Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Котельникова Анастасия Владимировна



Котельникова Анастасия Владимировна

 

ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

(НА МАТЕРИАЛЕ ВЫБОРКИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ)

Корреляты - статистические взаимосвязи между показателями или переменными, вычисленные на основе корреляционного анализа

 

Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Москва – 2009


Работа выполнена в Лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии Российской Академии Наук.

 

Научный руководитель – кандидат психологических наук

Падун Мария Анатольевна

 

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Сухарев Александр Владимирович,

кандидат психологических наук, доцентБлинникова Ирина Владимировна

 

 

 

Ведущая организация – Московский Гуманитарный университет, кафедра общей психологии и истории психологии

 

 

Защита диссертации состоится "11" июня 2009г. в 14.00 час.на заседании диссертационного совета Д.002.016.02 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13.

 

Автореферат разослан "____" ________________ 2009 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета Савченко Т.Н.

Кандидат психологических наук

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Произошедшие на рубеже ХХ-ХХI веков изменения во внутренней и внешней политике России определили высокую актуальность проблемы миграции. В отличие от добровольной перемены места жительства (в поисках, например, улучшения жизненных условий), вынужденно люди переезжают, как правило, вследствие военных действий, притеснения властей, дискриминации по национальному признаку или религиозным убеждениям. Изначальный конфликт между отсутствием позитивной мотивации к переезду и физической невозможностью дальнейшего пребывания на исторической родине, травматизация психики, определяемая причинами и историей миграции, а также трудности адаптации на новом месте определяют формирование весьма специфического опыта вынужденных переселенцев, который выходит за рамки обычного и повседневного.

Принимая решение об отъезде с исторической родины, люди, как правило, оказываются в ситуации, когда вполне сложившиеся жизненные структуры рушатся, и практически не остается сколько-нибудь ясных и четких ориентиров, определяющих дальнейшее развитие событий. Выбирать приходится между будущим и прошлым, неизвестностью и неизменностью, тревожной неопределенностью и чувством вины за упущенные возможности. Детальное изучение феноменологии вынужденной миграции предоставляет возможность осмыслить переживания людей, «зажатых» между невозможностью и необходимостью, вынужденно приехавших в «свою» Россию и неожиданно оказавшихся в ней «чужаками», и оценить их нынешний психологический статус в ракурсе эффективности принятого когда-то решения о переезде.

Рассматривая в настоящей работе вынужденное переселение как трудноразрешимую жизненную ситуацию, когда перед человеком возникает задача совладания со сверхсложными обстоятельствами, мы опирались на положения психиатрического стандарта, используемого российскими клиницистами, где вынужденная миграция специально отмечается как одна из «аномальных психосоциальных ситуаций», связанных с повышенным риском возникновения психических нарушений («Многоосевая классификация…», 2003), и интерпретировали последствия переживания вынужденного переселения в рамках концепции посттравматического стресса, крайние варианты которого выражаются в развитии посттравматического стрессового расстройства. Адаптационные ресурсы анализировались на когнитивно-личностном уровне, операционализированном посредством базисных убеждений - интегративного объяснительного конструкта социально-когнитивных теорий личности (Bruner,1960; Франселла, Баннистер, 1987; Janoff-Bulman, 1989; Fiske, Taylor, 1991), и на субъектном уровне посредством широко известного в контексте экзистенциально-гуманистического направления психологической мысли конструкта смысложизненных ориентаций личности (Леонтьев, 2003).

 

Целью диссертационного исследования является изучение (термин процесса) личностных коррелятов посттравматического стресса у вынужденных переселенцев.

В соответствии с данной целью определены следующие задачи:

Теоретические:

1. Проанализировать особенности вынужденной миграции как аномальной психосоциальной ситуации;

2. Описать ресурсы совладания со стрессом у вынужденных переселенцев;

3. Изучить роль базисных убеждений как глубинной детерминанты совладания с последствиями психической травматизации;

4. Изучить вклад смысловых образований личности в процесс преодоления трудных жизненных ситуаций. процесс

Эмпирические:

1. Разработать и провести апробацию модифицированной версии опросника «Шкала базисных убеждений Р.Янофф-Бульман;

2. Исследовать выраженность наличного психического дистресса[1], а также различия в характеристиках базисных убеждений и смысложизненных ориентаций в группах вынужденных переселенцев, покинувших территорию Чеченской республики до начала военных действий, с началом войны и никогда не выезжавших за пределы республики в статусе беженца или вынужденного переселенца;

3. Выделить личностные характеристики, опосредующие определение мигрантского статуса[2] испытуемых;

4. Проанализировать вклад стрессора «военные действия» в структуру мигрантской травмы: сопоставить степень выраженности признаков посттравматического стресса и характеристики базисных убеждений у групп переселенцев, имеющих опыт пребывания на территории боевых действий и не имеющих такового;

5. Исследовать взаимосвязи смысложизненных ориентаций и базисных убеждений личности с психологическими последствиями стресса вынужденного переселения.

Объектом исследования является личностные корреляты посттравматического стресса у вынужденных переселенцев из г.Грозного.

Предметом исследования выступает взаимосвязь личностных свойств, базисных убеждений, а также смысложизненных ориентаций с интенсивностью посттравматического стресса.

Теоретико-методологической основой исследования являются субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Л.И.Анцыферова); интегративный подход к проблеме посттравматического стресса (Н.В.Тарабрина); концепция психической травмы Р.Янофф-Бульман; представления о личностных смыслах в трудах отечественных и зарубежных исследователей (В.Франкл, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев); теория экзистенциального выбора С.Мадди.

Методики исследования:

1. Модифицированный вариант методики «Шкала базисных убеждений» Р.Янофф-Бульман в адаптации М.Падун, А.Котельниковой;

2. Опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), адаптированный Н.В.Тарабриной с соавторами;

3. Шкала оценки влияния травматического события М.Горовица, адаптированная Н.В.Тарабриной с соавторами;

4. Личностный опросник Big Five (форма S) в адаптации С.Д.Бирюкова;

5. Опросник депрессивности А.Бека (Beck Depression Inventory);

6. Тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А.Леонтьева;

7. Шкала социальной желательности Д.Марлоу и Д.Крауна.

Достоверность научных результатовобеспечивалась адекватностью применяемых методик, анализом и проверкой полученных данных с помощью различных статистических процедур. Статистическая обработка данных проводилась при помощи статистической программы «Statistica 6.0» и включала факторный (эксплораторный и конфирматорный), корреляционный, однофакторный дисперсионный, дискриминантный анализы, оценку надежности методики, а также анализ значимости различий.

 

Гипотезы исследования:

1. Интенсивность наличного психического дистресса у вынужденных переселенцев на момент исследования связана с принятым ими решением об отъезде с исторической Родины, при этом характер принятого решения опосредуется личностными характеристиками испытуемых.

2. Уровень выраженности признаков посттравматического стресса соотносится с комплексным характером феномена вынужденной миграции: переселенцы, имеющие опыт пребывания на территории боевых действий, демонстрируют более высокий уровень посттравматических стрессовых реакций.

3. Базисные убеждения личности и система жизненных смыслов у вынужденных переселенцев связаны с интенсивностью посттравматического стресса.

 

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

В исследовании проанализировано современное состояние проблемы стресса вынужденного переселения. Особое внимание уделено изучению экзистенциальных переживаний лиц, вынужденно покинувших историческую Родину. Освещается тема собственной ответственности человека за принятие решения в трудной жизненной ситуации: впервые на отечественном материале выявлены личностные характеристики, опосредующие этот процесс.

Расширена теоретическая и методическая база для изучения базисных убеждений: в исследовании проведена апробация и стандартизация модифицированного варианта методики «Шкала базисных убеждений», при этом на материале обследованной выборки показано, что картина мира испытуемых, описанная в терминах базисных убеждений, никак не соотносится с национальным признаком, что позволяет вести речь о применении апробированного варианта методики в кросс-культурных исследованиях.

Ресурсы совладания со стрессом в ситуации вынужденного переселения проанализированы на когнитивно-личностном уровне индивидуальности. Получены новые данные, характеризующие природу взаимосвязи свойств и состояний личности в ситуации принятия решения в трудных жизненных обстоятельствах.

 

Практическая значимость исследования:

Полученные в исследовании результаты имеют значение для детального изучения феномена вынужденной миграции и разработки индивидуальных программ поддержки и реабилитации лиц, перенесших вынужденное переселение, с целью преодоления негативных последствий пережитых событий, облегчения социокультурной адаптации и поддержания психического здоровья.

Апробированный и валидизированный в исследовании модифицированный вариант методики «Шкала Базисных Убеждений» может быть использован в практической работе для диагностики нарушений представлений об окружающем мире и собственном «Я». Показанную взаимосвязь некоторых характеристик личности и способности к принятию жизненно важного решения в условиях вынужденной миграции предполагается учитывать при разработке методов психологической коррекции психических состояний лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивность наличного психического дистресса у вынужденных переселенцев связана с принятым ими решением об отъезде с исторической Родины: больший дистресс переживают лица, оставшиеся на территории постоянного проживания – те, кто в разное время смог уехать, демонстрируют меньший уровень травматизации, большую осмысленность жизни и более позитивные базисные убеждения;

2. Мигрантский статус связан с личностными характеристиками испытуемых: первыми принимают решение о переезде лица, обладающие высокой открытостью к усвоению нового опыта, затем к ним присоединяются экстраверты, остаются на Родине – интровертированные индивиды с высоким уровнем негативной эмоциональности

3. Для мигрантов с низким уровнем выраженности посттравматического стресса характерны более позитивные базисные убеждения о ценности и значимости собственного «Я» и возможностях контролировать происходящие в жизни события; выраженная интернальность и большая осмысленность жизни, удовлетворенность самореализацией в прошлом и настоящем, наличие целей в будущем.

4. Невысокая убежденность в справедливости окружающего мира у лиц, покинувших Родину в результате военных действий, связана с успешностью совладания со стрессом в ситуации вынужденного переселения.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психологии посттравматического стресса Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН (2006-2008 гг.), итоговой научной сессии Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН (2008 г.). Апробация диссертации проведена 18.12.2008 на совместном заседании Лаборатории психологии посттравматического стресса и Лаборатории психологии личности Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.

 

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 133 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 119 источников, в том числе 37 источников на английском языке. Работа иллюстрирована 28 таблицами и 7 рисунками.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цель и задачи исследования, описываются методические средства их реализации, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представляются положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Вынужденная миграция как аномальная психосоциальная ситуация» является теоретическим обоснованием диссертационного исследования. В ней представлен теоретический обзор проблемы переживания трудной жизненной ситуации в отечественной и зарубежной литературе.

Рассматриваются отличительные признаки ситуации вынужденной миграции, которая характеризуется длительным состоянием стресса высокой интенсивности, с высокой степенью вероятности влекущего за собой развитие посттравматических стрессовых нарушений.

Обозначаются основные понятия, используемые в проблемном поле психологии переживания трудных жизненных ситуаций: «стресс», «травма», «посттравматический стресс». Анализируются теоретические подходы, объясняющие развитие признаков посттравматического стресса. В качестве одного из методологических оснований исследования обозначается интегративный подход (Тарабрина, 2008) к проблеме посттравматического стресса. Описывается специфика стрессовых переживаний вынужденных переселенцев, а также виды экстремальных воздействий, с которыми приходится сталкиваться людям, вынужденно меняющим место жительства. Проанализирован процесс социально-психологической адаптации мигрантов: на новом месте жительства им приходится испытывать на себе воздействие так называемого «культурного шока», стресса аккультурации, негативного отношения принимающего населения, мигрантофобии. В комплексе проблем, характерных для вынужденных переселенцев, особое место занимают психологические последствия депривации и изоляции (Гриценко, 2000; Солдатова, Шайгерова, 2001; Ключникова, 2001; Соколова, 2001; Степанов, 1993; Филиппова, 1997; Furnham, 1986; Gurr, 1993). Приводятся результаты исследований, посвященных изучению посттравматических состояний и ресурсов совладания у вынужденных переселенцев.

В главе также освещаются различные подходы и классификации предикторов успешности совладания с психотравмирующими обстоятельствами (Hobfoll, 1994; Бодров, 2006; Breslay, 1991; Blanchard, 1995; Ehlers, 2004). Степень выраженности признаков посттравматического стресса соотносится с собственными параметрами стрессора (например, интенсивность и длительность воздействия); преморбидными индивидно-личностными характеристиками (высокий уровень нейротизма, интроверсия, низкий уровень интеллекта, принадлежность к женскому полу и к этническому меньшинству, возраст на момент травмы, эмоциональная ригидность и т.д. (Davidson, 1993; Fontana, 1993; Van der Veer, 1998; Тхостов, 2001; Pitman, 1991; Тарабрина, 2008; Лазебная, 2001; Быховец, 2007); наличием социальной поддержки, а также целым рядом личностных диспозиций, на первый план среди которых выходят особенности когнитивной переработки стрессогенных переживаний, когнитивная сложность, локус контроля и стиль интерпретации событий (Triandis, 1994, Солдатова, 2002; Лебедева, 1995; Балабанова, 2000; Василенко, 2003; Михайлова, 2000).

В рамках трехуровневого подхода к анализу человеческой индивидуальности (Ананьев,1982; Мерлин,1968) дается теоретическое обоснование операционализации измерительных конструктов эмпирического исследования, в качестве ведущих когнитивно-личностных ресурсов совладания со стрессом вынужденного переселения выделяются смысложизненные ориентации и базисные убеждения личности.

Анализируется роль смысловых образований личности в совладании с трудными жизненными ситуациями. Приводится исторический обзор развития понятия «смысл» как объяснительного конструкта. Показано, что в зарубежной психологии преобладают исследования преимущественно смысложизненной проблематики (Франкл, 1999; Langle, 1994; Maddi, 1983), в отечественной - уклон делается на изучение смысла как единицы сознания, деятельности, личности (Леонтьев А.Н.,1975; Леонтьев Д.А., 2003; Серый, 2002). Обосновывается положение о том, что экзистенциально-гуманистический подход является одним из наиболее перспективных для анализа процесса совладания с трудными жизненными ситуациями, поскольку именно в рамках этого направления оказываются органично сопряженными концепты смысла, ответственности и собственной активности субъекта в момент принятия решения, а функция смысловых образований в структуре личности позиционируется как регуляторная, конституирующая. Приводятся данные эмпирических исследований по роли смысложизненных ориентаций в совладании с последствиями воздействия экстремального стрессора (Мазур, 1983; Полетаева, 2005). Дается определение системы личностных смыслов как динамичного интегративного образования, представляющего собой индивидуализированное действительное отношение личности к ситуации, осознаваемое как «значение – для – меня», в основе которого лежат направленность личности, уровень притязаний, ценности, роли, образ «Я» и другие особенности самосознания.

Проанализирована также роль базисных убеждений личности в процессе совладания с посттравматическим стрессом. Понятие "базисные убеждения" возникло и развивается на пересечении когнитивной (Bruner, 1960; Франселла, Баннистер, 1987; Bruner, 1960), социальной (Fiske, Taylor, 1994; Lerner,1980; Rubin, Peplau, 1975 ), а также клинической психологии (Бек., 2003; Эллис, Драйден, 2002;), которые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом человек конструирует свои представления об окружающем мире и собственном "Я". В целом базисные убеждения определяются как имплицитные, глобальные, устойчивые представления о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека. Их роль в интеграции экстраординарного опыта в структуру человеческой индивидуальности рассмотрена в рамках концепции психической травмы Янофф-Бульман (Janoff-Bulman, 1992; 1998), суть которой сводится к следующему: людям свойственно истолковывать происходящие с ними события так, чтобы поддерживать стабильность субъективной картины мира, обеспечивающей необходимую опору в постоянно меняющейся реальности. Индивид конструирует свой жизненный опыт, пытаясь достичь чувства безопасности, основываясь на имплицитной внутренней структуре, включающей в себя убеждения о доброжелательности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном “Я”.

Базисные убеждения обеспечивают человека ощущением защищенности и стабильности, однако есть ситуации (экстремальный негативный опыт), резко меняющие базисные убеждения: в одночасье человек сталкивается с ужасом, порождаемым окружающим миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности оказывается иллюзией, крах которой повергает личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совладания с травмой состоит в восстановлении базисных убеждений, однако оно происходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии неуязвимости. Приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований, иллюстрирующих роль позитивных базисных убеждений как детерминант успешного совладания с посттравматическим стрессом (Janoff-Bulman, 1989; Mikkelsen, Einarsen, 2002; Rini, 2004; Skidmore & Fletcher, 1997; Ворона, 2005; Падун, 2003; Котельникова, 2005).

Глава 2 посвящена описанию процедуры разработки, апробации и стандартизации одного из инструментов эмпирического исследования – модифицированного варианта методики Р.Янофф-Бульман «Шкала базисных убеждений».

Поскольку в методическом арсенале отечественной психологии имеется всего лишь один инструмент, с высокой степенью валидности и надежности измеряющий базисные убеждения личности – это «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф–Бульман (Janoff–Bulman, 1992) в адаптации М.А.Падун (Падун,2003).

Методика имеет некоторые характеристики, требующие усовершенствования (ряд субшкал содержит менее шести пунктов, что не соответствует требованиям, предъявляемым к тестам-опросникам (Бодалев, Столин, 2004); в стимульном материале присутствуют лингвистические штампы (например, утверждение «мир прекрасен», входящее в шкалу убеждений о доброжелательности-враждебности окружающего мира), что снижает различительную способность методики; некоторые из шкал с содержательной точки зрения в русской ментальности дублируют друг друга («закономерность» - убеждение о минимальной роли случая в жизни человека, «контролируемость» - убеждение в том, что люди так или иначе могут контролировать происходящие с ними события), - таким образом, было принято решение о создании модифицированной версии методики «Шкала базисных убеждений» (ШБУ) с последующей апробацией и стандартизацией.

Апробация проводилась в несколько этапов. Общая численность обследованной выборки составила 805 человек. В процессе работы было показано, что психометрические характеристики методики продемонстрировали достаточно высокие показатели. Дискриминативные возможности (Дельта Фергюсона) для пунктов опросника располагаются в пределах 0.63 – 0.81, что свидетельствует также и об удовлетворительной эмпирической валидности.

Конструктная валидность методики изучалась посредством эксплораторного, а затем конфирматорного факторного анализа. В результате как наиболее адекватная, соответствующая экспериментально полученным данным и объясняющая более 90 % исходной матрицы была зафиксирована пятифакторная структура опросника – таким образом, когнитивная модель мира, включающая в себя набор имплицитных представлений индивида об окружающем мире, собственном “Я”, а также способах взаимодействия между “Я” и миром, операционализирована в итоговом варианте методики набором из пяти следующих субшкал:

· Базисное убеждение о доброжелательности-враждебности окружающего мира отражает убеждения индивида относительно безопасной возможности доверять окружающему миру;

· Базисное убеждение о справедливости окружающего мира - убеждение в том, что хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости: каждый получает то, что заслуживает и заслуживает то, что получает;

· Базисное убеждение о контроле - убеждение индивида в том, что он может контролировать происходящие с ним события;

· Базисное убеждение о ценности и значимости собственного «Я» - убеждение индивида в том, что он хороший, достойный любви и уважения человек;

· Базисное убеждение об удаче - убеждение в том, что в целом данный индивид - везучий человек.

Критериальная валидность исследовалась путем соотнесения полученных данных-характеристик базисных убеждений с итоговым показателем когнитивно-аффективной шкалы опросника депрессивности А.Бека. Поскольку, согласно когнитивной теории депрессии А. Бека, для депрессивных пациентов характерна так называемая депрессивная триада: негативное отношение к самому себе, собственному будущему и текущему опыту (Бек, 2003), мы предположили, что базисные убеждения об окружающем мире, собственном “Я”, а также об отношениях между “Я” и миром, должны иметь отрицательные взаимосвязи с выраженностью депрессивной симптоматики. Гипотеза подтвердилась: выявленные корреляции (Табл.№1) свидетельствуют о том, что для лиц с высоким уровнем выраженности депрессивной симптоматики характерны негативные убеждения об окружающем мире и собственном “Я”.

Таблица № 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.