Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речевое общение. Речевой этикет



Северный (Арктический) федеральный университет

Имени М.В. Ломоносова

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Кафедра русского языка и речевой культуры

Преподаватель – доцент Осипова Элина Николаевна

 

Дисциплина:Культура речи: качества речи и ортология

Направление подготовки: 032700.62 Филология

Профиль подготовки:Преподавание филологических дисциплин

(Русский язык и литература)

Квалификация (степень): бакалавр. Форма обучения – очная

Уч. год. II семестр

Общая учебная нагрузка студента – 3 зачет. единицы / 108 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 52 часа (практические занятия) / 1,4 зачетных единиц;

- самостоятельная работа обучающегося – 56 часов / 1,6 зачетных единиц, в т.ч. 36 ч. – подготовка к практическим занятиям, 6 ч. – подготовка к контрольной работе, 10 ч. – составление картотеки, 4 ч. – подготовка к зачету;

- форма контроля – зачет.

 

По направлению подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: «Русский язык» «Литература»

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения: заочная

2014 / 2015 уч. год I семестр,

Общее кол-во часов –72 , из них 8 час. аудитор. занятий;

форма контроля – зачет в зимнюю сессию

I. Содержание дисциплины и работы студента

Тема 1. Первый аспект (компонент) речевой культуры – техника речи. Артикуляция и дикция. Голос, его качества.

1. Речевой (произносительный) аппарат человека: центральный (регулирующий) и периферийный (исполнительный), его части и их функции:

1) дыхательный аппарат ---- подача выдыхаемого воздуха,

2) голосовой: гортань с голосовыми связками ---- образование голоса,

3) артикуляционный: ротовая полость ---- резонатор, активные и пассивные органы произношения, носовая полость ---- резонатор, окраска голоса.

Звук как природная материя языка. Вторичность речевых функций в организме в процессе эволюции homo sapiens.

2. Акустические свойства звуков речи: высота, сила (громкость), длительность, зависимость их от физических свойств голосовых связок: толщины и длины (частота колебаний – чем тоньше и короче, тем чаще их колебания и выше звук), возможной амплитуды их колебаний и их продолжительности. Тон-шум и тембр голоса как понятия физиологической акустики. Тон и обертоны. Охрана речевого аппарата.

3. Артикуляция звука (лат. articulacio – членораздельно, ясно произносить) – последовательность и совокупность движений и положений активных и положений пассивных органов речи. Артикуляционные характеристики (положение, состояние, работа речевого аппарата) русских гласных как типа тоновых звуков и согласных как типа тоно-шумовых звуков. Характер шума в составе согласного: трение, взрыв, слитная артикуляция, вибрация, носовая окраска. Артикуляционное место образования шума: артикуляция губ, кончика языка, его передней, средней или задней части, маленького язычка. Развитие подвижности органов речи, легкость, механистичность работы речевого аппарата. Охрана речевого аппарата.

4. Артикуляция и дикция как понятие речевой культуры. Практическая работа над дикцией: артикуляционная гимнастика, четкое произношение отдельных звуков, фраз, скороговорок. Дислалия – нарушение звукопроизношения: механическая (органическая) – вызвана дефектами периферического речевого аппарата и функциональная – вызвана подражанием неправильному произношению, двуязычием в семье, снижением слуха, недоразвитием фонематического слуха и т.п.

5. Голосообразование. Качества голоса: чистота (ясное, четкое произношение всех звуков), благозвучие, сила, выносливость, гибкость (широкий диапазон звучания), полетность. Недостатки в звучании голоса: органические (слабость голосовых связок, неправильное строение нёба, искривление полости носа, заикание, неправильная артикуляция звука) и неорганические («гудение», гнусавость, монотонность, тараторство, открытость, плоскость звука, отсутствие эмоционального настроя к речи, произносимому тексту). Выработка профессиональных качеств голоса.

6. Речевое дыхание и голос. Преодоление мышечных зажимов. Осанка. Организация дыхания в речи. Логические закономерности речи: логическая перспектива речи (связного текста), логическое ударение, речевой такт как смысловой блок, выделяемый с помощью логических пауз. Интонационно-мелодические закономерности речи: составляющие интонации (тон, интенсивность (сила), длительность звучания, тембр). Типы интонации. Выделение противопоставлений, определений, однородных членов предложения, новых понятий, единых понятий, повторяющихся слов, сложных конструкций. Семь интонационных конструкций русского языка.

Тема 2.Второй аспект культуры речи – коммуникативный.

Речевое общение. Речевой этикет.

1. Культура речи и культура общения. Компоненты культуры речи как ориентиры для говорящих при освоении культуры родной речи: нормативно-языковой, коммуникативный, этический, эстетический. Нормативная сторона речи. Нормированность как механизм культуры речи. Коммуникативная «ориентированность» нормы.

2. Культура и этика общения. Этико-речевые и этикетные нормы. Этические нормы и личностные качества коммуникантов. Моральные качества личности, проявляющиеся в общении.

3. Речевой этикет как правила речевого общения. Факторы, определяющие этикетное речевое поведение: социальный статус говорящих, ситуация общения, национальная специфика. Функции речевого этикета, значение его владением. Жанры речевого этикета и этикетные формулы: знакомства, приветствия, зачина общения, прекращения общения (расставания). Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет в обиходной, деловой, научной сферах общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.