Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники



 

Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадами, колоннады несли стены с освещавшими средние нефы окнами. Крайние нефы прерывались с алтарной, западной стороны поперечно идущими помещениями, прообразами жертвенников и диаконников позднейших построек. В трех средних нефах находились верующие, крайние же занимали подготовляемые к крещению (катехумены). Широкий и высокий центральный неф на западе заканчивался апсидой со скамьями для клира, перед апсидой располагались алтарь и кафедра.

Большое цельное пространство базилики лишено внутренних перегородок. Мерный ритм колоннад организует его движение к апсиде. Все случайное и единичное изгнано. Четкое определение места для каждой группы верующих и собранность всех зон в единый ансамбль сочетаются с намеренным выделением значения алтарного пространства. Общая ритмика становится важнее пластической красоты отдельной формы, и движение, проходящее через ансамбль базилики, приобретает характер идеального. Сами формы не обладают динамикой, но общая организация заставляет взгляд последовательно прослеживать их друг за другом. Возникает мир, организованный единой ритмикой, целенаправленно упорядоченный. Надо всем доминирует светлое верхнее пространство центрального нефа, открытое, но недоступное людям.

Потеря архитектурной формой пластической выразительности и доминирование пространства делают акт зрительного восприятия не динами-{576}чески-активным, а пассивным и созерцательным. Это и есть основной смысл новой художественной концепции.

Однако если новое христианское мировосприятие сразу определенно сказалось в архитектуре времени Константина, то надо учитывать и силу обратного влияния. Использование форм и композиций античности вносило в христианский мир образы и ощущения античной культуры. Разноцветные — зеленые, желтые, красные — полированные колонны, резные базы и капители, чаще всего взятые из каких-либо античных памятников, мраморная облицовка стен, раскрашенные плафоны, золотые и серебряные алтари, светильники — все это свойственное римской архитектуре великолепие делало интерьеры храмов чрезвычайно зрелищными. Это соответствовало триумфальному утверждению христианства в эпоху Константина, но в известной мере противоречило культу духовного и идеального внутри самой христианской религии.

Подобными же чертами отличались и иные по своему назначению и типу культовые постройки первой половины IV в. По заказу Константина были выстроены огромные храмы-мартирии — Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме. Сами мартирии имели центрическую форму — октогон в Вифлееме и ротонда в Иерусалиме, что связывало их с традициями античных геройонов и императорских мавзолеев. Это показывает связь центрических мартириев с образом Христа — героя, триумфатора, царя небес. В обоих городах к мартириям примыкали обширные базилики.

Сложной символикой отличался выстроенный по императорскому заказу храм Апостолов в Константинополе. Имевший в плане вид четырехконечного креста, он олицетворял триумфальную силу христианства и его распространение во всех частях света. Но вместе с тем храм строился и в качестве императорского мавзолея. В центре была устроена гробница Константина, который становился как бы тринадцатым и едва ли не самым главным апостолом. Уже в середине IV в. эта идея оказалась чуждой, и гробница императора была перенесена в сторону. Подобные же постройки под влиянием константинопольского образца возникли в IV в. в Северной Италии, в Милане и других городах.

В качестве храмов при императорских резиденциях в IV в. возникают сложные центрические сооружения (антиохийский октагон, имеющая в плане вид квадрифолия церковь Сан-Лоренцо в Милане). Обходящие их центральные пространства хоры создают сложные, как бы двойные структуры. Подобные композиции встречаются в позднеримских дворцах, виллах, термах.

Эпоха Константина была временем новаторства и экспериментов, когда под влиянием новых требований и идей, используя весь традиционный арсенал форм, зодчие придавали постройкам неведомую прежде выразительность. В следующем, V в. массовое строительство храмов привело к стабилизации и типизации основных приемов и композиций. Базилика становится резко преобладающим, почти обязательным типом храма для каждодневных собраний верующих. Часто ей предшествует атриум, один или два нартекса, к ней примыкают баптистерий и мавзолеи. Весь ансамбль размещается по оси запад — восток, алтарная часть теперь, в отличие от построек эпохи Константина, обращена к востоку.

Канонизация типа вовсе не препятствовала тому, что в каждом из районов Средиземноморья архитектура, основываясь на местных строительных и художественных традициях, приобретала оригинальный харак-{577}тер. Вместе с тем культурная, религиозная и часто политическая общность всей




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.