Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. Междометия и звукоподражательные слова



По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам живой или неживой природы.

В отличие от междометий они не выражают эмоций или побуждений, и представляют собой воспроизведение фонетическими средствами данного языка разного рода звучаний (криков животных, птиц, разнообразных шумов, сопровождающих те или иные явления природы (мяу, хрю-хрю, ква-ква, кап-кап, бац и др.).

В научной литературе при анализе подобных слов выделяется три группы:

· первая группа (брык, толк, прыг, бух, скок и др.) является глагольными формами ультрамгновенного вида и не может быть звукоподражателями. Все эти формы соотносятся с соответствующими инфинитивами (брыкаться, толкнуть, прыгать, бухнуть, скакать и др.);

· вторая группа – это слова, которые являются звукоподражаниями и не относятся к глаголам ультрамгновенного вида (бам, бом, динь и др.) Длительность звучания может быть обозначена удлинением (повторением) гласных или конечных согласных (бам-м, бом-м), или повторением всего звукового комплекса (бам-бам, бом-бом, динь-динь);

· третья группа – это слова, синкретичные по своей природе, объединяющие как признаки ультрамгновенных глаголов, так и признаки звукоподражаний (бах!, тресь!, хрусть!, дзинь! и др.) Они могут соотноситься с инфинитивами (бахать, трещать, хрустеть, дзинькать и др.) и могут с помощью повтора приобретать значение длительности звука (бах-бах, тресь, хр-р-русть, дзи-и-нь и др.)

При определении группы звукоподражаний по значению учитывается, какие звуки имитирует слово:

· звуки, издаваемые людьми (кхе-кхе, хи-хи-хи, ха-ха-ха, ку-ку и др.);

· звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, кря-кря, хрю-хрю);

· звуки, издаваемые предметами неживой природы (бом, бам, динь, у-у-у-у, тик-так и др.).

Звукоподражания по структуре морфологически нечленимы и не имеют форм словоизменения.

Процесс словообразования звукоподражаний в отличие от всех остальных частей речи не связан с другими частями речи: в звукоподражания не переходят ни знаменательные, ни служебные части речи. Звукоподражания создаются непосредственно из звуков и их сочетаний, не образующих при этом морфем.

Звукоподражания обладают свойством фонетического варьирования слова: гласные и согласные звуки, слоги, а также все слова могут повторяться. (Например, звукоподражание Бом! может иметь фонетические варианты: Бом-м! Бо-о-м! Бом-бом! Бом-м-бом-м! Бо-о-м-м! и др.).

Звукоподражания, подобно междометиям, не выполняют номинативную функцию, но в отличие от междометий они не выражают эмоциональности, и вследствие этого не оказывают влияния на эмоциональность предложения.

Звукоподражания могут выполнять в предложении функции:

· прямой речи ("Так-так, так-так!" - стучали над головой ходики).

· различных членов предложения, если субстантивируются ("О-о-о!" пронеслось над головой (подлежащее).).

· самостоятельного высказывания, если стоят вне информативно значимого предложения и могут быть опущены без ущерба для содержания текста (Бац-бац! Раздались выстрелы.).

V. Схема разбора междометий и звукоподражательных слов

1. Слово в предложении

2. Часть речи

3. Разряд по значению

4. Разряд по структуре

5. Производное / непроизводное

6. Морфологические особенности

7. Функция в предложении

Вопросы для самопроверки

1. Какую группу слов в русском языке принято относить к междометиям? Приведите примеры.

2. Правомерно ли считать междометие отдельной частью речи? Почему?

3. На какие разряды по значению можно разделить междометия. Покажите на примерах.

4. Какие чувства могут выражать эмоциональные междометия? Приведите примеры.

5. Какие волевые реакции могут быть переданы междометиями? Приведите примеры.

6. Что выражают «формы речевого этикета». Считать ли их частью междометий. Приведите примеры.

7. Из каких частей речи формируются производные междометия. Приведите примеры.

8. Каков фонетический состав непроизводных междометий. Приведите примеры.

9. Расскажите о структуре простых и составных междометий. Приведите примеры.

10. Охарактеризуйте звукоподражательные слова.

11. Расскажите о правописании междометий.

 

Основная литература

1. Аникина А.Б., Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология. – М., 1983.

2. Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.,1989. – С.530-531

3. Современный русский язык/Под ред. П.А. Леканта. – М.,2000. – С.352-353

4. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. – М.,1984. – С.427-439

5. Краткая русская грамматика/Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В. Лопатина. – М.,1989. – С.341-345

6. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. – М.,1991. – С.217

Дополнительная литература

1. Германович А.И. Междометия русского языка. Киев, 1996

2. Карпов Л.П. Междометия в составе русского предложения/Русский язык в школе. 1971. № 1.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

«Междометия и звукоподражательные слова

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.