Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сложное обучение» и уровень развития животных



В многочисленных исследованиях было неоднократно продемон­стрировано, что скорость, прочность и «точность» формирования обыч­ных УР (как классических, так и инструментальных) достаточно близки у позвоночных самого разного филогенетического уровня и практи­чески не зависят от сложности строения мозга. Чтобы оценить степень развития более сложных когнитивных функций, необходимо было

разработать другие процедуры обучения животных, которые требова-ди бы улавливания общего «правила», «алгоритма» решения серии од­нотипных задач. Предполагалось, что их использование могло бы вы­явить различия в обучении и когнитивных процессах, которые корре­лировали бы со сложностью строения мозга.

В лаборатории Л. Г. Воронина в 60-е годы на животных разных таксономических групп (рыбах, пресмыкающихся, птицах и млеко­питающих) исследовали скорость формирования «цепных» УР. Ока­залось, что «цепи» УР легче вырабатываются и дольше сохраняются у животных с более развитым мозгом.

Методоммногократных переделок УР уже в первых работах убеди­тельно показано, что успешность обучения в целом зависит от уровня организации мозга животного, по крайней мере в пределах крупных таксономических групп (Биттерман, 1973; см. 3.3.1). При последова­тельных переделках сигнального значения стимула формирование каж­дого следующего УР у многих млекопитающих (в том числе у крыс) и некоторых видов птиц ускоряется, т.е. число ошибок при каждом но­вом сигнальном значении стимулов постепенно и достаточно заметно' снижается. В отличие от них у рыб такого ускорения практически не происходит. Таким образом, способность уловить общее правило, лежа­щее в основе теста, проявляется у некоторых животных с относитель­но примитивным мозгом (крысы, голуби).

Формирование установки на обучение (см. 3.3.3) также позволило выявить различия в способности к обучению у животных разных ви­дов, коррелирующие с уровнем развития мозга (рис. 8.1).

Как видно из рисунка, у большинства видов приматов установка на обучение формируется после выработки 150-200 дифференциро-вок. Иными словами, в этот период доля правильных выборов уже при втором предъявлении новых стимулов (т.е. без дополнительного обу­чения) доходит до 90%. Несколько больше таких серий обучения тре­буется беличьим саймири, еще больше — мармозеткам и кошкам. В от­личие от них у крыс, кур, голубей и белок правильные ответы при втором предъявлении новой пары стимулов превышали случайный уровень не более чем на 10-15% даже после выработки 1500 различ­ных дифференцировок. Для крыс этот тест оказался менее доступ­ным, чем многократная переделка УР.

Врановые птицы — американские сойки (Cyanocitta cristata) и во­роны (Со/та? brachyrhynchos), а также скворцы-майны (Gracula religiosa) по скорости формирования установки на обучение превосходят ко­шек и саймири и приближаются к мартышковым обезьянам. Для них характерны также сходные стратегии решения теста (см. ниже).

Е Скорость формирования установки на обучение соответствует | уровню организации мозга: низкая — у грызунов, выше — у хищ-с ных млекопитающих и очень высокая — у приматов в целом.

 

Рис. 8.1. Сравнительная характеристика способности животных разных видов к формированию установки на обучение.

По оси ординат — доля (%) правильных выборов при второй пробе, по оси абцисс — предъявление задачи. По Hodos, Campbell, 1979, с дополнениями.

Вместе с тем внутри отряда приматов существуют определенные различия по этому показателю. Наиболее успешно формируют «уста­новку» человекообразные обезьяны, причем шимпанзе опережают в этом отношении других антропоидов, включая горилл, и даже детей с низ­ким коэффициентом интеллектуального развития. Это служит одной из важных иллюстраций широко распространенного представления об ис­ключительной близости шимпанзе к человеку (Rumbaugh et al., 2000).

Наряду со столь очевидными различиями показателей решения, которые обнаружены у шимпанзе и грызунов, во многих случаях жи­вотные с заведомо по-разному организованным мозгом (например, кошки и макаки) демонстрируют сходные количественные показате­ли формирования установки. Однако различия между ними выявля­ются четко, если обратиться к «качественному» анализу, т.е. к сопос­тавлениюстратегий в решении этого теста. Такой анализ провел Д. Уоррен (Warren, 1977). Кошки действовали достаточно примитивно. Если при первом предъявлении новой пары стимулов кошка случай­но выбрала «правильный» стимул, то дальше действовала безошибоч­но, т.е. придерживалась стратегии «преуспел — делай так же» (win-stay). При неудачном выборе кошка не могла адекватно использовать полу­ченную информацию и в следующий раз выбирала наугад, не исполь­зуя стратегию «проиграл — измени тактику» (lose-shift), а дальше обу­чалась по принципу «проб и ошибок».

В таких же опытах макаки-резусы вели себя иначе. Даже если при первом предъявлении новой пары стимулов их выбор был неудач-

нь1М, то при следующих пробах они практически всегда действовали правильно. Иными словами, «неуспех» воспринимался макаками не как ошибка, после которой надо снова пробовать, а как основание для смены стратегии выбора, т.е. они далее действовали по правилу: «про­играл — измени тактику». К тому же, в отличие от кошек, макаки могли гибко переходить от одного правила к другому. Это означало, по-видимому, что они способны полностью уловить принцип задачи. Такую же более совершенную стратегию формирования «установки» проявили представители врановых птиц — сойки: они реагировали на новые стимулы правильно независимо от того, был ли выбор в пер­вой пробе положительным или отрицательным (Kami], 1988).

Межвидовые различия обнаруживаются и в скорости обучения «выбору по образцу». Если крысам и голубям требуются сотни сочета­ний для формирования и упрочения реакции выбора «по сходству с образцом», то человекообразным обезьянам нужен гораздо меньший период тренировки, а в некоторых случаях им достаточно первых проб. Методика обучения навыку выбора «по отличию от образца» широко используется в исследованиях обучения и памяти у грызунов; она ока­залась пригодной и для оценки особенностей когнитивных процессов у трансгенных мышей (см. также 9.5).

В При сравнении способностей животных разных видов к обуче-

Внию простым условным рефлексам различий не обнаруживается. В тестах на способность к сложным формам обучения, когда живот­ное должно уловить (понять) общее правило выбора, большего успеха С добиваются животные с более высокоорганизованным мозгом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.