Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПринципиальнАЯ классификация факторов риска



 

№ п/п Основные группировки ФР Типы факторов риска
Характер действия · Развитие болезни · Неблагоприятного течения · Рецидивирования
Уровни действия · Популяционные · Организменные (индивидуальные) · Клеточно-молекулярные
Универсальность · Для класса болезней · Для отдельных нозологических единиц
Источник · Внутреннее (генетическое, фенотипическое) · Внешнесредовые (социально-бытовые, производственные, инфекционные, психологические, поведенческие, экологические, климатические и др.)
Значимость · Ведущие · Второстепенные
Стабильность · Постоянные (природные, экологические, генетические) · Непостоянные (инфекционные, социально-бытовые, производственные и др.)
Время действия · Действовавшие ранее · Действующие сегодня
Возможность управления (устранения) · Неуправляемые (генетические, фенотипические у индивидуума, возраст, пол и др.) · Управляемые (экологические, профессиональные, психологические, поведенческие, социальные, медико-биологические и др.)
Уровни управления · Зависящие от индивидуума (не информирован, информирован, но не выполняет) · Зависящие от медицинской службы (качество организации профилактики, лечения, санитарной охраны, просвещения)
Степень изученности · Учтенные · Неучтенные

Основанием для группировки факторов явилось многообразие их качественных характеристик. Необходимо отметить, что пп. 8 и 9 классификации отличаются от предыдущих отсутствием внутренней связи с ними, так как в этих пунктах раскрываются свойства не самих факторов, а внешних сил, которые управляют ФР.

5.1. Методика поисков факторов риска (ФР).


Основой поиска служит анализ заболеваемости детей и под­ростков территории (региона). Предлагаемый алгоритм поисков ФР приведен на рисунке 3.

 
 

 


Рис. 3. Алгоритм поисков ФР

 


Как свидетельствуют результаты научных исследований, у детей имеет место хронизация заболеваний, причем соотношения конкретных видов патологии характеризуются достаточной устойчивостью. К числу преобладающих видов хронической патологии в настоящее время относят:

· 8 класс - острые респираторные инфекции и хронические заболевания органов дыхания.

· 5 класс - психические расстройства (психозы, невротические расстройства и психопатии, умственная отсталость).

· 6 класс - болезни нервной системы и органов чувств (болезни глаза и его придатков, нарушения рефракции и аккомодации).

· 9 класс - болезни органов пищеварения (кариес зубов, болез­ни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, неинфек­ционный энтерит и колит).

· 13 класс - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (приобретенные искривления позвоночника (кифоз, лор­доз, сколиоз) и функциональные нарушения опорно-двигательно­го аппарата (сутулость, круглая спина, прямая спина, сколиотическая осанка, плоскостопие и др.).

· 7 класс - болезни системы кровообращения (хронические ревма­тические болезни сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушения легочного кровообращения, болез­ни артерий, вен, лимфатических сосудов и др.).

· 10 класс - болезни мочеполовой системы

· 3 класс - болезни эндокринной системы и обмена веществ.

· 12 класс - болезни кожи, подкожной клетчатки и соединительной ткани.

При поиске ФР целесообразно выделениеиз МКБ пяти-шести наиболее часто встречающихся для данного возраста заболеваний с последующим анализом типичных для них факторов. Затем следует экспертное ранжированиеих по значимости, выде­ление бесспорных и управляемых ФР, корреляцион­ный анализ.

Исходя из наиболее распространенных заболеваний у детей определены наиболее вероятные ФР (таблица 3).


Таблица 3

Факторы риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей

Класс заболе-вания по МКБ Ведущие факторы риска
8 класс. · неблагоприятные условия проживания: · загрязнения атмосферного воздуха (экологическое неблагопо­лучие); · наследственная предрасположенность (по линии матери); · неблагоприятные климатические условия;  
  · дефекты оздоровительной работы; · нарушения воздушно-теплового режима в образовательном уч­реждении и дома; · отсутствие, недостаточность или нарушения режима закалива­ния; · наличие очага хронического воспалительного процесса; · вредные привычки родителей; · нарушения при использовании полимерных и лакокрасочных материалов, предметов бытовойхимии; · неправильное питание.
5 класс · неблагоприятные микросоциальные условия в семье (алкого­лизм, конфликты, развод, неполные семьи; · психические заболевания у родителей; · длительное пребывание в большом коллективе (круглосуточ­ные группы, продленный день, обучение в "крупной школе"); · большая суммарная учебная нагрузка (в школе и дома); · нерациональный режим дня и режим обучения и воспитания в учреждении; · недостаточная продолжительность ночного сна; · патология беременности и родов, травмы головы у ребенка; · большая продолжительность затрачиваемого времени на дорогу в образовательное учреждение; · недостаточное или нерациональное физическоевоспитание.
6 класс · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · большая зрительная нагрузка; · недостаточное или неправильное физическое воспитание; · неблагоприятные условия обучения и воспитания в учреждении, в первую очередь, недостаточное освещение; · нарушения режима труда и отдыха; · нарушения техники безопасности; · нарушения гигиенических нормативов по использованию компьютеров и технических средств обучения; · бесконтрольное увлечение компьютерными играми и другими электронными развлечениями; · нерациональное питание.
9 класс · нерациональное питание (нарушения технологии приготовле­ния пищи и режима питания, несбалансированность рациона); · наследственная предрасположенность (особенно по линииматери) · неблагоприятный микроклимат в семье (алкоголизм, конфлик­ты, развод, неполные семьи); · неправильное раннее вскармливание;
  · острые кишечные инфекции в дошкольном возрасте; · глистные инвазии; · кариес; · повышенное содержание вредных веществ в атмосферномвоз­духе или питьевой воде; · нарушение законодательства по качеству и безопасности продуктов пи­тания; · повышенная нервно-эмоциональная напряженность в коллективе; · недостаточная продолжительность отдыха и сна.
13 класс · наследственная предрасположенность (биологический фактор); недостаточное или нерациональное физическое воспитание и ранняя спортивная специализация; · низкая физическая подготовленность; · нарушения условий обучения и воспитания в учреждении; · нарушения трудового законодательства при ранней трудовой деятельности; · низкая физическая работоспособность; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона пи­тания ; · неблагоприятнаяэкологическая обстановка на территории проживания; · врожденные аномалии и нарушения процесса костеобразования; · перенесенные травмы.
7 класс · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · пребывание в зоне национальных конфликтов и экологических бедствий; · хронические стрессы, связанные с организацией учебно-вос­питательного режима; · неблагоприятные социальные условия всемье; · избыток массы тела; · высокий показатель заболеваемости при низком уровне не­специфической резистентности; · вредные привычки; · физические перегрузки; · неблагоприятное функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (неблагоприятная реакция на пробу с физической нагрузкой); · задержка роста и развития (низкий рост).
10 класс · врожденные аномалии и пороки развития; · хронические очаги инфекции в носоглотке; · частые респираторные инфекции при низком уровне неспецифи­ческой резистентности; · наследственная предрасположенность (биологический фактор); · неблагоприятная экологическая обстановка на территории про­живания; · вредные привычки; · дефекты полового воспитания.
3класс · неблагоприятная наследственность (хронические заболевания у родителей); · избыток массы тела; · нарушения полноценности и сбалансированности рациона при питании; · вредные привычки; · гормональные нарушения; · патология беременности и родов.
12 класс · нарушения санитарно-противоэпидемического режима в учреж­дении; · нарушения санитарныхнорм и правил по водоснабжению и кана­лизации в учреждении; · неблагоприятные социальные условия в семье; · нарушение условий обучения и воспитания в учреждении; · вредные привычки; · низкая санитарная культура, несоблюдение правил личной ги­гиены и режима дня.

 

В некоторых случаях при выполнении задач СГМ необходима оценка риска развития каких-либо патологических или донозологических состояний. Для этого могут быть использованы показатели относительного риска, выражающие зависимость между распространенностью в группах больных и здоровых детей. Числовые значения таких показателей наиболее распространенных ХНЗ у детей с указанием ранга значимости приведены в таблице 4.

Таблица 4

ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО риска наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний у детей

Факторы Средневзвешенный показатель относительного риска Ранг значимости
Медико-биологические
Родители
Отягощенная наследственность 5,04
Патология беременности или родов 3,11
Выкидыши или мертворождения у матери 2,47
Хронические заболевания у родителей 2,67
«Нервные» родители 2,17
Ребенок
Аллергия в раннем возрасте 3,79
Частые острые респираторные заболевания 3,74
Хронический тонзиллит или аденоидит 3,24
Некариозные поражения твердых тканей зубов 2,81
Низкий гигиенический индекс полости рта 3,21
Медико-социальные
Неблагоприятная экологическая ситуация 2,59
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка 3,29
Курение матери во время беременности 2,44
Курение в доме в присутствии ребенка 2,0
Алкоголизм родителей 2,82
Неполная семья 2,65
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе 2,05
Раннее искусственное или смешанное вскармливание 3,36

 

6. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

 

Медико-экологическая программа (МЭП) - комплекс действий, нап­равленных на уменьшение негативного влияния на здоровье детского и подросткового населения экологических, социально-экономических, санитарно-гигиенических и медицинских факторов риска. МЭП вклю­чает в себя систему лечебно-профилактических мероприятий и медико-экологической реабилитации.

Объектом воздействия МЭП являются дети и подростки на уровне популяции, коллектива или индивидуума.

К основным принципам составления МЭП относятся:

· целевая направленность программы определяется приоритетом проб­лем данного региона (территории) и может быть стратегической, ори­ентированной на много лет вперед, и оперативной (антикризисной);

· специфичность программы определяется региональными особенностя­ми - этническими, климато-географическими, социально-экономически­ми, демографическими, медицинского обес­печения ит.п.;

· комплексность программы определяется необходимостью участия в их подготовке и реализации большого количества различных организа­ций и учреждений - государственных, общественных, благотворитель­ных, частных лиц;

· этапность программы предполагаетчеткую последовательность выполнения мероприятий, представленных в ней.

Основными условиями реализации МЭП являются достаточное финан­сирование, обеспеченность подготовленными кадрами, научно-техни­ческое обеспечение.

Реализации МЭП должны содействовать государственная политика, система социальной и психологической поддержки, система здравоох­ранения.

Содействие государственной политики определяется соответствую­щими законами и постановлениями правительства.

Система социальной и психологической поддержки обеспечивается формированием общественного мнения средствами массовой информации, содействием социальных служб, работников сферы образования, рели­гиозных учреждений и т.п.

Система здравоохранения непосредственно решает вопросы органи­зации мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболева­ний и медико-биологической реабилитации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.