Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грамматические категории переходности, залога, возвратности, наклонения и времени у глаголов



ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Глагол как часть речи.

2. Грамматическая категория вида.

3. Грамматические категории переходности, залога и возвратности у глаголов.

4. Категории наклонения и времени глаголов.

5. Причастие как особая форма глагола.

6. Деепричастие как особая форма глагола.

7. Служебные части речи. Союз.

8. Служебные части речи. Предлог. Частица.

9. Модальные слова, междометия и звукоподражания как особые части речи.

10. Явление переходности в системе частей речи.


Практическое занятие №1

Глагол как часть речи.

Цель: Сформировать умение выделять глаголы в тексте, определять их категориальное значение, грамматические признаки, класс и спряжение.

Вопросы для обсуждения:

1. Глагол как часть речи.

2. Формы глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глаголы.

3. Инфинитив. Значение, образование и употребление.

4. Основы настоящего времени и основы инфинитива, их формообразующая функция. Классы глагола.

5. Категория вида глагола.

6.

 

Задания:

1. От данных глаголов образуйте формы времени и инфинитива, выделите основы:

Бежать, зеленеть, мерзнуть, найти, ошибиться, падать, прочитать, расти, тонуть; узнаю, узнаю, везут, возят, разгонят, разгоняют.

2. Определите класс и тип спряжения глаголов и укажите способ определения.

Бежать, беречь, бормотать, бороться, брить, вертеть, влиять, вылезти, думать, говорить, дать, дышать, забрести, задремать, зимовать, идти, использовать, исчезать, исчезнуть, клеить, проложить, стынуть, стлать, стукнуть, телеграфировать, темнеть, тереть, терять, убеждать, узнавать, увидеть, захотеть, чувствовать.

 

3. Выпишите глаголы из текста, образуйте от них формы настоящего времени и инфинитива, выделите основы и определите класс и спряжение.

Эта земля не знала ни единого моста из камня. Тут не верили в камень, относились к нему с предубеждением, боялись его холодности и безразличия. Не верили, что может защитить он человека в стужу, в лютый мороз, в осеннюю непогоду. Во всем отдавали предпочтение дереву. Поэтому и все мосты в этой земле были деревянные. (П.Загребельный).

4. Определите, к каким группам по виду относятся данные глаголы, к парным по виду глаголам образуйте видовые корреляты. Укажите способ образования, а также первичность глаголов совершенного или несовершенного вида в этой видовой паре.

Воздействовать, говорить, дать, достичь, жениться, закричать, закрывать, заработать, крикнуть, купить, ловить, мыть, наговориться, нагрузить, обещать, отрезать, отъехать, перезнакомиться, подбежать, подсказать, подчеркнуть, посматривать, потухать, рапортовать, рисовать, сажать, сожалеть, составить, стоять, толстеть, узнать, учить, шить.

5. Определите, к каким группам по виду относятся данные глаголы, к парным по виду глаголам образуйте видовые корреляты. Укажите способ образования, а также первичность глаголов совершенного или несовершенного вида в этой видовой паре.

Воздействовать, говорить, дать, достичь, жениться, закричать, закрывать, заработать, крикнуть, купить, ловить, мыть, наговориться, нагрузить, обещать, отрезать, отъехать, перезнакомиться, подбежать, подсказать, подчеркнуть, посматривать, потухать, рапортовать, рисовать, сажать, сожалеть, составить, стоять, толстеть, узнать, учить, шить.

6. Образуйте от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида, отметьте случаи образования параллельных форм и дайте характеристику их по употребительности в современном русском литературном языке.

Задержать, засолить, засорить, затопить, накопить, обосновать, переписать, приготовить, простудиться.

7.

8.

 

Литература:

1. Современный русский литературный язык/Под ред. Леканта П.А. М., 1996. – С. 232 – 237.

2. Шанский М.Н., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981. – Ч.2. – С. 156 – 168.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1971. – С. 236 – 239.


 

Практическое занятие № 2

Грамматические категории переходности, залога, возвратности, наклонения и времени у глаголов.

Цель: дать понятие переходности глагольных форм; познакомить с современными концепциями русского залога; научить определять залог глаголов и частные значения возвратных глаголов; доказывать отнесенность глаголов к переходным (непереходным), возвратным (невозвратным).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Категория переходности глагола.

2. Категория залога глагола. Связь залога с возвратностью и переходностью глагольных форм.

3. Возвратные глаголы.

4. Категория наклонения глаголов: понятие, состав, значение (изъявительное, сослагательное, условное).

5. Система времен русского глагола: образование и основные значения форм времени

6.

 

Задания:

1. Продемонстрируйте на примерах связь залоговых значений с переходностью и возвратностью русского глагола.

 

 

2. Упражнение № 421 (С.122) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).

 

3. Упражнение № 423 (С.124) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).

 

4. Упражнение № 424 (С.124) (Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.).

5. Образуйте от данных глаголов все формы наклонений, укажите регулярные и нерегулярные образования, отметьте те формы, которые не образуют форм повелительного наклонения:

Близиться, бодрить, болеть, бредить, бродить, булькать, весить, ветвиться, видеть, вмесить, выветриться, выписать, выхлопотать, вернуть, вылить, горевать, думать, ехать, есть, закрыть, заметить, знобить, зависеть, значить, изучить, класть, лечь, махать, мочь, написать, найти, недомогать, отрезать, пищать, передать, показать, попытаться, прожить, портить, работать, разлить, рассветать, сесть, создавать, смеяться, спрашивать, спускаться, стоить, узнать, уехать, устать, услышать, хотеть, чистить, шить.

6. Определите спряжение глаголов. Образуйте от них форму 2-го лица мн.ч. изъявит. Наклонения и форму повелит. Наклонения мн.ч. Сравните их и укажите те словоформы, в которых возможна орфографическая ошибка:

Вынырнуть, заплатить, писать, укатить, запросить, цвести, говорить, мелькнуть, привыкнуть, возвратить, завинтить, сколоть, вытереть, выкурить, приложить, повиснуть, подбросить, выкосить, вымесить, относить, утонуть, затронуть, закусить, вымести, выслать, выйти.

7. Образуйте форму прошедшего времени. Отметьте глаголы, имеющие особенности в образовании данной формы:

Блюсти, бояться, брести, быть, везти, вести, взяться, выдохнуть, вычесть, вянуть, глохнуть, дожить, достичь, дремать, жечь, замереть, идти, играть, ловить, лечь, мерзнуть, обрести, ослепнуть, речь, ползти, расти, сохнуть, стереть, стеречь, стоять, таять, толочь, убедиться, читать.

Литература:

1. Современный русский литературный язык/Под ред. Леканта П.А. М., 1996. – С. 247 – 256.

2. Шанский М.Н., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981. – Ч.2. – С. 191 - 212.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1971. – С. 249 – 256.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.