Цель: Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Применяется чаще всего для обследования детей от 10 лет и старше.
Инструкция: "Посмотрите, здесь написано два слова: сверху "лошадь", снизу "жеребенок". Какова между ними связь? ...Жеребенок — детеныш лошади. Справа то же самое: сверху одно слово — "корова", а снизу - 5 слов на выбор. Из них надо выбрать только одно, которое так же относится к слову "корова", как "жеребенок" к "лошади". Это будет... "теленок". Значит нужно вначале для себя установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа, выбрав необходимое для этого слово под чертой".
Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором столбике в каждом задании нужно подчеркивать одно слово.
Цель: Методика используется для выявления того, насколько доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных взаимосвязей.
Описание:Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предполагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов ассоциативной связи в их буквенном обозначении: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношения между словами в паре, затем найти аналог, то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из "шифра". Время ограничено - 3 минуты.
Инструкция: "Перед Вами на бланке 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Вы должны сначала определить отношения между парами слов, а затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы "шифр". После этого обведите в буквенном ряду ту из 6 букв, которая по Вашему мнению соответствует найденному в "шифре" аналогу".
Текстовый материал :
1. Испуг – бегство ........................... А Б В Г Д Е
2. Физика - наука.............................. А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно....................... .А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород............................. А Б В Г Д Е
5. Пара – два…….............................. А Б В Г Д Е
6. Слово – фраза…........................... А Б В Г Д Е
7. Бодрый – вялый ………............... А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля …………………..А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань............................ А Б В Г Д Е
11. Месть – поджог……….…………А Б В Г Д Е
12. Десять- число ............................. А Б В Г Д Е
13. Плакать – реветь……....... ……….А Б В Г Д Е
14. Глава - роман ............................. А Б В Г Д Е
15. Покой - движение .................... А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство................... А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз …..................... А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие ....................... А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство......................... А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф .......................... А Б В Г Д Е
Таблица "Шифр"
А — "Овца — стадо"
Б — "Малина — ягода"
В — "Море — океан"
Г — "Свет — темнота"
Д — "Отравление — смерть'
Е — "Враг — неприятель"
Ключ:
№ пп
Шифр
Д
Б
Е
А
Е
А
Г
Е
В
Г
Д
Б
Е
А
Г
Е
В
Д
Б
В
Оценка в баллах:
Уровень
высокий
средний
низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов
16-15
14-12
11-10
9-8
Выделение существенных признаков»
Цель:Методика используется для исследования особенностей мышления по дифференциации существенных признаков предметов или явлений от второстепенных. По характеру выделенных признаков можно судить о преобладании абстрактного или конкретного стиля мышления.
Описание:Слова в заданиях подбираются таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность к улавливанию абстрактного значения тех или иных понятий и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных признаков выделяются частные, конкретные.
Тест предназначен, как правило, для индивидуального обследования, при этом все вопросы, а также дополнительные суждения, записываются в протокол исследования.
Инструкция:"В каждой строке текста Вы видите одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками".
Текст:
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, рыболов, течение, вода)
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
7. Диаметр, округлость 17. Состязания, победа (стадион)
8. Глаза, текст 18. Врач, больные
9. Бумага, редактор 19. Чувства, человек
10. Игроки, правила 20. Родина, человек
Оценка в баллах:
Уровень
высокий
средний
низкий
Оценка в баллах
Количество правильных ответов
-
17-16
15-14
13-12
11-10
Исключение лишнего»
Цель:Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки (вербальный вариант).
Инструкция: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится, его необходимо найти и исключить (вычеркнуть )".