Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирования роспотребнадзора в системе ВСМК



Специализированные формирования Роспотребнадзора Российской Федерации, как и учреждения Роспотребнадзора, предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС.На базе центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно противоэпидемические отряды (СПЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ); группы разведки (ГР); на базе противочумных учреждений создаются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ).

Санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО) является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (1 или 2 бригады) в зависимости от сложившейся ситуации в ЧС. Они формируются центрами Роспотребнадзора из штатных сотрудников учреждений госсанэпидслужбы за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.В Штат СПЭО входят: начальник СПЭО (зам. главного врача); врач по радиационной гигиене; инженер-радиолог; два врача по общей гигиене; врач-эпидемиолог; два врача-дезинфекциониста; два врача-лаборанта; два врача-бактериолога; два техника-дозиметриста; помощник санитарного врача (фельдшер); помощник эпидемиолога; лаборант средней квалификации; инструктор-дезинфектор; два водителя. Всего 21 человек. Время подготовки СПЭО к работе в ЧС – 24 ч.Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) – являются нештатными специализированными формированиями быстрого реагирования. В состав санитарно-эпидемиологических бригад входят:В штат эпидемиологической бригады входят:Начальник (врач) – 1,Врач-эпидемиолог – 1, Помощник эпидемиолога (фельдшер) - 1, Инструктор-дезинфекто – 1,Водитель автотранспорта-1. В штат радиологической бригады входят:Начальник (врач) - 1,Врач по радиационной гигиене - 1, Помощник санитарного врача (фельдшер) – 1, Техник-дозиметрист - 1, Водитель автотранспорта – 1. В штат санитарно-гигиенической (токсикологической) бригады входят: Начальник (врач), Санитарный врач-токсиколог, Помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), Лаборант-химик (средней квалификации), Водитель автотранспорта. Специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ) – мобильное формирование постоянной готовности, предназначенное для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения. СПЭБ формируются на базе противочумных учреждений госсанэпидслужбы. Время подготовки СПЭБ к работе в ЧС24 ч. Управление(2 чел.)1)Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой- 12чел 2) бактериологическое отделение с вирусологической группой – 26 чел Группы разведки (ГР):Группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР) создаются на базе областных (краевых), городских центров гигиены и эпидемиологии.В штат ГСЭР входят:Руководитель группы (врач-эпидемиолог или инфекционист), Врач-гигиенист,Врач-бактериолог,Лаборант,Водитель автотранспорта При необходимости для проведения разведки санитарно-профилактическими учреждениями формируются: группы радиационной разведки (ГРР) состав – врач-гигиенист, физик-дозиметрист, водитель-дозиметрист; группы химической разведки (ГХР) состав – врач-гигиенист (руководитель), врач-токсиколог, химик-аналитик, лаборант (пробоотборщик), шофер. Состав групп, направляемых в разведку, зависит от поставленных задач. Они оснащаются средствами защиты, соответствующими приборами, наборами для взятия проб и на период работы за группой разведки закрепляется высокопроходимый транспорт и (или) плавсредства.

 

14. Организация оснащения ВСМК медимуществом. Задача обеспечения СМК медицинским имуществом решается в результате выполнения целого ряда мероприятий. Учитывая их объем и значение, возникает необходимость взаимного согласования между собой по содержанию, месту, времени и исполнителям, что достигается планированием. План снабжения разрабатывается с целью полного обеспечения всей номенклатурой предметов на планируемый период. При повседневной деятельности он составляется на календарный год, а при необходимости план может разрабатываться и на перспективу. В ЧС обеспечение медицинским имуществом планируется на период работ по ликвидации ее последствий. Планирование обеспечения медицинским имуществом повседневных нужд центра медицины катастроф осуществляется отделом медицинского снабжения согласно заявкам подразделений центра и расчету потребности для накопления резервов, их пополнения и освежения. В целях своевременной замены запасов медицинского имущества, сроки годности которого истекают в планируемом году, разрабатывается план освежения. В ЧС снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с планами снабжения. Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений службы ме­дицины катастроф организуют органы медицинского снабжения. К ним относятся: отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, аптеки и склады ме­дицинской техники подчиненных им учреждений. Основные функцииорганов медицинского снабжения:определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет, храпение;приготовление лекарственных средств;отпуск (доставка) медицинского имущества для повседневной лечебно-про­филактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС;содержание запасов и резервов медицинского имущества в готовности к при­менению по предназначению;техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;организация метрологического контроля медицинских средств измерений;контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологиче­ских препаратов (материалов), технического состояния медицинской техни­ки и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества;

выполнение научных исследований по анализу и обобщению опыта меди­цинского снабжения в ЧС, совершенствованию организационно-штатной структуры и деятельности органов медицинского снабжения, а также исполь­зованию медицинского оснащения службы медицины катастроф. Резерв медицинского имущества расходуется только при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории России или для оказания гуманитарной помощи зарубежным странам, терпящим бедствие. Расходовать лекарственные и другие средства и материалы, использовать медицинскую технику из резерва службы медицины катастроф для повседневных нужд ЗАПРЕЩАЕТСЯ.Использование резерва медицинского имущества для оказания медицинской помощи пораженным в чрезвычайной ситуации осуществляется по решению органов управления здравоохранения или директора центра медицины катастроф по принадлежности резерва, для оказания помощи зарубежным странам — Правительства Российской Федерации. Количество используемого для этих целей медицинского имущества определяется размерами санитарных потерь и объемами оказываемой помощи.Медицинское имущество, изъятое из резерва для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, передается на укомплектование медицинских формирований службы медицины катастроф или направляется в распоряжение органа здравоохранения или центра медицины катастроф в зоне чрезвычайной ситуации. Изъятое из резерва для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации медицинское имущество должно быть восстановлено в нем в течение 2 мес. Распределение медицинского имущества, поступившего в зону чрезвычайной ситуации, проводится центром медицины катастроф или органом здравоохранения по подчиненности резерва, а также центром медицины катастроф, в адрес которого поступило это имущество.

 

 

15. Гос система подготовки персонала учрежд здравоохранения к действиям в ЧС.Додипломная подготовка (ВУЗ), Постдипломная в 3 уровня: 1. Силами учреждений здравоохранения. 2. Усовершенствование по основной специальности+по медицине катастроф. 3. Тематическое по медицине катастроф.

 

16. Мероприятия по повышению устойчивости учр. зравоохр в ЧС.При определении системы надежности энергоснабжения и электроосвещения учреждений здравоохранения должны предусматриваться варианты аварийного освещения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания. Аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств. Водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут. на больного (пострадавшего) и технической воды – по 10 л/сут. на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).

Максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха. Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, устройства и материалы; ядовитые и радиоактивные вещества; материалы, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Строительство защитных сооружений (убежищ или противорадиационных укрытий). Средства связи в больнице должны обеспечивать постоянную возможность быстрой подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи. В крупных лечебных учреждениях необходимо иметь автоматизированную систему регистрации пораженных и банк данных об историях болезни для их быстрой статистической обработки.

В проекте строительства учреждений здравоохранения необходимо предусматривать специальные складские помещения для хранения комплектов имущества резерва в укладках. Эти помещения целесообразно располагать на первом этаже вблизи приемного отделения.

 

17. Мероприятия по предупрежд. и ликвид ЧС :При угрозе чс: оповещение и сбор персонала больницы; введение круглосуточного дежурства руководящего состава; установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблюдения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки; подготовка больницы к приему пораженных; прогнозирование возможной обстановки на территории больницы; проверка готовности органов управления и врачебно-сестринских бригад к оказанию медицинской помощи пораженным в районе бедствия и медицинскому обслуживанию населения в местах его проживания (сосредоточения); усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения; повышение защиты больницы от поражающих факторов; проверка готовности сил и средств больницы к эвакуации в безопасное место;закладка медицинского имущества в убежища города и объектов народного хозяйства, в стационары для нетранспортабельных; уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии поражения возможными факторами ожидаемой ЧС. При возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации) осуществляются следующие мероприятия: о случившемся и о проводимых мероприятиях информируется вышестоящий начальник; осуществляется сбор и оповещение сотрудников;организуется медицинская разведка; в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы; продолжается освобождение коечного фонда от легкобольных и дополнительное развертывание больничных коек;

выдаются средства индивидуальной и медицинской защиты, проводится (по показаниям) экстренная профилактика, вакцинация и др.;организуется (при необходимости) эвакуация в безопасные места персонала и больных, ценного имущества и документов больницы; осуществляется укрытие персонала и больных в защитных сооружениях;уточняется порядок дальнейшей эвакуации пораженных;организуется оказание медицинской и других видов помощи пораженным сотрудникам и больным объекта здравоохранения; обеспечивается поддержание общественного порядка, наблюдение за окружающей средой;поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС; проводятся обеззараживание территории района бедствия, экспертиза воды, продовольствия и другие мероприятия.Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющимися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории больницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др. Содержанием основных мероприятий являются: приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы; приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки; приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории больницы; определение порядка их использования; выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;определение порядка использования кадров и транспортных средств в больницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; доукомплектование больницы медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом; приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение; организация управления, учета и отчетности.

18. Основы управления и взаимодействия ВСМК . Управление Всероссийской службой медицины катастроф - это постоянная целенаправленная деятельность начальников медицинской службы и органов управления по руководству подчиненными силами и средствами, направленная на обеспечение максимальной эффективности их использования для своевременного и успешного выполнения задач медицинского обеспечения. К управлению медицинской службой предъявляется ряд требований. Основными из них являются: устойчивость, непрерывность, оперативность, квалифицированность. Управление медицинской службой – информационный процесс, включающий:непрерывный сбор и анализ информации об объектах управления и условиях их деятельности (об обстановке);принятие решения;постановку задач подчиненным;контроль своевременности и полноты выполнения отданных распоряжений. Межведомственные координационные комиссии СМК являются руководящими органами СМК по оперативным вопросам в пределах выполняемых Службой задач при ликвидации ЧС.Основными задачами МКК СМК являются:участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;разработка проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Службы;участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности Службы, обеспечение контроля за ходом реализации программ, использованием выделенных финансовых средств, эффективностью программных мероприятий и подготовка предложений по их корректировке;решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности Службы, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений Службы;обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к выполнению возложенных на них задач;решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав Службы формирований и учреждений соответствующего уровня при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;реализация единой системы подготовки сил и средств Службы;координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов Службы;определение научных и клинических баз Службы;

разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы.В состав комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой; директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.Организационно-техническое обеспечение работы МКК возлагается на соответствующие центры медицины катастроф. Взаимодействие. Для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС привлекаются разнородные силы и средства системы РСЧС (органов исполнительной власти, министерств и ведомств), поэтому успешное выполнение задач по предупреждению и ликвидации ЧС возможно лишь при условии тесного, непрерывного, оперативного и эффективного взаимодействия подсистем РСЧС, в том числе и между органами управления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК. Всероссийская служба медицины катастроф, функционально объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России, силы и средства медицинской службы Министерства транспорта и связи, ФСБ, МВД и других министерств и ведомств, которые участвуют в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Исходя из вышесказанного - организация взаимодействия является важным элементом управления службой медицины катастроф в различные периоды ее деятельности.

Взаимодействие предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы медицины катастроф с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, а также службами РСЧС в целях прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, планирования и осуществления медико-санитарного обеспечения населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, управления силами и средствами СМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Основными принципами взаимодействия являются:единство взглядов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;приоритет сохранения жизни и здоровья населения при ЧС любого характера;применение единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при возникновении различных ЧС;учет возможностей аварийно-спасательных формирований, учреждений и формирований СМК.Взаимодействие обеспечивается:заблаговременно разработанными планами взаимодействия;

включением в состав КЧС полномочных представителей министерств и ведомств, принимающих участие в спасении, защите и оказании экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;заблаговременной разработкой и реализацией при возникновении ЧС общегосударственных, региональных и территориальных планов (программ) медико-санитарного обеспечения населения при крупномасштабных медицинских последствиях ЧС, предусматривающих эшелонирование и маневр силами и средствами ВСМК всех уровней;взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами медицинского снабжения «Медтехника», «Фармация» осуществляется на принципах распределения сфер ответственности.

19. ЧС химического характера.Химическая авария - непланируемый и неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное действие на человека и окружающую среду. АОХВ –это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте химические соединения, способные при разрушении (аварии) на объектах легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения личного состава войск и гражданского населения. По клиническим признакам интоксикации и механизму действия среди АОХВ различают: вещества раздражающего действия (хлорацетофенон, адамсит,CS,CR); вещества пульмонотоксического действия (фосген, аммиак, хлор, оксиды азота, паракват); вещества общеядовитого действия (оксид углерода, нитро- и аминосоединения ароматического ряда, нитриты, мышьяковистый водород, синильная кислота, динитроортокрезол); вещества цитотоксического действия (неорганические соединения мышьяка, галогенизированные алифатические и ароматические арсины, диоксин, полихлорированные бифенилы) вещества нервно-паралитического действия (фосфорорганические соединения); вещества нейротоксического действия (хлорофос, метафос, карбаматы, гидразин, талий);

По скорости развития патологических нарушений и, следовательно, формирования санитарных потерь все химические вещества, подразделяются на две основные группы: вещества быстрого действия. Развитие симптомов интоксикации при этом наблюдается в течение нескольких десятков минут. К веществам этой группы относятся циановодород, акрилонитрил, сероводород, оксид углерода, оксиды азота, хлор, аммиак, инсектициды, фосфорорганические соединения и др. Ко второй группе относятся вещества замедленного действия с развитием симптомов интоксикации в течение нескольких часов (динитрофенол, диметилсульфат, метилбромид, метилхлорид, оксихлорид фосфора, окись этилена, трихлорид фосфора, фосген, хлорид серы, этиленхлорид, этиленфторид и др.). Из этой группы веществ некоторые авторы особо выделяют вещества медленного действия с развитием симптомов интоксикации в срок до двух недель, к которым можно отнести металлы, диоксины и некоторые другие вещества.В зависимости от продолжительности сохранения поражающего действия и времени формирования потерь среди населения очаги поражения АОХВ и ОВ условно могут быть разделены на 4 группы: 1. стойкие быстродействующие (ФОС);

2. стойкие медленнодействующие (азотная кислота и оксиды азота, металлы, диоксины;3 нестойкие быстродействующие (хлор, аммиак, бензол, гидразин, сероуглерод); 4 нестойкие медленнодействующие (фосген, метанол, тетраэтилсвинец).

 

20. Медико-тактичекая характеристика химич. катастроф.В медико-тактическом отношении очаги поражения АОХВ характеризуются: внезапностью, быстротой и массовостью возникновения поражений; зараженностью внешней среды; большим количеством тяжелых поражений; наличием комбинированных поражений (интоксикация АОХВ + ожог, механическая травма и др.). Для очагов поражения, создаваемых быстродействующими АОХВ, характерно: одномоментное (в течение минут, десятков минут) поражение значительного количества людей; быстрое течение интоксикации с преобладанием тяжелых поражений; дефицит времени у органов здравоохранения для изменения существующей организации работы и проведения ее в соответствие с возникающей ситуацией; необходимость оказания эффективной медицинской помощи непосредственно в очаге поражения (решающее значение приобретает само- и взаимопомощь) и на этапах медицинской эвакуации в максимально короткие сроки; быстрая эвакуация пораженных из очага поражения, в один рейс. Особенностями очага поражения веществами замедленного действия являются: формирование санитарных потерь идет постепенно, на протяжении нескольких часов; наличие некоторого резерва времени для корректирования работы здравоохранения с учетом сложившейся обстановки; необходимость проведения мероприятий по активному выявлению пораженных среди населения; эвакуация пораженных из очага осуществляется по мере их выявления (несколькими рейсами транспорта).

В очаге поражения стойкими веществами продолжительное время (более часа) сохраняется опасность поражения. Она сохраняется и некоторое время после выхода из очага, за счет десорбции АОХВ с одежды или в результате контакта с зараженным транспортом, различным имуществом. Необходимо проведение в кратчайшие сроки частичной санитарной обработки в очаге, а при поступлении пораженных на этапы медицинской эвакуации (в ЛПУ) - полной санитарной обработки и дегазации одежды, обуви и транспортных средств. Медицинский персонал, контактирующий с пораженными, не прошедшими санитарной обработки, работает в противогазах и средствах защиты кожи, а по завершению работы подвергается санитарной обработке. Основными мероприятиями медико-санитарного обеспечения при химической аварии являются: использование СИЗ и МСИЗ; использование коллективных средств защиты до проведения эвакуационных мероприятий; оказание в максимально короткие сроки медицинской помощи пораженным; эвакуация населения, в том числе и пораженных из очага; специальная обработка населения и территории; приближение к очагу первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; организация медико-санитарного обеспечения эвакуированного населения в местах временного размещения.

 

21. Радиационная авария- потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды. В результате аварийного выброса основную опасность представляют: внешнее гамма- и бета-облучение от разрушенной активной зоны, элементов конструкций и рассеявшихся радионуклидов; аппликация радионуклидов на коже, слизистых оболочках, одежде, СИЗ и связанное с этим контактное действие альфа-, бета- и гамма-излучений на кожные покровы; внутреннее облучение при вдыхании радиоактивных продуктов деления; внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды; психоэмоциональное перенапряжение. Естественный фон: 10-15 до 20 мкР/ч.

 

22. Организационные подходы к оказанию мед помощи в радиацион аварии.Ведение пострадавших осуществляется по этапам - от места аварии до специализированного стационара. Мероприятия на этапах оказания помощи должны учитывать конкретные особенности каждой ситуации. Первым к оказанию медицинской помощи при возникновении радиационной аварии приступает персонал МСЧ данного предприятия. Сразу после аварии (1-3-и сутки) МСЧ решают следующие задачи: уточнение оперативной информации о характере и масштабе радиационной аварии; информирование органов управления здравоохранением, территориальных центров медицины катастроф, Федерального управления «Медбиоэкстрем» о предполагаемом характере медицинских последствий, принятых решениях и действиях со стороны МСЧ; предварительный прогноз доз облучения персонала аварийного предприятия и населения, находящихся на медицинском обслуживании МСЧ; оценка степени тяжести пораженных, подготовка и направление больных в специализированный стационар, организация наблюдения за лицами с возможным лучевым поражением; организация и проведение лечения по жизненным показаниям, начало патогенетического лечения; ограничение нахождения медицинского персонала в зоне аварии; назначение и контроль применения радиозащитных и других средств, необходимых персоналу объекта; участие в принятии решения о проведении йодной профилактики, укрытии и эвакуации населения и лиц, находящихся на медицинском обслуживании МСЧ; медицинское сопровождение при осуществлении этих защитных мер;проведение амбулаторного наблюдения и лечения, психологическая поддержка населения; оценка возможностей МСЧ и расчет потребностей в дополнительных силах и средствах. При возникновении радиационного очага главным остается оказание первой медицинской помощи и скорейший вывод (вынос) или выход из него пораженных. Применение срочной этиотропной терапии на первом этапе осуществляется в отсутствие точных сведений об уровне депонирования радионуклидов, получение которых требует значительного времени.Первые мероприятия по ограничению поступления радионуклидов в организм должны начинаться непосредственно на месте происшествия и включать:срочный вывод пострадавших из зоны загрязнения;наложение жгута проксимальнее локализации загрязненной нуклидами раны для усиления венозного кровотечения;срочное последовательное снятие загрязненной одежды;полный или частичный обмыв тела, ограничение распространения активности по телу и поступления нуклидов внутрь, герметизация повязкой (заклеивание) зоны плохо отмываемого загрязнения;полоскание рта, носа, промывание глаз.Первая медицинская помощь пораженным осуществляется в порядке само- и взаимопомощи, а также специально подготовленным персоналом предприятия и аварийно-спасательных бригад.После специальной санитарной обработки в санпропускнике предприятия, лиц нуждающихся в оказании медицинской помощи, направляют в здравпункт.

 

24. ДТП. Особенностями транспортных аварий (катастроф) является то, что:

аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики транспортировки и лечения;усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;

необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям. Большинство повреждений, полученных при ДТП – сочетанные черепон-мозговые травмы. В зависимости от обстановки, сложившейся в результате ДТП, к работам по спасению пострадавших могут привлекаться аварийно-спасательные, противопожарные и аварийно-технические формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф, а так же силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации последствий происшествия. Он является единоначальником, ему подчиняются все подразделения, прибывшие к месту аварии. Он несет ответственность за организацию работ, безопасность личного состава, сохранность аварийно-спасательной техники.Если на место дорожно-транспортного происшествия первым прибыл руководитель оперативной группы ТЦМК (бригады скорой медицинской помощи), то он принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий происшествия и исполняет их до прибытия сотрудника ГИБДД или руководителя ликвидации последствий происшествия, назначенного КЧС.Руководитель ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия обязан:произвести разведку и оценить обстановку на месте;немедленно организовать спасение людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;определить решающее направление работ, необходимые силы и средства, способы и приемы действий;поставить задачи службам и обеспечить выполнение поставленных задач. Главная задача — извлечение пострадавших (из салона автомобиля или из-под автомобиля) и оказание первой медицинской помощи. При необходимости организовать на месте происшествия пункт оказания медицинской помощи;организовать связь с центральным узлом связи города, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и сообщить точные координаты происшествия, что произошло, какие силы и средства введены в действие, что необходимо дополнительно; поддерживать в дальнейшем с ними непрерывную связь и сообщать об изменении обстановки на месте происшествия и принятых соответствующих решениях;в зависимости от обстановки на месте происшествия, при необходимости, организовать оперативный штаб, определить место его расположения и информировать его членов о принимаемых решениях;организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации последствий происшествия, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими сотрудниками, принимать решения о приемах и способах ведения работ;назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности;

организовать проведение первоочередных работ по восстановлению движения на дороге.В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью, спасателей. Затем освобождаются зажатые части тел пострадавших. Дорожно-транспортные происшествия, связанные с падением автомобиля с мостов, эстакад, прибрежных автомобильных дорог в водоемы усугубляются следующими обстоятельствами: получение пострадавшими травм, исключающих их самостоятельное спасение; зажим пострадавших в деформированном транспорте. В случае если визуально не видно на поверхности и в воде потерпевшее транспортное средство, то по свидетельствам очевидцев, выбравшихся на поверхность пострадавших или в предполагаемом секторе, осуществляется последовательный поиск с учетом течения и возможного сноса потерпевших. Обнаружив пострадавшего, его необходимо захватить и оттранспортировать к берегу, где оказать ему первую помощь.Если кабина или салон автомобиля сохранили относительную герметичность, то оставшийся воздух в течение некоторого времени может быть достаточным для выживания пострадавших. В таких случаях необходимо действовать быстро, чтобы спасти их.

 

24. ЖД и авиа катастрофы.При авиакатастрофах, падение потерпевшего аварию летательного аппарата может быть причиной жертв как на его борту, так и на земле; не исключено и разрушение производственных объектов. Следовательно, авиационная катастрофа усугубляется катастрофой на земле. Основные виды поражений у пассажиров и экипажа – механическая и психическая травмы, термические ожоги, отравление продуктами горения, реже – кислородное голодание (при разгерметизации салона самолета).

Катастрофы на жд транспорте могут возникать при действии внешних поражающих факторов (в зонах стихийных бедствий, техногенных катастроф, взрывов, террористических актов и т.п.), а также в результате нарушения требований технической эксплуатации, несвоевременного и некачественного технического обслуживания путевого хозяйства, нарушений отправителями требований безопасности к транспортировке грузов, особенно взрывчатых, легковоспламеняющихся. Крушения с тяжелыми последствиями возникают при столкновении поездов. В процессе возникшей аварии, кроме столкновений, возможны сход поездов с путей, возникновение пожара и взрыва. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках РВ и АОХВ. Сложная обстановка может сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции (примыкание городской застройки, сосредоточение большого количества вагонов, в том числе с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми веществами, скопление большого количества людей. До прибытия в зону ЧС аварийно-спасательных, медицинских и других формирований, медицинская помощь оказывается самими пострадавшими, сохранившими психологические и физические силы, участниками и свидетелями аварии, а также жителями близлежащих населенных пунктов в порядке само- и взаимопомощи преимущественно подручными средствами. Она заключается в извлечении пораженных из потерпевших аварию транспортных средств, размещении их по возможности дальше от охваченного пламенем транспортного средства или очага возгорания на нем. Продолжительность периода изоляции определяется сроками прибытия спасательных и медицинских сил извне и может составлять от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от времени передачи информации о ЧС и расстояния до ближайшего ЛПУ. Первый медицинский работник (врач, фельдшер) прибывающий в зону ЧС организует медико-санитарное обеспечение . Медработник первым прибывший в зону ЧС оценивает медико-санитарную обстановку, организует встречу прибывших медицинских сил и средств, ставит им конкретные задачи и руководит работой до прибытия в район транспортной ЧС официально назначенного руководителя работ.В большинстве транспортных аварий на месте, где получено поражение, или вблизи от него пораженным оказывается первая медицинская или доврачебная помощь; в случае, если в зону ЧС прибывают врачебные бригады, то ими могут выполняться отдельные элементы первой врачебной помощи. С участков поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращивается прибывающим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным транспортом, привлекаемым к транспортировке службой ГИБДД, транспортом спасательных отрядов, а также региональных ЦМК. Для эвакуации пострадавших из зоны аварии удаленной от населенных пунктов используется авиация, в том числе и санитарная. Для выноса и погрузки привлекается персонал спасательных подразделений, участники аварии, местное население. Основными задачами медицинской службы на данном этапе являются: четкая организация сортировки пострадавших; оказание медицинской помощи; при недостатке медицинских кадров – руководство оказанием первой помощи; назначение ответственного лица для составления пофамильного списка эвакуируемых пострадавших с обязательной отметкой каким эвакотранспортом (номерные знаки) отправлен пострадавший. Для осуществления мероприятий по сохранению жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных проишествияхв гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийно-спасательные команды. Аварийно-спасательная команда аэропорта формируется из работников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. Задачами этой команды явл: спасение пассажиров и экипажа воздушного судна при авиационном проишествии, оказание мед помощи, ликвидация пожара. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет, формируемый из медицинских работников медсанчасти, который выполняет свои профессиональные функции самостоятельно и согласно инструкции во взаимодействии с ЛПУ других ведомств. В функцию мед расчета аварийно-спасательной команды входит оказание ПМП пострадавшим на месте авиационного проишествия, выполнение эвакотранспортной сортировки и подготовка к эвакуации.

 

25. Аварии на водном и тубопроводном транспорте.Причины аварий на воде:

Морская стихия, поломка техники, ошибочные действия человека. К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести: взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней; пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям; разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического вреда окружающей среде; огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту. Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключительной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи. Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пораженных, относительной скудностью спасательных средств и сил медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. При авария на суднах, находящихся в море, сложность оказания ПМП резко возрастает из-за того, что в первые часы(а может и сутки) медицинская помощь оказывается только штатной мед службой судна. Привлечение для оказание мед помощи сил и средств извне требует определенного времени, так как передвижные мед формирования могут находиться на большом расстоянии от места аварии. Отсюда следует, что медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления мед службой, специальной подготовка медиков на судне, а также мед подготовки команды судов. Поэтому при организации мед помощи в фазе изоляции особое внимание следует уделить само- и взаимопомощи, а также помощи силами персонала судна. Врачебная помощь в большинстве случаев может быть организована по прибытии спасательных средств (водных или вертолетов). Пораженных доставляют на берег, где организуют и проводят неотложные мероприятия врачебной помощи.

 

26. Пожаро- и взрывоопасные объекты – это предприятия, на которых производя, хранятся, используются, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.Взрыв- быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению разрушений (техногенной ЧС).Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. Основными причинами, определяющими число потерь являются:Масштабы пожара или мощность взрыва.Характер и плотность застройки в населенных пунктах.Огнестойкость зданий и сооружений.Метеорологические условия (скорость ветра, осадки).Время суток.Плотность населения в зоне действия поражающих факторов.Степень обеспеченности и умение пользоваться индивидуальными средствами защиты.К поражающим факторам взрыва относятся: ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов. Особенностями организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарахявляются:а) необходимость оказания помощи большому числу ожоговых пораженных, а также отравленным монооксидом углерода и дымом;б) тщательный розыск пострадавших на задымленной территории и внутри горящих помещений;в) использование спасателями (в том числе и медицинскими работниками, оказывающими помощь в очаге пожара) средств индивидуальной защиты.

Медицинская помощь, включая первую врачебную, должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски, щиты и т.п.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).В зону ЧС прибывают формирования СМК из ближайших лечебно-профилактических учреждений, которые организуют и проводят необходимые мероприятия по оказанию первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи. Эвакуация проводится в ближайшие ЛПУ и при возможности в специализированные ЛПУ.При большом числе обожженных, лечебные учреждения госпитального этапа усиливаются специализированными противоожоговыми бригадами, при необходимости перепрофилируются или увеличивают коечную емкость для массового приема пострадавших данного профиля.

 

27. Наводнение - временное значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами. В зависимости от масштабов затопления и наносимого суммарного материального ущерба, наводнения подразделяют на 4 группы:

Низкие наводнения наблюдаются на равнинных реках. Повторяемость их — один раз в 5—10 лет. Они характеризуются сравнительно небольшой площадью затопления и незначительным материальным ущербом. Такие наводнения обычно не несут угрозы жизни и здоровью людей. Высокие наводнения происходят один раз в 20—25 лет. Сопровождаются затоплением значительных участков речных долин. Наносят ощутимый материальный ущерб. При наводнениях этой группы появляется угроза здоровью и жизни людей, что обусловливает необходимость частичной эвакуации населения. При выдающихся наводнениях затопление распространяется на целые речные бассейны, начинается затопление населенных пунктов. Парализуется хозяйственная деятельность. Возникает угроза массовых потерь среди населения и необходимость эвакуации значительной его части. Выдающиеся наводнения повторяются один раз в 50—100 лет. Катастрофические наводнения случаются не чаще 1 раза в 100—200 лет, вызывают затопление огромных площадей, полностью парализуют хозяйственную и производственную деятельность. Эти наводнения приводят к значительному материальному ущербу и большим потерям среди населения. При наводнениях медицинская помощь населению организуется как на затопляемой, так и на прилегающей к ней территории. Оказание первой помощи пострадавшим включает в себя, прежде всего: извлечение пострадавших из воды, проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, наложение повязок при ранениях, временную иммобилизацию переломов, введение обезболивающих средств, а также согревание пострадавших. Первая помощь пострадавшим при наводнении оказывается спасателями на месте обнаружения и непосредственно на плавсредствах при эвакуации в безопасное место. Первая врачебная помощь ограничивается простейшими мероприятиями, направленными на поддержание жизненно важных функций организма.На прилегающих к зоне затопления дорогах или в близлежащих населенных пунктах организуются временные пункты сбора пораженных совместно с медицинскими пунктами. Основным содержанием работы медицинских пунктов в этих условиях будет выведение пораженных из угрожающего жизни состояния, проведение простейших реанимационных мероприятий. При работе стационарных лечебных учреждений следует учитывать, что среди лиц, пострадавших от наводнения, подавляющее большинство будут составлять пораженные терапевтического профиля, поскольку наиболее частым последствием пребывания людей в воде (особенно в холодное время года) является развитие пневмоний. При проведении эвакоспасательных и лечебно-эвакуационных мероприятий в зонах затопления следует иметь в виду, что время пребывания человека в холодной воде крайне ограничено, поэтому при организации спасательных и лечебно-эвакуационных работ на воде необходимо использовать вертолеты и быстроходные плавсредства. Персонал, привлекаемый для спасательных работ при наводнениях, должен быть обучен правилам поведения на воде и приемам спасения людей из полузатопленных зданий, сооружений и других строений, а также приемам спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.