При решении задач по данной теме обычно используют следующие приемы.
1. Следует вычислить МС, AVC, АТС и построить график этих пе- ременных. Найти на графике точки закрытия фирмы, ее безубыточно- сти и выделить кривую предложения фирмы.
2. Чтобы ответить на вопрос, будет ли фирма производить про- дукцию при данной цене, нужно сопоставить эту цену с минимумом
AVC фирмы (точка закрытия). При любой цене ниже этой точки фирма не будет производить продукцию.
3. Чтобы выяснить, какой объем выпуска Q обеспечивает макси- мум прибыли П фирмы, применить правило Р = МС. Для этого найти на графике точку пересечения горизонтальной линии цены с кривой предельных затрат МС и опустить перпендикуляр на горизонтальную ось Q.
4. Рассчитать прибыль фирмы, используя следующие формулы:
П = РQo- ТС0или П = (Р - АТС0)*Qo,
где Р - данная в условии цена;
Qo - оптимальный объем выпуска по данной цене
(т.е. Q = Пmах -TСО );
АТС0 — средние общие затраты при оптимальном объеме выпуска.
5. Чтобы заполнить таблицу предложения фирмы и всей отрасли нужно определить оптимальный объем выпуска фирмы по каждой це- не, указанной в таблице (см. п. 3), а затем умножить этот объем вы пуска на количество фирм в отрасли.
6. Чтобы определить равновесную цену и объем продаж отрасли в коротком периоде нужно построить график спроса и предложения на продукт отрасли (таблица спроса дана в условии) и найти точку ры- ночного равновесия.
7. Чтобы выяснить, будут ли фирмы приходить в отрасль в дли тельном периоде или уходить из нее, нужно рассчитать прибыль ти- пичной фирмы по найденной Вами равновесной цене (см. п. 4). Если типичная фирма прибыльна, отрасль будет расширяться.
ЗАДАЧИ
№16.
а) Определить переменные, средние переменные, средние общие и предельные затраты (табл. 3.1).
б) Имеет ли смысл продолжать производство при цене продукта 37 руб.? Если да, то каков будет объем производства, максимизирую-щий прибыль (минимизирующий убыток)?
Определить величину экономической прибыли или убытка при условии, что цена продукта поднялась до 50; 120 и 160 руб.
Построить линию предложения этой фирмы.
Таблица 3.1
Выпуск продукции в ед. времени, шт.
Затраты, руб.
общие
переменные
средние общие
средние переменные
предельные
50 100 130 165 250 360 500 650 850
№ 17. Информация об AVC конкурентной фирмы (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Выпуск продукции в ед. времени,
шт.
Затраты, руб.
средние общие
средние переменные
предельные
--
30 27 25 26 31 38 45 53 62 70
а) Определить переменные, общие, средние общие и предельные затраты фирмы, если ее постоянные затраты 55 руб. Построить график MC,AVC,ATC.
б) Будет ли данная фирма производить в коротком периоде при ценах продукта 23, 38 и 120 руб.? Если да, то каковы будут объемы производства, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки? Определить величины экономической прибыли или убытка.
№ 18. Информация об общих затратах конкурентной фирмы (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Выпуск
продукции
в ед. времени,
шт
Затраты, руб.
общие
переменные
предельные
а) Заполнить табл. 3.3 и 3.4 в коротком периоде и указать прибыль или убыток, полученные при каждом объеме производства.
Таблица 3.4
Цена, руб.
Объем предложения
Прибыль или убыток, руб.
1 фирма
1000 фирм
80 100
б) Построить кривую предложения фирмы.
в) Предположим, что в конкурентной отрасли 1000 одинаковых фирм. Вычислить график отраслевого предложения.
г) Предположим, что данные рыночного спроса на продукт сле- дующие (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Цена, руб.
Общий объем спроса, шт.
Какова будет цена равновесия? Дать графическое решение. Каков будет равновесный объем производства для каждой фирмы? Какова будет прибыль или убыток на единицу продукции? Объяснить, почему в длительном периоде отрасль будет расширяться.
№ 19. Информация об общих затратах конкурентной фирмы (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Q , шт.
TC,$
VC
MC
AVC
АТС
а) Заполнить табл. 3.6 и построить график кривых МС, AVC, АТС.
б) Будет ли эта фирма производить в коротком периоде и почему при ценах продукта 71, 81 и 131$ ? Если она производит, какой будет оптимальный объём производства. Определить величину прибыли или убытка.
г) Заполнить табл. 3.7 предложения фирмы в коротком периоде.
Таблица 3.7
Цена, $
Объём предложения
1 фирмы
1000 фирм
91 111
131 151
д) Конкурентная отрасль состоит из 1000 одинаковых фирм, по строить график отраслевого предложения.
е) Данные рыночного спроса на продукт отрасли (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Цена, $
Общий объём спроса
91 111
13000 11000 9000 8000 6000 4000
Построить график спроса и предложения на продукт отрасли и определить равновесные цену и объём продаж. Будет ли в длительном периоде количество фирм в отрасли увеличиваться или уменьшаться, почему?