3. Выпишите глаголы из текста, образуйте от них формы настоящего времени и инфинитива, выделите основы и определите класс и спряжение.
Эта земля не знала ни единого моста из камня. Тут не верили в камень, относились к нему с предубеждением, боялись его холодности и безразличия. Не верили, что может защитить он человека в стужу, в лютый мороз, в осеннюю непогоду. Во всем отдавали предпочтение дереву. Поэтому и все мосты в этой земле были деревянные. (П.Загребельный).
4. Определите, к каким группам по виду относятся данные глаголы, к парным по виду глаголам образуйте видовые корреляты. Укажите способ образования, а также первичность глаголов совершенного или несовершенного вида в этой видовой паре.
5. Определите, к каким группам по виду относятся данные глаголы, к парным по виду глаголам образуйте видовые корреляты. Укажите способ образования, а также первичность глаголов совершенного или несовершенного вида в этой видовой паре.
6. Образуйте от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида, отметьте случаи образования параллельных форм и дайте характеристику их по употребительности в современном русском литературном языке.
1. Современный русский литературный язык/Под ред. Леканта П.А. М., 1996. – С. 232 – 237.
2. Шанский М.Н., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981. – Ч.2. – С. 156 – 168.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1971. – С. 236 – 239.
Практическое занятие № 2
Грамматические категории переходности, залога, возвратности, наклонения и времени у глаголов.
Цель:дать понятие переходности глагольных форм; познакомить с современными концепциями русского залога; научить определять залог глаголов и частные значения возвратных глаголов; доказывать отнесенность глаголов к переходным (непереходным), возвратным (невозвратным).
Вопросы для обсуждения:
1. Категория переходности глагола.
2. Категория залога глагола. Связь залога с возвратностью и переходностью глагольных форм.
3. Возвратные глаголы.
4. Категория наклонения глаголов: понятие, состав, значение (изъявительное, сослагательное, условное).
5. Система времен русского глагола: образование и основные значения форм времени
6.
Задания:
1. Продемонстрируйте на примерах связь залоговых значений с переходностью и возвратностью русского глагола.
2. Упражнение № 421 (С.122) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).
3. Упражнение № 423 (С.124) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).
4. Упражнение № 424 (С.124) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).
5. Образуйте от данных глаголов все формы наклонений, укажите регулярные и нерегулярные образования, отметьте те формы, которые не образуют форм повелительного наклонения:
6. Определите спряжение глаголов. Образуйте от них форму 2-го лица мн.ч. изъявит. Наклонения и форму повелит. Наклонения мн.ч. Сравните их и укажите те словоформы, в которых возможна орфографическая ошибка: