а) космологичность, центральное мировоззренческое понятие в античном мире было понятие «космос», которое означало порядок, противостоящий Хаосу упорядоченностью и красотой;
б) главные эстетические категории (культуры Др.Греции): красота, мера, гармония;
в) античная культура – тип европейской рациональной культуры (наличие канона);
г) антропоцентризм: человек являлся центром Вселенной. Преимущество жизни над смертью – смысл античного мировоззрения;
д) праздничность.
2. Периоды культуры Др. Греции:
а) Крито-Микенский (2тыс.до н.э.);
б) Гомеровский (11-9 вв.до н.э.);
в) архаичный (8-6 вв.до н.э.);
г) классический (5-4 вв.до н.э.);
д) эллинизма (4-1 вв. до н.э.).
3. Аэды – певцы-сказители.
4. Героический эпос – жанр литературы, основанный Гомером (поэмы «Илиада», «Одиссея»).
5. Древнегреческий полис – город-государство, основанный по гражданскому принципу, признавая над собой лишь верховенство закона, а не человека. В древнегреческом полисе произошёл расцвет личности.
6. Агонистика (от греч. агон) – понятие, обозначающее состязание, борьбу, спорт, соревнование, соперничество, представляет собой явление, пронизывающее все сферы жизни древних греков (военную, политическую, культурную, спортивную, судебную, бытовую). Агонистика – показатель личной и социальной динамики.
7. Калокагатия (греч. «калос»-прекрасный, «агатос»-добрый) – объединение эстетического и этического достоинства, слияние идеального телесного развития и нравственного совершенства. Калокагатия – античный идеал гражданина Д. Греции.
8. Лирика – жанр поэзии: элегия, ямб, мелика.
9. Ордера – архитектурные стили Др. Греции: дорический, ионический, коринфский.
10. Трагедия – литературно-драматургический жанр, основанный на трагическом конфликте героических персонажей, трагическом его исходе (Эсхил, Софокл, Эврипид).
11. Катарсис – способ духовного очищения, оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций.
12. Комедия – литературно-драматический жанр, основанный на высмеивании отрицательных явлений в жизни общества и человека (Аристофан).
базилики – прямоугольные в плане здания, разделенные на продольные части (нефы);
амфитеатры – монументальные строения, где проходили зрелища (бои гладиаторов, зверей, водные состязания и др.);
триумфальные арки - арочные ворота, через которые въезжал полководец-победитель во время триумфов –церемонийв честьпобеды;
форум – площадь, на которой устанавливались возвеличивающие императора скульптуры и строения;
термы – культурные комплексы, состоящие из бани, библиотеки, галерии, спортивного зала и др.;
акведуки –наземные водопроводы.
5. Архитектурные системы:
Др. Греции – стоечно-балочная;
Др. Рима – монолитно-оболочечная.
КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Главным принципом жизни человека средневекового общества было служение (выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии).
2. Главным объектом служения был Бог. Служение Богу предполагает любовь к нему, на путях смирения и покорности.
Вторым объектом служения является господин.
Для рыцарей объектом служения была также и Прекрасная Дама: (отзвук почитания Девы Марии – матери Христа).
3. Социальной особенностью средних веков является переход от античного общества свободных, политически равных граждан – к феодальной иерархиисеньоров и вассалов; от служения обществу, государству – к личному служению своему господину.
4. Христианские идеалы: стремление к загробному существованию; умаление человека, сведение его к греховному существу, осуждение всех радостей земной жизни во имя спасения, искупления грехов; сострадание.
5. Основные черты духовной культуры средних веков:
а) религиозность (христианство выступает как религия, фундаментальная мировоззренческая основа сознания, жизни человека, общества, всей средневековой культуры);
б) традиционализм- обращенность в прошлое (новаторство было
проявлением гордыни,
отступлением
от истины);
в) каноничность;
г) символизм;
д) дидактизм;
е) универсальность, энциклопедичность знания;
ж) психологическая самоуглоблённость;
з) историзм.
6. Особенности Византийской культуры:
а) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;
б) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в дальнейшем основой европейской культуры эпохи Ренессанса;
г) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;
д) формирования православия, повлиявшего на систему христианских этических и эстетических ценностей.
7.Архитектурные формы церковного зодчества: базиликальная и крестово-купольная.
8. Мозаика – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты.
9. Виды живописи Средневековья: фреска, мозаика, икона, книжная миниатюра.
10. Философская мысль Византии:
А) Неоплатонизм (где сочетались стоическое, эпикурейское, скептическое учения с примесью элементов философии Платона и Аристотеля);
Б) Рационалистические философские концепции;
В) Иконоборчество- социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон;
Г) Исихастское движение – философско-мистическое и общественно-политическое течение. Исихасты призывали к строгому аскетизму и полному смирению, пассивной созерцательности, полному упокоению- иссихии, самоуглоблённости.