Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. Все методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую



 

Все методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании школьников.

Общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику.

Словесный метод в музыкальном воспитании понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – педагогический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством, т.е. для словесного пояснения музыки рець должна быть не бытовой, а образной.

 

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относят:

метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.Асафьев).

метод сопереживания (Н.Ветлугина)

методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Кабалевский, Э.Абдуллин)

метод развития стилеразличения (Ю. Алиев)

метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.Школяр)

метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Крицкая)

 

 

МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.

Э.Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

Ø активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

Ø ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;

Ø закрепление знания в разных видах учебной деятельности школьников.

 

МЕТОД ЗАБЕГАНИЯ ВПЕРЕД И ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПРОЙДЕННОМУ направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. Данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.

 

МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ активизирует эмоциональное отношение к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение ее кульминации.

Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются:

Ø эмоциональный контраст;

Ø последовательное насыщение эмоционального тона урока.

 

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА направлен на становление творческой потенции ребенка.

Л.Школяр :»Очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, проходя по смыслу и по сути весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучались уже состоявшиеся Музыканты-Композиторы- Исполнители- Слушатели».

Этот метод требует самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает…), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

 

МЕТОД ИНТОНАЦИОННО – СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ адекватен природе музыкального искусства.

Е.Крицкая. Этот метод обеспечивает представленность в содержании занятий различных пластов музыкальной культуры в интонационно- образных сопоставлениях эпохальных, национальных и индивидуальных стилей. Также данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства.

МЕТОД СОПЕРЕЖИВАНИЯ (А. Мелик-Пашаев). Значимость этого метода: если сознательность деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопорождает, находя им аналогии в собственном внутреннем мире, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества.

 

 

Контрольный тест

1. Что называется методами музыкального воспитания?

2. Какие общепедагогические методы применимы в методике музыкального воспитания?

3. Каковы основные функции методов музыкального обучения?

4. В чем специфика общепедагогических методов в методике музыкального воспитания?

5. Назовите методы музыкального воспитания, определяемые спецификой музыкального искусства.

6. Какой алгоритм действий проблемного метода методике музыкального воспитания младших школьников.

 

КВУЗ «Донецкий педагогический колледж»

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ №2

 

ПО ПРЕДМЕТУ «Принципы и методы музыкального воспитания в начальной школе»

(специальность 5.01010201 Начальное образование.)

 

 

Рассмотрено и утверждено

ПК музыкально-теоретических дисциплин

 

Протокол № от 2014-2015 у.г.

 

 

Председатель ПК ____________ Громовая Н.А.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.