Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Написание доклада (педагогического эссе)



Под педагогическим эссе понимается небольшая научная статья (чаще полемического характера) объёмом 10-15 тыс. печатных знаков, в которой рассматривается актуальная проблема, явившаяся поводом для высказывания аргументированных личных комментариев автора эссе, формулирования авторской позиции по комментируемым вопросам).

 

Контрольные средства, направленные на оценку уровня освоения обучающимися следующих профессиональных компетенций:

УК-1способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

УК-2способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

УК-5способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

 

Пост из 10 тестов по истории и философии науки
1.Фаллибилизм как принцип научного познания означает
а) влияние бессознательных акцентуаций на результаты исследования
б) идеологические искажения результатов исследований
в) поиск логических ошибок с целью их устранения
г) принципиальную опровержимость научных теорий


2.Концепция научно-исследовательских программ принадлежит
а) К. Попперу
б) ^ И. Лакатосу
в) Т. Куну
г) П. Фейерабенду


3.Структуру научно-исследовательской программы составляют:
а) ядро, защитный пояс, эвристики
б) гипотеза, теория, методология
в) проблема, решение, верификация
г) чувственный и рациональный уровни

 

4.Регрессивный этап развития научно-исследовательской программы характеризуется
а) увеличением числа междисциплинарных изысканий
б) ростом метафизических исследований
в) предвосхищением теоретических обобщений эмпирического познания
г) опережением роста эмпирических знаний темпов теоретических обобщений

5.Поскольку Т. Кун поставил развитие науки в зависимость от деятельности научных сообществ, то в его концепции характеристикой научного знания является
а) каузальная обусловленность
б) отсутствие преемственности
в) кумулятивизм
г) идеологическая индоктринация

 

6.Революционный характер развития науки в концепции Куна аналогичен эволюционным процессам в понимании
а) Ч. Дарвина
б) Кювье
в) К. Линнея

7.Этап парадигмального развития науки Кун называет
а) нормальной наукой
б) паранаукой
в) инновацией
г) научной революцией

 

8.Согласно П. Фейерабенду, рост научного знания происходит в процессе
а) сегментации
б) секуляризации
в) партиципации
г) полиферации

 

9.Какое место Фейерабенд отводил науке относительно других форм знания?
а) считал науку генетически высшим типом познания
б) уравнивал их эвристический потенциал
в) подчинял науку вненаучным и донаучным представлениям
г) полагал качественный разрыв между наукой и другими формами знания

 

10.Используя схему, аналогичную теории Дарвина, С. Тулмин оценивает результаты познания как
а) истинные и ложные
б) научные и вненаучные
в) адаптивные и неадаптивные
г) эволюционирующие и тупиковые

Пост из 8 тестов по истории и философии науки
1.Инновации в науке определяются Тулмином как
а) мутации
б) девиации
в) инициации
г) флуктуации

 

2.Рациональность у Тулмина понимается как
а) стандарты обоснования и понимания
б) следование правилам формальной логики
в) целенаправленная деятельность
г) метаязык всех текстов

3.Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие
а) гибридизации знаний
б) интеллектуальной среды
в) эволюционирующей рациональности
г) концептуальных популяций

 

4.Уберите критерии оценки научного объяснения, которые игнорировал С. Тулмин:
а) надежность
б) когерентность
в) истинность
г) удобство
д) ложность

 

5.С точки зрения М. Полани, устранение личностного начала из научного познания ведет к
а) объективности
б) абсурдизации
в) отчуждению
г) идеализации

 

6.В концепции Полани неявное, имплицитное знание представлено как
а) тупиковый путь научного постижения мира
б) пережиток мифологического мышления
в) необходимое основание познания
г) неформализуемый избыток информации

 

7.Основой неявного и личностного знания у Полани является
а) семантическая неопределенность
б) периферическое восприятие
в) символическая природа сознания
г) трансцендентная реальность

 

8.С точки зрения Дж. Холтона, тематические структуры науки
а) являются надысторическими и неизменными
б) определяются общественной практикой
в) обусловлены предметом исследования
г) формируются в государственных интересах

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Наука в системе духовной культуры. Предмет, методология, статус, проблемы истории науки.

2.Основные принципы историко-научной реконструкции: презентизм, антикваризм, принцип дополнительности.

3.Философия науки и история науки. Основные направления в развитии философского осмысления содержания научного знания.

4.Социальные аспекты истории науки. Интернализм и экстернализм о месте социальных факторов в истории науки.

5.Философия в истории научных идей ХХ века. Отражение кризиса позитивизма в работах А. Койре, Т. Куна, Р. Мертона.

6.Кумулятивная модель истории науки.

7.Теория научных революций в работах А. Койре, Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера.

8.Ситуационная модель (Кейс стадис) как метод истории науки.

9.Наука и общество. Понятие научного сообщества. Нормы и ценности научного сообщества.

10.Проблема начала науки. Особенности системы знаний древних цивилизаций, ее отличие от античной науки.

11.Греческая натурфилософия и наука природа учений о природе. Первые философские и научные теории.

12.Онтология и теория познания Платона. Дедуктивный метод научных доказательств Платона.

13.Онтология, гносеология и натурфилософия Аристотеля. Логическо-дедуктивный метод доказательств Аристотеля.

14.Формирование корпуса научных знаний в античности. Основные достижения античной науки.

15.Особенности и структура научного знания в эпоху европейского Средневековья. Новые принципы теории познания (креационализм, провиденциализм, эсхатология).

16.Проблема соотношения веры и разума в философии и науке средних веков. Христианская наука и образование.

17.Особенности формирования научных знаний в канун Нового времени (XIV–XVI вв.). Кризис аристотелизма как универсального метода науки.

18.Предпосылки научной революции XVII века. Формирование научной картины мира на основе рационально-понятийного мировоззрения.

19.Теория «двойственной истины», ее значение для развития естественнонаучного миропонимания и наук о природе.

20.Проблема физического строения мира в работах И. Ньютона, П. Гаесенди, Р. Декарта. Научные открытия в астрономии и космологии и формирование новой модели Вселенной.

21.Основы индуктивной логики Ф. Бэкона и становление эмпирического метода в науке.

22.Философский и научный рационализм Р. Декарта. Развитие Р. Декартом основ науки классического типа.

23.Специфика познавательной модели Просвещения. Философия и наука XVIII века об основах познавательной деятельности человека.

24.Революция в технике и технологии в XVIII веке и ее роль в развитии общества и науки.

25.Научные открытия XVIII века в области математики, физики, астрономии и их значение для развития физической картины мира.

26.Основные направления в развитии науки в XIX веке и становление основ классической науки и механической картины мира.

27.Основные парадигмы классической науки XIX века и возникновение философии и методологии позитивизма.

28.Кризис естествознания на рубеже XIX–XX вв. Разделение познания на «науки о природе» и «науки от духе». Объяснение и понимание как цели научного познания.

29.Философия неокантианства и «философия жизни» о специфике гуманитарного знания. Формирование ценностного подхода в науке.

30.Герменевтика и проблема понимания в науке. Наука и философия о возможности диалога естественных и гуманитарных наук и гуманитаризации познания.

31.Становление постньютоновского «неклассического» этапа в развитии естественных наук. Кризис механицизма и формирование новой физической картины мира.

32.Наука на рубеже XX–XXI вв. Проблема развития науки на основе междисциплинарного синтеза знаний. Ноосферная теория В. И. Вернадского, ее значение для формирования новой картины мира.

33.Развитие техники и технологии в XX веке, их влияние на науку и общество. Идеи сциентизма и антисциентизма в теориях общественного развития.

34.Социальные и гуманитарные науки в XX веке. Особенности и основные направления в развитии социо-гуманитарного знания.

РАЗДЕЛ II

35.Формирование общей идеи научности на основе классической науки. Идея всеобщих оснований науки. Понятие объективно достоверного и систематического знания.

36.Первый этап становления философии науки. Позитивистский

вариант философии науки. Позитивистский вариант философии науки.

Научное познание как обобщение опыта, «факт индукции».

37.Критика позитивизма со стороны неокантианской философии Проблема роли идей в научном познании. Прогресс науки как развитие научной теории.

38.Второй этап в развитии философии науки. Позитивистский вариант философии науки Э. Маха. Научная теория как экономное описание ощущений.

39.Философия науки А. Пуанкаре. Роль логики и интуиции в научном познании. Конвенционалистская модель науки.

40.Критика теории познания позитивизма с позиций философии интуитивизма (А. Бергсон ).

41.Третий этап в развитии философии науки. Значение открытий в области естественных наук для философии науки.

42.Позитивизм о проблемах языка науки, достоверности научного знания, процесса формирования научного знания.

43.Критика позитивизма с позиций философии неокантианства (Э. Мейерсон).Законы науки как субъективные формы выражения объективно-реальных отношений.

44. Четвертый этап в философии науки. Развитие идей позитивизма. Теория верификации. Вклад позитивизма в философию науки.

45.Пятый этап в философии науки. Формирование философии науки постпозитивизма ( К. Поппер, Дж. Агасси, Э. Негель).

46.Проблемы науки в философии К. Поппера.

47.Развитие идей постпозитивизма в работах Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейрабенда. Метанаучное знание – как основа научной рациональности.

48.Философия науки о новых принципах научной методологии: антропном принципе, синергетическом подходе, принципе космизма.

49.Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

50.Теория научных революций Т. Куна. Понятие научных парадигм.

51.Квазивозрождение позитивизма. Концепции модерна и постмодерна в философии науки.(Фейрабенд, Лиотьяр).

52.Понятие идеала научности. Содержание идеала научности. Методологические принципы классического идеала научности.

53.Методологические принципы и установки неклассического

научного идеала. Формирование новых стандартов научности на основе

системы ценностей.

54.Методология как учение о принципах и методах познания. Методология познания и логика исследования. Логика как учение о логических методах научного познания.

55.Проблема объективности научного исследования. Проблема объекта-субъекта в познании. Понятие предмета научного исследования.

56.Специфика эмпирического знания. Развитие методологии эмпиризма. Логический эмпиризм, его сущность и характерные черты.

57.Специфика теоретического знания. Общие понятия, принципы, гипотезы как основание научной дедукции и теоретический базис научного познания.

58.Научная картина мира как основа построения новых научных теорий. Влияние философских идей на формирование научной картины мира и содержание теоретического знания.

59.Понятие принципов в научном познании. Эмпирические знания и

его основные принципы.

60.Теоретическое познание и методы построения научной теории:

диалектический, историко-логический, аксиоматический, генетический,

системный и т. д.

61.Гипотеза и идеализация в научном познании. Соотношение в научном познании теоретических выводов и эмпирических фактов.

62.Классификация методов научного познания. Методы научного познания в естественных, специальных и гуманитарных науках.

 

Планы семинарских занятий.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.