Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение игры для развития ребенка



Раздел 3. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 1

Роль игры в жизни ребенка  

Игра для ребенка самая привлекательная деятельность. Именно в ней он испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно - «как будто», «понарошку». Ребенок может строить дома, возводить мосты, хотя на самом деле не умеет держать инструмент в руках, может быть капитаном подводной лодки или водителем троллейбуса, хотя ему ещё очень далеко до этих взрослых профессий. Сколько самых невероятных событий и приключений происходит с ребенком в игре: он покоряет космос, спасает рыбаков с дрейфующей льдины, ловит опасных преступников. Игра предоставляет ребенку возможность пережить заново волнующие события, повторить ситуации, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось.

Для ребенка игра - действительность. К.Д. Ушинский отмечал, что эта «действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти его собственное создание. В игре дитя живет...».

Ребенок искренне верит тому, что изображает, и испытывает при этом настоящие чувства. В книге В.В. Зеньковского «Психология детства» описана интересная сцена из жизни девочки пяти лет. Играя с деревянным барашком, она изображала, как он заболел. Девочка плакала, звала доктора, озабоченно разговаривала с ним о том, как спасти её барашка. Передавала она это с таким увлечением, что даже обеспокоила отца. Когда она снова стала убиваться о том, как бы не умер барашек, отец ей сказал в досаде: «Чего ты плачешь, ведь это не настоящий, а лишь деревянный барашек». Девочка страшно рассердилась на отца и горько разрыдалась: своими словами он разрушил всю иллюзию, все очарование игры. Она и сама знала и помнила, что барашек «не настоящий», но в процессе игры он был для неё настоящим барашком, по отношению к которому она испытывала «настоящее» беспокойство. Данный пример свидетельствует о том, что ребенок ярко показывает свои мысли, своё отношение к изображаемому. Чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Знаток детской психологии К.И. Чуковский писал, что в «игре проявляется дивная способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Не случайно К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей умению перевоплощаться.

Многие исследователи считают игру потребностью детского организма, объясняя данный факт активностью ребенка, стремлением познавать окружающую жизнь. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький)

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что игра -самоценная деятельность для дошкольника. Она позволяет ему наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Значение игры для развития ребенка

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.

Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:

отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);

некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);

развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубин­штейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем - действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.

Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «... в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».

В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение.

Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему - зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.

В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью. Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.

Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).

С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.