Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство как феномен культуры: икона и картина



 

Переход от Средневековья к Ренессансу ознаменовался переходом от сакрального, религиозного искусства к искусству мирскому, светскому. Под сакральным (или священным) следует понимать особого рода реальность, весьма отличную от «естественной» или мирской. Назовём её для краткости - реальностью Божественного. Цель сакрального искусства – не пробуждение чувств и не передача впечатлений; оно является символом и выражает невыразимое, укеазывает на вечное (т.е. вневременное).. Сакральное искусство является неотъемлимой частью религиозного обряда и ритуала. Икона – здесь вовсе не жанр живописи , это особый тип искусства, в котором заключено миропонимание религиозного человека. Ренессанс не чурался религиозных сюжетов (один из любимых сюжетов художников Возрождения – изображение Богоматери), однако творческие принципы уже иные. Искусство Ренессанса десакрализовано. Это удовольствие для взгляда, но из него изъяты священный трепет и духовный свет. Как указывал П.Флоренский: «чистое религиозное действо перерождается в полутеатральные мистерии, а икона – в так называемую религиозную живопись, в которой религиозный сюжет всё более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа.»

 

Задание

Внимательно ознакомьтесь с содержанием очерка И.Е.Даниловой [1] и другими указанными источниками и ответьте на следующие вопросы:

 

а) Что называют прямой и обратной перспективой? Каков сакральный (священный) смысл «обратной» перспективы?

б) Какова роль времени и пространства в иконописи и картине? Что означает следующее высказывание: «Икона – это окно в вечность.»?

в) Почему средневековые иконописцы предпочитали оставаться безымянными?

г) Как изменился социальный статус художника Возрождения, по сравнению со средневековым иконописцем?

 

Литература

1. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению.(Сложение художественной системы картины кватроченто).-М.:Искусство, 1975.

2. Розин В.М. Введение в культурологию.- М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.

3. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.Антология.Вып.I./Сост. и общ. ред. Н.К.Гаврюшина.-М.:Прогресс,1993.

4. Флоренский П. Обратная перспектива.// Флоренский П.Сочинения. Том 2. У водоразделов мысли.-М: Правда, 1990.- С.43-101.

Искусство как феномен культуры: о типах творчества

О.А.Кривцун в учебнике «Эстетики» характеризует классицистский и романтический типы творчества как «вневременные полюсы» художественной эволюции. Подразумевается, что данные стили «классицизм» и «романтизм» не являются лишь исторически обусловленными (классицизм как направление в западноевропейской литературе и искусстве XVII – XVIII вв., а романтизм – в начале XIX века), но отражают всеобщие принципы художественного творчества. Иначе говоря, вся европейская история искусств может быть нами истолкована как чередование классицизма и романтизма, а особенности индивидуального творчества любого из деятелей искусства, мы можем определить согласно предложенной классификации.

 

Задание

Внимательно ознакомьтесь с характеристиками данных типов творчества. [1;273-280] Выберите, на своё усмотрение, двух деятелей искусства (композиторов, литераторов, живописцев, архитекторов, скульпторов и т.д.), чьё творчество отражает эти две полярные тенденции. Обоснуйте свой выбор, используя специальную литературу о жизни и творчестве этих мастеров.(Подбор литературы производится самостоятельно)

Возможные варианты, для составления подобных характеристик: Моцарт – Бетховен; Бах – Вагнер; Гёте – Шиллер; Пушкин – Лермонтов; Толстой – Достоевский и т.д.

Примечание

Возможно, что для одной личности присущи обе полярные тенденции, связанные с различными этапами его творческой эволюции. Произведения разных периодов творчества автора, могут нести отпечаток как классических, так и романтических тенденций. При необходимости, укажите на это.

 

Литература

1. Кривцун О.А. Эстетика.-М.:Аспект Пресс, 1998.-С.273-280.

2. Стендаль. Расин и Шекспир (люб.изд.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.