Цель:научить различать служебные части речи от знаменательных частей речи, модальных слов, междометий и звукоподражаний; закрепить понятия союза. Предлога и частицы как служебных частей речи, научить находить их в тексте, определять их разряды по значению, функции, составу, образованию и происхождению.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая морфологическая характеристика служебных частей речи.
2. Союз как служебная часть речи: значение и функции.
3. Предлог как служебная часть речи: функции, разряды, сочетаемость с падежными формами имени.
4. Явления синонимии и антонимии среди предлогов.
5. Частица как служебная часть речи: функции, разряды, многозначность частиц.
Задания:
1. Найдите в предложениях сочинительные союзы. Определите их значение. Каковы эти союзы по позиции: одноместные или многоместные?
Усадьба сгорела и никого на ней уже не было. Солнце-то светит, да ветер свежий, осенний. Ни к завтраку, ни к обеду я не вышел. Не люблю по-твоему разговаривать: то ты шепчешь, то переходишь на крик. Есть ему не хотелось, зато пил жадно, много. Последнее время и я стал учиться на механика, да война помешала. Куйбышев то бледнел, то краснел. Разум говорил одно, а сердце – другое. Он не был ни ученым, ни солдатом. Сестра ушла, и мы остались одни.
2. Найдите в предложениях подчинительные союзы. Объедините эти союзы в группы по основному значению. Сделайте вывод: какие из этих союзов употребляются только в сложном предложении, а какие – в простом и сложном.
Что нужно, чтобы жить с умом? Это трудно понять молодежи, потому что такой России уже нет. Нет ни звезд, ни луны, а светло и очень тихо. Беседа произошла сразу, как только девочка скрылась из виду. Собирались у них редко, ибо друзей было мало. Вскоре я нашел старика, который утверждал, что все помнит. Я вспомнил улицу Пестеля, где мы жили, когда приезжали в Ленинград. Он читал вывески, пока не нашел то, что ему было нужно. Если он не сделает, то никто не сделает. Валерий не мог объяснить, как все получилось.
3. Распределите данные ниже союзы по группам в соответствии со значением:
Словно, пока, зато, как бы ни, если, хотя, будто, раз, пусть, что, точно, несмотря на то что, чтобы, что бы ни, так что, как, как будто, только бы, между тем как.
4. Найдите в предложениях союзные слова и укажите их функцию, а также вид отношений, которые ими передаются.
Все, кто мог, покинули госпиталь. Жаль, но я не знаю, кем была спутница Сергея Яковлевича. Ему очень хотелось знать, кто едет там. Он был похож на человека, который забыл, зачем он влез в эту теплую воду и что нужно сделать, чтобы из нее выбраться. Поразительно интересно, когда другой описывает то, что вместе видели, делали, пережили. Это был дом, где когда-то помещалась газета «Маяк». Ни Василий Петрович, ни Зина не поняли, что случилось. Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звезд еще не видно.
5. Выделите в тексте предложно-падежные формы, определите падежи и падежные значения и разряды.
Отец с матерью приехали перед обедом часа за два. После обеда все разошлись, по обыкновению, отдыхать, а мы остались одни. Я рассказал отцу и матери подробно все время нашего пребывания без них. Я не понимал, что должен был произвесть мой рассказ над сердцем матери; не понимал, что моему отцу было вдвойне прискорбно его слушать. Впрочем, если б я и понимал, я бы все равно рассказал настоящую правду, потому что приучен матерью к совершенной искренности. Когда я кончил, она выслала нас с сестрой в залу, приказав няньке, чтобы мы никуда не ходили и сидели тихо, потому что хочет отдохнуть; но я скоро догадался, что мы высланы для того, чтобы мать с отцом могли поговорить без нас.
6. Разделите данные ниже предлоги на производные и непроизводные, а внутри каждой группы на простые, составные и сложные. Укажите падежное управление каждого предлога:
Близ, вдоль, до, внутри, благодаря, в связи с, над, в целях, по направлению к, спустя, вокруг, посреди, мимо, начинаяс, прежде, перед, при, вопреки, напротив, по пути к, по мере, не считая.
7. Найдите в предложениях частицы, определите их разряд по значению:
1) Мы здесь были лишь однажды. 2) Мы, новички, еще не поем, а только присутствуем. 3) С тех пор, заплывая далеко в море, даже в волну, я не боялся воды. 4) Какой бы ни была судьба, она все равно еще не смерть. Поэтому и случается, что у человека уже нет жизни, но все еще есть судьба. 5) Женька никогда в жизни еще не был одиноким. 6) Он (Михайлов) мысленно молился Богу и все твердил: «Да будет воля Твоя!». 7) Володя, у вас, чай, картошки-то на стол не подают? 8) Все удивлялись и завидовали делам Бирюкова: «Вот поди ж ты! Из грязи да вышел в князи». 9) Нина ставила неразрешимые вопросы: почему, мол, в жизни царит власть зла.
Литература:
1. Современный русский литературный язык/Под ред. Леканта П.А. М., 1996. – С. 266 – 274.
2. Шанский М.Н., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981. – Ч.2. – С. 242 - 257.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1971. – С. 283 – 290.