1. Охарактеризуйте частицу как служебную часть речи
| |
2. Укажите разряды частиц
| |
3.Укажите, какие значения имеют отрицательные частицы не и ни
| |
4. Укажите, какие значения выражают модальные частицы?
| |
5. Назовите формообразующие частицы и образуйте с их помощью формы условного и повелительного наклонения глаголов
| 1. петь 2. решать 3. говорить
|
6. Определите значение частиц не и ни, раскройте скобки, выбрав возможный в данном случае вариант
| 1. Скажешь - (не, ни) воротишь, напишешь - (не, ни) сотрешь.
2. Наш Демид (не, ни) туда глядит.
3. Как (не, ни) вертится собака, а хвост все сзади.
4. (Не, ни) тот силен, кто кричит, а тот, кто голову имеет.
5. (Не, ни) один рот без капусты (не, ни) живет.
|
7. Укажите, в каких случаях не является частицей, в каких приставкой
| 1. Чужой землей и отчим краем (не)мало помотало нас.
2. Он (не) красивой верен свято.
3. Умный при (не) удаче винит себя.
4. Храбр (не) тот, кто страха (не) знает, а кто узнал и навстречу шагает.
|
8. Найдите в ряду слов указательную частицу. Определите, какой частью речи является каждое из слов
| 1. он 2. ни 3. такой 4. вот 5. этот
6. оттуда 7. так как
|
9. Выделите модальные частицы и определите их смысловые оттенки
| 1 вот 3 разве 5 как раз 7 только 9 что за
2 как 4 именно 6 вряд ли 8 ведь 10 -ка.
|
10. Определите значение частицы ни в предложениях
| 1. И ни огня, и ни людей.
2. На милю вокруг не было ни огня, ни людей.
3. Куда ни смотри, кругом пустота.
4. Ну ни поесть, ни поспать.
5. Что ни говори - все пустое.
|
11. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы
| Во что(бы) то (не, ни) стало; (не, ни) (при) чем; (не, ни) кому иному; был в театре (не, ни)раз; не был в театре (не, ни) разу; (не, ни) один из них (не, ни) пришел; он был в кино (не, ни) один; (кое) (с) кем; (кое)какой; почему (то); (не)(за) что благодарить; (что) бы (то) (не, ни) было; довольно(таки); чего только мы (не, ни) увидели на базаре; кто (не, ни) едал румяного топленого молоко из крестьянской печки; кто (не, ни) придет - всем рады; куда (не, ни) посмотри - всюду лес.
|
12. Определите, чем является слово это (местоимением, частицей) в следующих предложениях
| 1. Она, насупившись, умолкала, но было видно, что это ненадолго.
2. Это была самая веселая минута в его длинном путешествии.
3. Это что же, порода такая?
4. Что же это ты все молчишь?
5. Кто это с тобой разговаривал?
6. Это очень точно.
7. Куда это мои сапоги подевались?
|
13. В роли какой части речи выступает слово весь (всё, все, вся) в данных
предложениях:
1) местоимения;
2) субстантивированного местоимения;
3) наречия;
4) частицы.
| 1. Ему все нравилось,
2. Смех разбирал его все больше и больше.
3. После северных туманов все здесь было ярче.
4. Писем не было, девушка становилась все печальнее.
5. Весь город спал.
6. Я под суд попал, а все по клевете,
7. Он ходил все время простуженный.
|
14. Функцию какой части речи (союз, частица) выполняет слово и:
1) союз;
2) частица
| 1. Ему не хватало воздуха, и он жадно его хватал.
2. Пускай пользуются и те, и другие.
3. Я и не поехал туда.
4. Не хочу и думать об этом.
5. И вы согласились?
6. Он уже и сам не рад.
7. Я встретил вас — и все былое в отжившем сердце ожило.
|
15. Какой частью речи является слово просто в следующих предложениях:
1) наречием;
2) кратким прилагательным;
3) частицей.
| 1. Задача решается просто.
2. Этому просто нельзя верить.
3. Все это просто ложь.
4. Это дело не так просто, как кажется.
5. Они живут просто и скромно.
6. Я просто забежал к вам на огонек.
7. Даша одета просто, но со вкусом.
8. Просто невероятно!
9. Комната была обставлена просто.
|
16. Определите, к какому разряду относятся выделенные частицы:
1) формообразующие
2) словообразующие
3) смысловые
4) эмоционально-экспрессивные
5) модальные.
| 1. Вот парадный подъезд. (Н.)
2. Подготовку к севу нужно начинать приблизительно в марте.
3. Эти слова даже выговорить страшно.
4. Что за жизнь тогда была!
5. Где тебе тягаться со мной, со мною, с самим Балдой. (П.)
6. Скала эта защищает нас от северных, но отнюдьне от южных ветров.
7. Куда ему до тебя!
8. Девушка поила нашу лошадь из какой-то речки.
9. Он казался похожим на управляющего каким-нибудь крупным имением.
10.Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары да мухи.
11. Я бы на это не решился.
12. Пусть он уйдет!
13. Поезд приходил переполненный и стоял только три минуты.
14. Неужели вы воспользуетесь этим?
15. Я вам надоел, да?
16. Мне сразу вроде стало легче.
17. В кладовых у него одни мыши.
18. Вы куда это? Вернитесь.
|
17. Какие модальные оценки вносятся в высказывание с помощью выделенных частиц?
| 1. Нет, я не был его другом.
2. Он отнюдь не робкого десятка.
3. Тебя вызывали? — Да. вызывали.
4. У девушки на глазах действительно появились слезы.
|
18. Подчеркните глаголы, с которыми НЕ пишется слитно
| 1. Он рыться (не) имел охоты в хронологической пыли бытописания земли.
2. (Не) спится, няня: здесь так душно!
3. Татьяна смотрит и не видит, волненье света (не) навидит.
4. Он (не) доедает.
5. Он (не) доедает суп.
6. Дети (не) допили компот и убежали.
7. Он (не) доиграл шахматную партию.
|
19. Сделайте морфологический разбор частицы
| Поставим ли мы когда-нибудь памятник нашим героям-одиночкам? И место есть – хотя бы рядом с крепкой фигурой весьма Долгорукого князя. (Новая газета)
|