Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез



 

греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и базилики «В» в Филиппах. Мы не знаем точно, как был поставлен купол над первой из них, но структура второй 7 говорит о трудностях подобного соединения, приведших к гибели памятника. Идея купола настойчиво требовала проведения принципа центрической композиции. Поэтому более жизненным оказался тот вариант купольных базилик, который связан с храмами Апостолов в Константинополе и Иоанна Богослова в Эфесе. Это было счастливое соединение традиций — зданий базиликальных, купольных и крестообразных. Архитектурные идеи, связанные с мартириями, помогли создать новые композиции, способные к дальнейшему развитию. Подобный тип вызвал отголоски в строительстве VI в. (церковь Панагии Гека-{592}тонпилиани на острове Паросе), он оказался приемлемым и позже, в XI столетии (собор св. Марка в Венеции).

Еще более важным структурным образованием стали храмы, подобные дворцовой церкви в Каср-ибн-Вардане (Сирия). Церковь является как бы уменьшенной и упрощенной репликой Софийского собора. Центральное пространство перекрыто куполом на очень низком барабане, переход к которому образован парусами. С трех сторон оно охвачено двухъярусными обходами, из которых западный служит нартексом. Близкую структуру имели церковь Марии в Эфесе VI в., собор в Эдессе 8, в VII в.— церковь Успения в Никее. Очевидно, этот тип был распространен в строительстве крупных городов.

Параллельно с ним на периферии существовал тип крестовокупольного храма. В сложившемся виде он известен уже в V в.— это храм св. Давида в Салониках, к нему близки церковь Апостолов и пророков в Герасе, баптистерий в Царицыном граде, церкви Спасителя в Рометте и св. Андрея в Римини, юго-восточная пристройка в Аладжа-Яйла в Ликии (все — V—VII вв.).

 

Церковь св. Стефана в Триглии (Турция).

VIII в. План

 

В конце VI — начале VII в. окончательно оформляются идейные и символические толкования литургии и здания церкви. Новая эпоха считала требования культа главными, а художникам отводила роль лишь исполнителей. Возрастает значение литургии, действия священнослужителей приобретают глубокое символическое значение. В соответствии с требованиями литургии выделяются пространства вимы и подкупольной зоны. Вима соединяется проходами с находящимися теперь обязательно по сторонам алтаря жертвенниками и диаконником. Подкупольное пространство, где совершается таинство евхаристии, становится истинным центром здания.

Новым требованиям наилучшим образом отвечали крестовокупольные храмы, поэтому уже в VI в. они начинают выдвигаться на первый план. Такова Куманин-джами в Анталии (Турция), где соединяются приемы столичной и провинциальной архитектуры. Более последовательно черты столичного искусства выявляются в церкви св. Тита в Гортине (Крит), {593} которую можно рассматривать как слож-

Базилика в Северной Африке. Ок. 400 г.

Реконструкция по мозаике в Табарке.

 

 

Мартирий Симеона Столпника. Ок. 470 г.

Реконструкция. Калат-Семан

 

ный крестовокупольный храм (а не только как купольную базилику).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.