Переход от Средневековья к Ренессансу ознаменовался переходом от сакрального, религиозного искусства к искусству мирскому, светскому. Под сакральным (или священным) следует понимать особого рода реальность, весьма отличную от «естественной» или мирской. Назовём её для краткости - реальностью Божественного. Цель сакрального искусства – не пробуждение чувств и не передача впечатлений; оно является символом и выражает невыразимое, укеазывает на вечное (т.е. вневременное).. Сакральное искусство является неотъемлимой частью религиозного обряда и ритуала. Икона – здесь вовсе не жанр живописи , это особый тип искусства, в котором заключено миропонимание религиозного человека. Ренессанс не чурался религиозных сюжетов (один из любимых сюжетов художников Возрождения – изображение Богоматери), однако творческие принципы уже иные. Искусство Ренессанса десакрализовано. Это удовольствие для взгляда, но из него изъяты священный трепет и духовный свет. Как указывал П.Флоренский: «чистое религиозное действо перерождается в полутеатральные мистерии, а икона – в так называемую религиозную живопись, в которой религиозный сюжет всё более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа.»
Задание
Внимательно ознакомьтесь с содержанием очерка И.Е.Даниловой [1] и другими указанными источниками и ответьте на следующие вопросы:
а) Что называют прямой и обратной перспективой? Каков сакральный (священный) смысл «обратной» перспективы?
б) Какова роль времени и пространства в иконописи и картине? Что означает следующее высказывание: «Икона – это окно в вечность.»?
в) Почему средневековые иконописцы предпочитали оставаться безымянными?
г) Как изменился социальный статус художника Возрождения, по сравнению со средневековым иконописцем?
Литература
1. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению.(Сложение художественной системы картины кватроченто).-М.:Искусство, 1975.
2. Розин В.М. Введение в культурологию.- М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.
3. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.Антология.Вып.I./Сост. и общ. ред. Н.К.Гаврюшина.-М.:Прогресс,1993.
4. Флоренский П. Обратная перспектива.// Флоренский П.Сочинения. Том 2. У водоразделов мысли.-М: Правда, 1990.- С.43-101.
Искусство как феномен культуры: о типах творчества
О.А.Кривцун в учебнике «Эстетики» характеризует классицистский и романтический типы творчества как «вневременные полюсы» художественной эволюции. Подразумевается, что данные стили «классицизм» и «романтизм» не являются лишь исторически обусловленными (классицизм как направление в западноевропейской литературе и искусстве XVII – XVIII вв., а романтизм – в начале XIX века), но отражают всеобщие принципы художественного творчества. Иначе говоря, вся европейская история искусств может быть нами истолкована как чередование классицизма и романтизма, а особенности индивидуального творчества любого из деятелей искусства, мы можем определить согласно предложенной классификации.
Задание
Внимательно ознакомьтесь с характеристиками данных типов творчества. [1;273-280] Выберите, на своё усмотрение, двух деятелей искусства (композиторов, литераторов, живописцев, архитекторов, скульпторов и т.д.), чьё творчество отражает эти две полярные тенденции. Обоснуйте свой выбор, используя специальную литературу о жизни и творчестве этих мастеров.(Подбор литературы производится самостоятельно)
Возможные варианты, для составления подобных характеристик: Моцарт – Бетховен; Бах – Вагнер; Гёте – Шиллер; Пушкин – Лермонтов; Толстой – Достоевский и т.д.
Примечание
Возможно, что для одной личности присущи обе полярные тенденции, связанные с различными этапами его творческой эволюции. Произведения разных периодов творчества автора, могут нести отпечаток как классических, так и романтических тенденций. При необходимости, укажите на это.