Цель: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени.
Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения.
До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали.
Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом.
№
Числовые ряды
№
Числовые ряды
2 4 6 8 10 12 14 ... ...
21 18 16 15 12 10 9 ... ...
6 9 12 15 18 21 24 ... ...
3 6 8 16 18 36 38 ... ...
3 6 12 24 48 96 192 ... ...
12 7 10 5 8 3 6 ... ...
4 5 8 9 12 13 16 ... ...
2 8 9 27 30 90 93 ... ...
22 19 17 14 12 9 7 ... ...
8 16 9 18 11 22 15 ... ...
39 38 36 33 29 24 18 ... ...
7 21 18 6 18 15 5 ... ...
16 8 4 2 1 1/2 1/4 ... ...
10 6 9 18 14 17 34 ... ...
1 4 9 16 25 36 49 ... ...
Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!"
По истечении 7 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"
Обработка результатов
Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"
Номер ряда
Продолжение ряда
Номер ряда
Продолжение ряда
Номер ряда
Продолжение ряда
1. 2. 3. 4. 5.
16; 18 27; 30 384; 768 17; 20 4; 2
6. 7. 8. 9. 10.
11; 3 1/8; 1/16 64; 81 6; 4 76; 78
11. 12. 13. 14. 15.
1; 4 279; 282 30; 23 15; 12 30; 33
Анализ результатов
Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.
14 – 15 рядов - аналитичность очень высокая или отличная;
11 – 13 - высокая или хорошая;
8 – 10 - аналитичности средняя или удовлетворительная;
7 – 6 - аналитичность низкая или плохая;
5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.
Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.
Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.
Словесный лабиринт»
Цель: Определение уровня лабильности-ригидности мыслительного процесса.
Лабильность – скорость перестройки процессов при последовательном переходе от решения одних задач к решению других. Так как для решения задач не существует одного алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа на другой. Показателем лабильности в данной методике является время решения каждой из десяти задач.
Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствуют о трудностях переключения, что типично для ригидного типа субъекта. Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).
Для каждого испытуемого следует заготовить 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке. Под лабиринтом подразумевается столбик беспорядочно перемешанных бук 6 строк по 6 букв в каждой строке. Набор букв выглядит случайным, но в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово. Для регистрации времени выполнения задачи нужен ручной секундомер. Позднее эти показатели времени будут использованы для построения графика, определяющего особенности ригидности-лабильности мышления каждого отдельного субъекта.
Ход работы:
Инструкция: «Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Первое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом; т. е. вход и выход лабиринта всегда четко определены. Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье правило состоит в том, что любая "пройденная" буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска по секундомеру».
Обработка результатов:
1. По временным показателям решения всех десяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абсцисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси ординат указать временные затраты, выраженные в сек.
2. Сделать качественный анализ графика. Проанализировать стабильность показателей времени выполнения задач. Относительно стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мыслительного процесса, на переход на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдений можно также отметить индивидуальные особенности мышления с выбором; тех или иных стратегий.
3. Сопоставить свои индивидуальные средние результаты со средними по группе и оценить свой уровень лабильности мыслительного процесса, для чего необходимо вычислить среднее и стандартное отклонение и построить интервал «среднего значения».