Курсовая работа (далее – КР) – это содержательное, самостоятельно выполненное под руководством преподавателя поисковое исследование научно-практического характера. При её выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.
Выполнение КР является видом учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
Количество КР, наименование дисциплин, междисциплинарных курсов, по которым выполняется КР определяется в учебном плане по специальности. За время обучения студенты должны быть выполнены все КР, которые предусмотрены в учебном плане.
Цели выполнения курсовой работы
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплинам профессионального учебного цикла;
- углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС;
- формирование умений использовать справочную, правовую и нормативную документацию;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовка к государственной итоговой аттестации.
Задачи подготовки курсовой работы
- определение объекта и предмета исследования;
- самостоятельный анализ основных положений по изучаемой теме;
- изучение литературы, справочных и научных источников по теме исследования,
- уточнение основных понятий по изучаемой проблеме;
- умение применять теоретические знания на практике;
- обобщение полученных выводов в целях их дальнейшей разработки;
- КР, выполненная в рамках профессионального модуля, может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, если таковая является формой государственной итоговой аттестации.
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Первый этап – подготовительный, включает в себя:
- выбор темы КР;
- изучение методических рекомендаций по выполнению КР;
- формулировку проблемы или проблемного вопроса;
- определение цели и задач КР;
- составление плана КР и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов).
Тема КР должна быть актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо выбрать из списка тем предложенных преподавателями. Студенту предоставляется право уточнения темы КР, а также возможность предложить собственную формулировку темы, не входящую в список тем, утвержденных ЦМК.
Утверждение темы КР производится на основании личного письменного заявления обучающегося на имя директора института, или иного уполномоченного лица и оформляется распоряжением по институту. Изменение утвержденной темы курсовой работы возможно только в случае его обоснованной необходимости на основе личного заявления обучающегося, согласованного с руководителем и председателем ЦМК, оформляется распоряжением по институту.
Формулировка темы должна отвечать следующим правилам:
- одно предложение;
- не более 9 слов;
- наличие категорий (понятий) дальнейшего исследования.
В процессе написания КР студент должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике. Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.
2.2. Второй этап включает в себя:
- составление библиографии по теме КР;
- изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями);
- изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ ключевых понятий темы;
- определение методов исследования (анкетирование, опрос, анализ архивных документов, историй болезни, наблюдение и др.), базы исследования.
С помощью руководителя студент составляет первоначальный список литературы (источников) по теме работы при определении круга источников. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в библиотеке, а также в сети Internet. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.
2.3. Третий этап – основной, включает:
- систематизация и первичная обработка материала;
- обсуждение полученных результатов теоретического исследования с обоснованием каждого вывода;
- сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, литературными данными;
- подготовка общих выводов по теме КР, предложений и рекомендаций.
2.4. Четвертый этап – итоговый, предполагающий оформление результатов, включает в себя:
- предварительное обсуждение КР;
- окончательное оформление КР;
- составление презентации и текста выступления;
- защита КР (при необходимости руководитель КР может предусмотреть защиту).