Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп



К началу 70-х годов XX в. сформировались экспериментальные под­ходы, позволившие проводить систематические сравнительные иссле­дования рассудочной деятельности животных. Их особенностью было использование животных большого числа видов в стандартных условиях с применением единых, стандартных тестов, результаты которых дос­тупны точной количественной оценке. Это позволяло сопоставлять по­казатели решения теста животными разных таксономических групп и анализировать специфику механизмов (стратегии), лежащих в основе решения такой задачи, подобно тому как это было сделано при сопо­ставлении стратегий решения теста на «установку» (см. 8.1).

Способность к экстраполяции. Наиболее полная сравнительная ха­рактеристика рассудочной деятельности была получена с помощью теста на способность к экстраполяции, а также некоторых других

 

элементарных логических задач, разработанных Л.В. Крушинским (1986). Задача межвидовых сравнений облегчалась тем, что существовали ме­тоды точной количественной оценки результатов этих тестов (см. гл. 4).

В главе 4 (см. 4.6.2; рис. 4.12) были описаны основные результаты таких опытов, проведенных на представителях всех классов позвоноч­ных: рыбах (4 вида), земноводных (3 вида), пресмыкающихся (5 видов), на 15 видах млекопитающих и 13 видах птиц (см.: Крушинский, 1986)'.

Как показывает рис. 4.12А , способность к экстраполяции имеется у многих животных. Совершенно не способными к решению этой за­дачи оказались только рыбы и земноводные. По данным Е. И. Очинс-кой (1971), задачу на экстраполяцию успешно решали пресмыкаю­щиеся — черепахи, кайманы и зеленые ящерицы. Отметим, что у че­репах была выявлена также способность к обобщению отвлеченных пространственных признаков (см. 5.5.3).

В Наличие у пресмыкающихся способности к экстраполяции и

[обобщению свидетельствует, что зачатки этих форм элементарно­го мышления сформировались на относительно ранних этапах В филогенеза.

Наиболее полно способность к экстраполяции была охарактери­зована у млекопитающих. В пределах этого класса можно наблюдать закономерное улучшение решения большинства тестов на рассудоч­ную деятельность (см. ниже). Так, у грызунов в целом способность к экстраполяции крайне ограниченна, хищные млекопитающие пре­красно экстраполируют, у приматов эта способность не оценивалась, а у дельфинов она высоко развита.

Тесты на оперирование эмпирической размерностью фигур и Реве-ша—Крушинского. Согласно взглядам Л. В. Крушинского, способность к экстраполяции направления движения пищевого или другого био­логически значимого раздражителя отражает лишь одну из возмож­ных сторон рассудочной деятельности животных. Другой тест — опе­рирование эмпирической размерностью фигур (см. 4.6.3) — основан на понимании геометрических свойств предметов. Его использование позволило углубить сравнительную характеристику рассудочной дея­тельности исследованных видов животных. Его могут решить живот­ные лишь немногих видов (см. 4.6.3.1). Удивительно, что с ним не справляются хищные млекопитающие (за исключением медведей). Врановые птицы решали задачу на уровне, близком к обезьянам, медведям и дельфинам. Эти опыты, так же как и результаты исследо­вания способности врановых птиц к обобщению и символизации, свидетельствуют о сходстве уровня рассудочной деятельности этих птиц и приматов.

Тест Ревеша—Крушинского был предназначен для выявления спо­собности животных экстренно определять положение спрятанной при­манки на основе информации о ее перемещении, полученной в ходе теста (см. 4.7). Все исследованные виды (крысы, врановые птицы, не­которые виды низших обезьян и человекообразные обезьяны) ведут себя практически одинаково — безошибочно решают задачу лишь в единичных случаях, однако все животные (и крысы, и приматы) спо­собны оптимизировать поиск в пределах первого же теста.

В Наряду со способностью к экстренной реорганизации незави-

Всимых навыков (см. 4.8.1) тест Ревеша—Крушинского — это еще одна форма рассудочной деятельности, доступная низкооргани-В зеванным животным — крысам.

«Градации» элементарного мышления. Способность к экстраполя­ции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения, обнаружена у представителей пресмыкающихся, млеко­питающих и птиц, но выражена в разной степени. На этом основании Л. В. Крушинский выделил несколько градаций в степени ее развития:

они различались не только по количественным показателям (от 65% у некоторых линий мышей до 90% у хищных млекопитающих), но и по способности решать различные усложненные варианты этой задачи. Появление данных о способности к решению задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур позволило дать еще более подроб­ную характеристику уровня развития элементарного мышления (см. ниже).

' Подробное изложение этих данных можно найти в работах Крушинского (1986), Зориной (1997), Очинской (1971), Полетаевой (1998), Флесса и др (1974; 1987).

'sl Л. В. Крушинский высказал гипотезу, что усложнение рассудочной f деятельности животных в процессе эволюции происходило за счет 4*1 увеличения числа «эмпирических законов», которыми могут опери­ровать животные, и, следовательно, росло число элементарных ло­гических задач, которые они способны решать.

Исходя из этого, Крушинский полагал, что для сравнительной характеристики рассудочной деятельности животных необходимо ис­пользовать батареи разнообразных тестов.

Результаты исследования элементарного мышления животных, накопленные к настоящему времени, показали плодотворность и ин­формативность такого подхода.

В главе 4 уже говорилось, что элементарное мышление животных исследуют с помощью двух групп тестов.

Первая из них оценивает способность животного к решению зада­чи в экстренно сложившейся обстановке, основанному на понима­нии логической структуры задачи (к таким задачам относится и тест на экстраполяцию). Л. В. Крушинский предложил набор (или бата­рею) тестов разной сложности для комплексной оценки элементар­ной рассудочной деятельности животных. Его работы позволили выя­вить градации таких способностей в ряду позвоночных.

 

Вторая группа тестов анализирует способности животных к обобще­нию и абстрагированию. Данные, полученные в экспериментах по обу­чению многократным переделкам дифференцировочных УР и «установке на обучение», также выявили градации этих способностей у животных разного уровня организации и показали сходный характер различий меж­ду разными таксономическими группами.

Млекопитающие. Грызуны характеризуются низшей градацией элемен­тарного мышления. Способность к экстраполяции обнаружена у диких крыс-пасюков (Крушинский и др., 1975), некоторых генетических групп мышей (Полетаева, 1998; см. 9.2 и рис. 9.1) и бобров (Крушинская и др., 1980), при­чем в большинстве случаев правильные решения лишь незначительно превы­шают случайный уровень. Тем не менее эти решения по своему механизму принципиально отличаются от обучения сходной задаче (см. ниже) и представ­ляют собой проявления более сложной, чем обучение, когнитивной способности. Наряду со слабой способностью к экстраполяции, у грызунов крайне ограни­чена способность к обобщению (см. гл. 5), и они не могут формировать уста­новку на обучение. В то же время некоторые когнитивные задачи им доступ­ны — крысы способны к решению задач на экстренную реорганизацию неза­висимо сформированных навыков (см. 4.8) и к оптимизации стратегии при поиске приманки в тесте Ревеша—Крушинского (см. 4.7).

Следующая градация обнаружена у хищных млекопитающих. Все иссле­дованные виды этого отряда (кошки, собаки, волки, лисы, песцы, медведи) успешно решают задачу на экстраполяцию. Это совпадает с их выраженной способностью к формированию установки на обучение (см. выше) и к доста­точно высокому уровню обобщений (см. гл. 5). Вместе с тем важно подчерк­нуть, что большинство хищных млекопитающих не способны к решению теста на оперирование размерностью фигур. Это объективно отражает специфику их когнитивных способностей и отличие уровня развития хищных от приматов.

Следующую градацию элементарного мышления можно обнаружить у более высокоорганизованных млекопитающих — обезьян и дельфинов (Флесс и др., 1987). Дельфины хорошо экстраполируют направление движения раздражите­ля, что согласуется с их способностью к быстрому формированию установки на обучение, к высоким степеням обобщения и другим сложным когнитив­ным функциям (см. также 8.5).

Птицы. В пределах класса птиц обнаружены сходные с млекопитающими градации способности к экстраполяции — от полного ее отсутствия у голубей до высокого ее развития (на уровне хищных млекопитающих и дельфинов) у врановых птиц. Хищные птицы (Faico tinunculus, F. vespertilus, Pernis aviporus и др. виды) занимают промежуточное положение: у них уровень успешных ре­шений при первом предъявлении лишь незначительно (хотя и достоверно) превышает случайный.

Эта характеристика становится более полной и убедительной в сопоставле­нии с данными по другим видам элементарного мышления у врановых и голубей.

Врановые птицы достигают уровня развития приматов по следующим видам когнитивных тестов:

* по скорости и стратегии образования установки на обучение;

* по способности к оперированию эмпирической размерностью фигур (см. 4.6.2);

* по возможности образования довербальных понятий (см. 5);

* по способности к употреблению символов (см. гл. 5 и 6).

В отличие от них голуби — значительно более примитивно организован­ные представители класса птиц. Они не способны к решению элементарных

логических задач, к формированию установки на обучение и обладают край­не ограниченной способностью к допонятийному уровню обобщения. Тем не менее даже у них проявляется способность к решению наиболее простой зада­чи—к экстренной интеграции независимо образованных навыков (см. 4.8.1).

Способность к экстраполяции представляет собой относительно универсальную когнитивную функцию, в той или иной степени доступную широкому диапазону видов позвоночных, начиная с рептилий. Таким образом, самые первые и примитивные биологи­ческие предпосылки мышления человека возникли на ранних эта­пах филогенеза позвоночных.

Более высокоорганизованные животные способны к решению большего числа когнитивных тестов и справляются с более слож­ными логическими задачами. Это соответствует представлениям Л. В. Крушинского о том, что эволюция элементарной рассудочной деятельности животных шла, по-видимому, в направлении увеличения числа «законов», которыми животное способно оперировать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.