Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выделение существенных признаков»



Простые аналогии»

Цель: Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Применяется чаще всего для обследования детей от 10 лет и старше.

Инструкция: "Посмотрите, здесь написано два слова: сверху "лошадь", снизу "жеребенок". Какова между ними связь? ...Жеребенок — детеныш лошади. Справа то же самое: сверху одно слово — "корова", а снизу - 5 слов на выбор. Из них надо выбрать только одно, которое так же относится к слову "корова", как "жеребенок" к "лошади". Это будет... "теленок". Значит нужно вначале для себя установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа, выбрав необходимое для этого слово под чертой".

Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором столбике в каждом задании нужно подчеркивать одно слово.

 

Текстовый материал:

 

Лошадь Жеребенок ____________Корова_________________ Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык
Тонкий Толстый ____________Безобразный__________________ Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый
Свинец Тяжелый ___________________Пух_________________ Трудный, Перина, Перья, Легкий, Куриный
Ложка Каша _____________Вилка______________ Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда
Нога Костыль _____________Глаза___________ Палка, Очки, Зрение, Слезы, Нос
Коньки Зима ______________Лодка_______ Лед, Каток, Весло, Лето, Река
Ухо Слушать __________________Зубы___________ Видеть, Лечить, Рот, Щетка, Жевать
Собака Шерсть ________________Щука________ _____ Овца, Ловкость, Рыба, Удочка, Чешуя
Пробка Плавать ________________Камень_______________ Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик
Чай Сахар ______________Суп____________ Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка
Дерево Сук ________________Рука____________ Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец
Дождь Зонтик ___________Мороз___________ Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба
Школа Обучение _________________Больница_________________ Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной
Песня Глухой ________________Картина________________ Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной
Нож Сталь _______________Стол_____________ Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть
Рыба Сеть _____________Муха_____________ Комар, Комната, Жужжать, Паутина
Птица Гнездо ____________Человек____________ Люди, Птенец, Рабочий, Дом, Зверь
Хлеб Пекарь _______________Дом_______________ Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь
Пальто Пуговица _____________Ботинок_______________ Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа
Коса Трава _______________Бритва_______________ Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент

Ключ

1. Теленок. 2. Красивый. 3. Легкий. 4. Мясо. 5. Очки. 6. Лето. 7. Жевать. 8. Чешуя. 9. Тонуть. 10. Соль. 11. Палец. 12. Шуба. 13. Лечение. 14. Слепой. 15. Дерево. 16. паутина. 17. Дом. 18. Строитель. 19. Шнурок. 20. Волосы.

Оценка в баллах:

Уровень высокий средний низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 17-15 14-13 12-11

 


Сложные аналогии»

Цель: Методика используется для выявления того, насколько доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных взаимосвязей.

Описание:Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предполагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов ассоциативной связи в их буквенном обозначении: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношения между словами в паре, затем найти аналог, то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из "шифра". Время ограничено - 3 минуты.

Инструкция: "Перед Вами на бланке 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Вы должны сначала определить отношения между парами слов, а затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы "шифр". После этого обведите в буквенном ряду ту из 6 букв, которая по Вашему мнению соответствует найденному в "шифре" аналогу".

Текстовый материал :

1. Испуг – бегство ........................... А Б В Г Д Е

2. Физика - наука.............................. А Б В Г Д Е

3. Правильно - верно....................... .А Б В Г Д Е

4. Грядка - огород............................. А Б В Г Д Е

5. Пара – два…….............................. А Б В Г Д Е

6. Слово – фраза…........................... А Б В Г Д Е

7. Бодрый – вялый ………............... А Б В Г Д Е

8. Свобода - воля …………………..А Б В Г Д Е

9. Страна - город А Б В Г Д Е

10. Похвала - брань............................ А Б В Г Д Е

11. Месть – поджог……….…………А Б В Г Д Е

12. Десять- число ............................. А Б В Г Д Е

13. Плакать – реветь……....... ……….А Б В Г Д Е

14. Глава - роман ............................. А Б В Г Д Е

15. Покой - движение .................... А Б В Г Д Е

16. Смелость - геройство................... А Б В Г Д Е

17. Прохлада - мороз …..................... А Б В Г Д Е

18. Обман - недоверие ....................... А Б В Г Д Е

19. Пение - искусство......................... А Б В Г Д Е

20. Тумбочка - шкаф .......................... А Б В Г Д Е

Таблица "Шифр"

А — "Овца — стадо"

Б — "Малина — ягода"

В — "Море — океан"

Г — "Свет — темнота"

Д — "Отравление — смерть'

Е — "Враг — неприятель"

Ключ:
№ пп
Шифр Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

 

Оценка в баллах:

Уровень высокий средний низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов 16-15 14-12 11-10 9-8

 

Выделение существенных признаков»

Цель:Методика используется для исследования особенностей мышления по дифференциации существенных признаков предметов или явлений от второстепенных. По характеру выделенных признаков можно судить о преобладании абстрактного или конкретного стиля мышления.

Описание:Слова в заданиях подбираются таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность к улавливанию абстрактного значения тех или иных понятий и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных признаков выделяются частные, конкретные.

Тест предназначен, как правило, для индивидуального обследования, при этом все вопросы, а также дополнительные суждения, записываются в протокол исследования.

Инструкция:"В каждой строке текста Вы видите одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками".

Текст:

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, течение, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (Правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, тексты)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Ключ к методике:

1. Растения, земля 11. Сражение, солдаты

2. Берег (течение), вода 12. Бумага, тексты

3. Здания, улицы 13. Голос, мелодия

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум

5. Углы, стороны 15. Книги, читатели

6. Делимое, делитель 16. Почва, дерево

7. Диаметр, округлость 17. Состязания, победа (стадион)

8. Глаза, текст 18. Врач, больные

9. Бумага, редактор 19. Чувства, человек

10. Игроки, правила 20. Родина, человек

 

Оценка в баллах:

 

Уровень высокий средний низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 17-16 15-14 13-12 11-10

 


Исключение лишнего»

Цель:Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки (вербальный вариант).

Инструкция: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится, его необходимо найти и исключить (вычеркнуть )".

Текст: ( бланк для вербального варианта )

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий,веселый, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

 

Оценка в баллах:

Уровень высокий средний низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов 16-15 14-13 12-11

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.