Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место игры в педагогическом процессе детского сада



Во многих психолого-педагогических исследованиях игра рассматривается как детская деятельность, как явление психики ребенка, форма организации детской жизни. Установлено, что она существует вне и независимо от педагогического процесса. Однако, когда игра используется для решения задач воспитания и обучения, она преобразуется в педагогическое явление (Н.Б. Мчелидзе). И таковым является только в рамках педагогического процесса. В качестве педагогического явления игра выступает в различных функциях:

средства воспитания;

формы организации обучения и воспитания;

метода и приема обучения детей;

формы организации детской жизни и деятельности.

 

Рассмотрим каждую из перечисленных функций.

Игра издавна использовалась как средство воспитания. В отечественной педагогике данной проблеме посвящены многие исследования. В них вскрываются закономерности действия игры как средства воспитания и методика ее использования в качестве такого средства. Это труды А.К. Бондаренко, Л.А Венгера, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой и др. Материалы данных исследований показывают, что игра становится средством воспитания благодаря возможности влиять на её организацию и содержание в желаемом направлении. Педагог может целенаправленно поддерживать и развивать педагогически ценное содержание детских игр, которое служит решению задач разностороннего воспитания ребенка. Таким образом самостоятельная и свободная деятельность дошкольника превращается в важнейшее средство воспитания. Однако эту функцию в педагогическом процессе игра выполняет не автоматически. Если игра не стоит в центре внимания, не направляется педагогом, и у детей не достаточно времени для игр, то она остается нейтральной по отношению к конкретным задачам воспитания.

В качестве формы детализации обучения и воспитания игра выступает благодаря другим своим свойствам. Исследования отечественных педагогов (В.Р. Беспаловой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой) доказали, что наиболее полно эту функцию могут выполнять дидактические и подвижные игры. Главное их свойство заключается не столько в содержании обучения, сколько в игровой форме. «Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание, и в простой, увлекательной форме помогают усвоить программное содержание», - отмечает Е.И. Удальцова. В дидактических и подвижных играх прямые учебные задачи скрыты в игровых правилах. Дети раскладывают картинки, ищут пару предметам, сравнивают, обобщают - то есть учатся, не подозревая этого. Рассматривая игру как средство организации воспитания, следует подчеркнуть роль содержания, которое разрабатывается взрослым, и правил, регулирующих реальные и игровые отношения детей.

Игра выступает и как метод обучения дошкольников. В отечественной педагогике начало в изучении данного вопроса было положено Р.И. Жуковской. Она исследовала игру как прием обучения и пришла к выводу о том, что не существует метода вообще, метод всегда конкретно выражается в определенной системе приемов. Дальнейшие исследования Аванесовой, Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера показали особенности использования данного метода и его возможности в решении задач обучения. Наибольшие возможности для обучения дошкольников содержит дидактическая игра. Она позволяет эффективно решать задачу усвоения детьми знаний, овладения способами познавательной деятельности.

Игра как форма организации жизни детей и их деятельности была изучена А.П. Усовой. Она считала, что «важно не только дать возможность детям играть, но и сделать игру формой организации их жизни и деятельности с ее особенностями, интересами и в связи с задачами воспитания». Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать жизнь детей, их собственную активность и самостоятельность. Для того, чтобы игра стала формой организации детской жизни необходимо: закрепить за ней должное время в педагогическом процессе; обеспечить ее проникновение в разные стороны дошкольного воспитания, в различные виды деятельности; предусмотреть общее содержание и возможности игры в отдельные периоды для жизни детей в детском саду.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.