Чуть выше я уже начал говорить об этом, однако следует остановиться на этом моменте подробнее.
Поэтическая любовь, рыцарская душа сплавляется в душе Эстетика с ностальгией, с жаждой божественного нисхождения в мир и обожествления плоти, порождая интересный тип любви: обожествление Дамы. «Влюбляются повесы, а поэты – это идолопоклонники» – писал Бодлер. Эстетик – это проклятый на вечное скитание странствующий рыцарь с бледным лицом и почти прозрачными глазами, полными боли. Он жаждет несуществующего Голубого Цветка романтиков, он ничего не хочет больше, чем уснуть в гроте Королевы Фей, как Тангейзер. Однако всех Эстетических героев объединяет одно: спасение не удается. Здесь можно вспомнить главного героя романа Мюссе «Исповедь сына века», а также Дориана Грея, который был влюблен в актрису по имени Себила Вэйн, и которая, безусловно, могла спасти его от ужасной участи. Здесь же поэт Эрнест из «Дома вампира» Д. С. Вирека и многие-многие другие. Женщина и ее Любовь оказывается бессильна перед тьмой.
«Выбирая богов, мы выбираем судьбу». Боги Эстетика – боги проигравших: Сатана, Люцифер, античные боги седой древности или даже Христос. Все они проиграли, все они были сброшены в грязь и распяты в том или ином виде.
В отношении любви эстетический тип интересен еще одним моментом, который, возможно, сможет пролить свет на то, почему спасение через любовь к Даме неосуществимо.
Будучи идолопоклонником (по выражению Ш. Бодлера) в любви, эстетический тип, тем не менее, является также ее губителем. Эстетик остается неудовлетворенным. Он жаждет любви, но поглощает ее, высасывает без остатка. В груди Эстетика не бьется сердце, там пульсирует Черная Дыра, удовлетворить которую принципиально невозможно. Она насыщается лишь на время. Потом же раскол снова обнаруживает себя, и Эстетик вновь обращается в демона, становясь еще более несчастным, потому что его ожидания не сбылись. Этот процесс восхитительно показал в своем романе «Исповедь сына века» Мюссе: «Горе той женщине, что подарит любовь поэту!» – писал в одном из своих романов первый американский декадент Д. С. Вирек.
Любовь Эстетика плотоядна и вампирична. И голод его неутолим. Насмешливость человека эстетического типа, его дьявольская маска распутника, его поистине байроническая демоничность – это отчаянье. Он уже всерьез не ждет никакого спасения.
«И с той поры мне места нет,
Брожу печален, одинок,
Хотя не слышно больше птиц
И поздний лист поблек».
Джон Китс «La Belle Dama sans Merci»
Эстетика Смерти
Разочаровавшись в любви земных женщин, проклиная Бога, эстетик обращается к единственному, что остается – забытью. Он находит его в падении. Это может быть алкоголь, наркотики, женщины, карты, мотовство, черная магия, сатанизм, риск или, как завершение, Смерть. Именно поэтому смерть и распад играют такую важную роль в творчестве и мировосприятие эстетика. Смерть для эстетика – чистое забвение, обретение целостности и избавление от мук.
Смерть очаровывает эстетика покоем и сном. То есть, тем, чего не смогла дать любовь, на которую он так рассчитывал когда-то. Распутный образ жизни, вопреки мнению многих, – это не проявление свободы, не предвозвестник либерализма, это симптом отчаянья и неудовлетворенности. Это дьявольская «освобожденность», когда ничто уже не имеет никакого значения. Жизнь потеряла свою ценность как таковая, и все свои надежды Эстетик отныне возлагает на Смерть. Как писал в одном из своих стихов Н.С. Гумилев:
«…И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую.
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую…».
Таким образом, Смерть в сознании Эстетика обращается в Возлюбленную, ибо она способна дать то, что не способен дать никто другой, даже Бог. И Смерть становится новым объектом Любви. «Да, Смерть!».
Так в понимании эстетика сплавляются вместе прекрасное и отвратительное, любовь и смерть, ангелы и бесы. Мир переворачивается, и Сатана обращается братом и другом, а Бог – врагом.
Послесловие
Я не буду подводить итог или давать определение эстетику, исходя из своих внутренних и внешних наблюдений. Как я отметил в самом начале, мне это кажется бессмысленным. Моей задачей было лишь рассмотреть несколько отдельных моментов, которые я считаю существенными и интересными. Я много наблюдал, в том числе за собой самим. И итогом этих наблюдений да будет эта заметка, как попытка объяснить то, что не удалось объяснить мне прежде.