи Возрождения (столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека; радость самоутверждения человека в мире сочеталась с трагичностью его существования).

 

8.Этапы культуры Возрождения:

а) Предвозрождение - переход от традиций средневековья к новой культурной ориентации;

б) Раннее Возрождение – формирование в культуре нового

мироощушения, открытие законов научной-линейной перспективы;

формирование творческого метода – классицизма;

в) Высокое Возрождение – олицетворение главных ценностей эпохи:

интеллекта, гармонии, мощи;

открытие законов воздушной перспективы – светотени;

г) Позднее Возрождение – разочарование в гуманистических идеалах;

формирование «маньеризма» - направления западноевропейского искусства, выражавшего кризис гуманистических идеалов, изображавшего трагичность и неустойчивость бытия.

 

9. Маньеризм – антиклассическое течение искусства 16 в., в котором нашли отражение внутренний разлад и чувство бессилия человека перед противоречиями жизни, характеризует кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения

 

10. Культура северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция…) основана на идеях пантеизма– религиозно-философского учения, отождествляющего Бога с природой.

 

11. Северное Возрождение создало жанры живописи: пейзажа, портрета, бытовой картины.

 

12. Отличительная особенность Северного и Итальянского Возрождения:

Итальянскому Возрождениюприсуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности, к преобладанию эстетической стороны изображения жизни;

Северному Возрождению характерны вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и её учения, преобладания этической стороны выражения жизни.

 

13. Реформация – европейское религиозное, социально-политическое движение, направленное против культа и чрезмерной власти католической церкви.

КУЛЬТУРА НОВОГО

ВРЕМЕНИ (17-19вв.)

 

1.Мировоззрение человека нового времени характеризуется переходом от безграничной веры в силу личности к разочарованию, отчаянию и скепсису, к трагическому разладу человека и мира.

 

2. Главная особенность культуры 17в.: следуя принципу предшествующей эпохе-рационалистичности, 17в. сохранил веру в непобедимую силу разума и продолжил познание и преобразование природы.

Лозунгом старого мира был Бог, лозунгом нового мира стал человеческий Разум. Рационализм становится доминантой культуры, наука – главное орудие разума – обретает мировоззренческий статус, познание – социальную ориентацию.

(Богу отводится роль создателя материи, сообщившего ей первотолчок. Человек же при помощи своего разума может объяснить природу вещей.)

 

3.Технические изобретения: воздушные насосы, плавильные печи, водяные двигатели, огнестрельное оружие, маневренные военные корабли.

Научные открытия: Р. Декарт закладывает основы аналитической геометрии, П. Ферма создаёт теорию чисел, И. Ньютон формулирует основные законы механики и открывает закон всемирного тяготения, У. Гарвей создаёт труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», является основателем физиологии и эмбриологии. М.Мальпиги открывает капиллярное кровообращение, является основателем микроанатомии.

Философия развивает противоположные направления: идеализма и материализма.

 

4.Основные художественные направления культуры 17 в.: барокко, классицизм, реализм.

5. Барокко – (в пер. с итальян. странный, причудливый) прославляло и пропагандировало могущество церкви и знати, тяготело к парадной торжественности и пышности.

Б. воплотило в себе чувства падения ренессансных идеалов, осознание социальных, религиозных и экономических кризисов.

Б. характеризуется высоким уровнем выразительности, театральным совмещением реального и фантастического, часто отмечено печатью трагизма, пессимистичности, обреченностью существования.

 

 

6. Классицизм - (в пер. с франц. образцовый) ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Идеологическая основа классицизма включала в себя идеи патриотизма, государственного служения, чувства должны ограничиваться разумом, личному счастью нужно предпочитать установленные обществом нормы морали. Основным критерием прекрасного является разум.

 

7.Реализмправдивое изображение окружающей действительности, свободное от стилевых элементов.

 

8.Просвещение как наиболее влиятельное идеологическое движение определило лицо 18в. Рационалистические концепции определили характер культуры 18в.Человек осознает себя господином своей судьбы, присваивает себе функции творца, убеждается в ненужности «гипотезы бога».

 

9.Научные открытия:

Химические открытия А. Лавуазье, в биологии появляется теория классификации видов К. Линнея и труды Ж. Кювье.

Научный прогресс создаёт предпосылки для свершения в 18 в. Промышленной революции (паровая, прядильная машины, первый машиностроительный завод…).

Развитие философии 18 в.:

деизм, субъективный идеализм, материализм…

 

10. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».Главный лозунг века – «Свобода! Равенство! Братство!» Ориентиром для просветителей служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведавшего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не искусственным законам.

 

11. Основные художественные направления культуры 18 в.: рококо, «просветительский» классицизм, сентиментализм, предромантизм.

 

12.«Просветительский» классицизм характеризуется критическим изображением действительности, стремлением к научному эксперименту в искусстве. Пр. клас. утверждал активную позицию человека по отношению к окружающему миру.

 

13.Рококо(в пер. раковина) – декоративный стиль. Продолжает традиции барокко. Это сочетание остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Выражает чувства и вкусы отчуждённой от политики и гражданственности аристократии и дворянства. Создаёт атмосферу праздности, веселья, развлечения.

 

14.Сентиментализм – литературное течение, проповедовавшее культ человеческих чувств, преклонение перед простым и наивным. Философской основой с. стал субъективный идеализм (Д. Беркли), утверждавший, что в процессе познания мира человек познаёт лишь свои ощущения, а не объективный мир.

 

15. Предромантизмсформировался на основе разочарований в идеалах Просвещения. Для него характерно неверие в возможность человека повлиять на мир. Философской основой пр. стал агностицизм – учение о принципиальной невозможности познания мира человеком.

 

 

16.Кризис идеалов эпохи Просвещения, череда войн, революций, вооруженных конфликтов заставляли человека 19 в. постоянно пересматривать систему культурных ценностей.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник» – лозунг 19 в.

Схематизм, стандартизация пронизывают все стороны жизни, наступает эпоха массовой культуры.

 

18. В связи с переходом к капитализму происходит бурный рост экономики, развитие науки и техники: складывается комплекс гуманитарных наук, Ч.Дарвин выдвигает теорию происхождения человека и естес. отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн), создаётся паровая турбина (швед. инж. Лаваль), открыт двигатель внутреннего сгорания (нем. инж. Дизель), разработана конструкция электродуговой лампы (рус.уч. Яблочков), сконструирован первый радиоприёмник (рус. уч. Попов), изобретён киноаппарат (амер. инж. Люмьеры)…

 

19.Духовная культура 19в. переживает серьёзные изменения: аристократия оттесняется от власти, набирает силу пролетариат; серьёзный кризис переживает церковь – усиливаются атеистические тенденции в обществе. В философии появляется множество теорий: объективно-идеалистическая (Шеллинг, Гегель), отстаивавшая идею поступательного развития человечества на принципах историзма; идеалистическая концепция (Ф.Р.де Шатобриан, А.Шопенгауэр), отвергающая мысль о возможности исторического прогресса; материалистическое учение «марксизм»(К. Маркс, Ф. Энгельс), объясняющее историю человечества как смену формаций и борьбу классов; учение позитивизма (О.Конт), утверждающее, что подлинным знанием обладает только эмпирическое знание.

 

20.Основные художественные направления культуры 19в. – романтизм, реализм, натурализм; течения – декаданс, импрессионизм, постимпрессионизм.

21.Романтизм – худ. направление, ведущим принципом которого становится резкое противопоставление обыденности и мечты, идеализация действительности, мечтательность, оторванность от жизненных реалий.

 

22. Критический реализм – худ. направление, стремящееся наиболее точно и полно передать действительность худ-ными средствами через критическую оценку автора.

 

 

23.Натурализм – худ. направление, возникшее на основе позитивизма, стремившееся к точному («фотографическому») воспроизведению действительности, смакованию отталкивающих, низменных, в основном физиологических проявлений человеческой природы.

 

24.Декадентство, декаданс (пер. с франц. упадок) – течение, проникнутое пессимизмом и отвращением к жизни, нередко эстетизировавшее грехи, пороки и небытие.

 

25.Импрессионизм (пер. с франц. впечатление) – течение, представители которого стремились передать непосредственно-субъективное восприятие окружающего мира с помощью расплывчатых контуров, светлых, пастельных тонов и дробных живописных мазков.

 

26.Постимпрессионизм– течение, возникшее как реакция на импрессионизм и тяготевшее к философским, символическим началам и смыслам окружающей действительности.

 

27.Эклектикаиспользование элементов различных стилей, направлений в одном произведении.

 

28. I пол. 19 в. называют «украинским культурно-национальным Возрождением»:

а) проведена реформа образования – 4 типа школ (приходские, уездные училища, гимназии, университеты);

б) открываются университеты в Харькове, Киеве, которые стали центрами национальной науки, фольклористики…

в) выходят поэмы «Энеида» И. Котляревского на укр. языке, что знаменовало собой начало новой укр. литературы; затем пьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль-чародей» И. Котляревского – начало новой укр. драматургии, сатир. басни П. Гулак-Артемовского и Е.Гребинки, новые произведения укр. прозы Г. Квитка-Основьяненко;

г) создаются народные по содержанию и высокохудожественные по форме произведения Т. Шевченко, которые стали достоянием укр. и мир. культуры;

д) успешно развивается театральное искусство – появляется в Полтаве профессиональный театр, который возглавил И. Котляревский.,

основоположником сценического реализма в укр. и рос. театр. ис-ве стал выд. актёр М. Щепкин;

е)зарождается укр. опера – «Запорожец за Дунаем» П. Гулак-Артемовского;

ё) в укр. живописи происходит переход от академического классицизма к реализму (В. Тропинин, Т. Шевченко и др. создали серию портретов укр. крестьян);

ж) в архитектуре на смену барокко приходит классицизм (начинается застройка площадей городов, освоение юга Украины – Херсона, Мариуполя…, возводятся театры, админ. здания…);

з) успешно развивается устное народное творчество (кобзари, бандуристы, лирники).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.