Целью изучения дисциплины является приобретение знаний в области таких разделов неврологии, как гистология, цитология и эмбриология нейроглии, получение представлений о культивировании нейроглиальных клеток, дифференцировке и жизнедеятельности нейроглии в клеточной культуре, усвоение общих принципов ее гистогенеза и регенерации, использовать знания для выполнения рисунков и оценивать препараты и электронные микрофотографии.
Задачи:
1. Освоение теоретических основ общих закономерностей морфофункциональной организации на клеточно-тканевом уровне и принципов развития центральной и периферической нервной системы, нейроэндокринных образований, их возрастных особенностей и регенераторных способностей при воздействии экстремальных факторов в эксперименте и клинике, культивировании и пересадке.
2. Ознакомление с методами и средствами микроскопирования гистологических, гистохимических, цитологических и эмбриологических препаратов органов центральной и периферической нервной системы и нейроэндокринных образований, освоение умения анализировать особенности, решать ситуационные задачи и приобретение навыков «чтения» микропрепаратов, микрофотографий и рисунков препаратов, электронограмм, зарисовки изучаемых препаратов и ультраструктур.
3. Овладение навыками работы со специальной учебной и научной литературой, использованием международной гистологической терминологии.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
1. Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нейроглии, ее морфофункциональные особенности.
2. Принципы развития, гистогенеза и регенерации нейроглии.
3. Особенности жизнедеятельности клеток нейроглии при культивировании и трансплантации.
уметь:
1. Оценивать микроскопическое и ультрамикроскопическое строение нейроглиальных клеток.
2. Использовать данные о микроскопическом строении и развитии нейроглии для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».
владеть:
1. Техникой микроскопирования и «чтения» гистологических препаратов нейроглии;
2. Навыком «чтения» гистологических микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий;
4. Навыком пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.
Учебная группа (курс, факультет):
I курс лечебного факультета
I курс педиатрического факультета
Время:3 академических часа (1 практическое занятие)
Учебно-материальное обеспечение
1. Наглядные пособия
а) Препараты:
- Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи.
б) Микрофотографии:
-
в) Таблицы:
- глиоциты (№ 180)
г) Электронограммы:
-
2. Технические средства обучения:
учебные микроскопы
компьютеры
3. Литература:
А) Обязательная
1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.
2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.
3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.
4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю.И. Афанасьев, Л.П. Бобова, В.Л. Горячкина и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского. - М.: Медицина, 1999.- 328 с.
Б) Дополнительная
1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э.Г. Улумбеков и др. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.
2. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.
3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.
4. Кузнецов С.Л., Пугачев М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 432 с.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№
п/п
Учебные вопросы
Время
(мин.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводная часть (вступительное слово)
Проверка подготовленности студентов к занятию
(программированный контроль)
Учебные вопросы:
1. Глия, классификация, источники развития. Структурно-функциональная характеристика эпендимоцитов, астроглии и олигодендроглии.
2. Шванновские клетки, их роль в миелинизации.
3. Строение и функция микроглии. Мультипотентный глиальный элемент.
4. Обновление нейроглии. Прогрессивно- пролиферативные и регрессивные глиальные реакции. Изменения глии при некоторых патологиях.
Микроскопирование и зарисовка препаратов.
Чтение таблиц, схем, гистологических рисунков, электронограмм.
Заключительная часть (подведение итогов, озвучивание рейтинга студентов), ответы на вопросы
2-3 мин
10 мин
15-20 мин
15-20 мин
15-20 мин
15-20 мин
35-40 мин
25-30 мин
5-10 мин