Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ



Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо

охраняемыми природными территориями

1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального

значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями

федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных

органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального

значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями

регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной

власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны

территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы

федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они

переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются

соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей

среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий,

занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими

земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств,

используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов

памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы

федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением

Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти соответствующих

субъектов Российской Федерации.

Охранные зоны особо охраняемых природных территорий земельные

участки, прилегающие к особо охраняемым природным территориям, на

которых устанавливается особый режим использования в целях защиты

этих территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. В

границах зон запрещается деятельность, оказывающая негативное

воздействие на природные комплексы.

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон

запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников

природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся

памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны

памятников природы.

3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на

обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или

регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и

бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

 

Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации устанавливает

аналогичный указанному в п. 1 комментируемой статьи запрет, обеспечивающий режим особой охраны

территорий памятников природы. Согласно данному Положению на территории расположения памятников

природы федерального значения и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается

всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных

комплексов и объектов.

При этом декларативность п. 2 комментируемой статьи компенсируется нормами указанного Положения,

устанавливающими, что режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых

памятниками природы федерального значения сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных

участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны

окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное)

пользование. В свою очередь, режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых

памятниками природы федерального значения не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных

участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами

этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

Как уже отмечалось в комментарии к предыдущей статье, в целях защиты памятников природы федерального

(а иногда и регионального) значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к

ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и

контролируемым режимом хозяйственной деятельности. Данные зоны обеспечивают режим особой охраны

памятников природы.

Передача памятника природы федерального значения под охрану предусматривается в решении об

объявлении природного объекта или комплекса памятником природы федерального значения, принимаемом

по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается

соответствующий памятник природы, что закрепляется в специальном паспорте, который заводится на

каждый памятник природы, оформляется и утверждается в установленном порядке специально

уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды (для памятников

природы федерального значения в настоящее время это территориальные органы Росприроднадзора).

Соответствующие паспорта заводятся на памятники природы как федерального, так и регионального

значения.

В паспорте памятника природы указываются:

наименование памятника природы;

местонахождение памятника природы;

краткое описание памятника природы;

описание границ памятника природы и его охранной зоны;

площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

режим охраны, установленный для памятника природы;

допустимые виды использования памятников природы;

установленный режим охранной зоны памятников природы;

наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных

участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, а также наименование и

юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника

природы и обеспечению установленного для него режима.

Кроме того, паспорт памятника природы включает в себя:

фотографии размером не менее 9 x 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние

памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его

охранной зоны.

Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и

арендаторами земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона,

физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного

режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными

государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и

информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков

согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны

окружающей природной среды.

Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и

перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем

землеустройства и районной планировки.

Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы федерального значения и их

охранных зон возмещаются за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и

общественных экологических фондов, а памятников природы регионального значения - за счет бюджетов

соответствующих субъектов РФ и внебюджетных средств.

Режим охраны памятников природы обеспечивается в том числе и установлением их целевого

использования. Так, использование памятников природы допускается в следующих целях:

научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития

природных экосистем и их компонентов и т.п.);

эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство

экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и

т.п.);

рекреационных (транзитные прогулки);

природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и

исчезающих видов растений и животных и т.п.);

иных, в том числе производственных целях, не противоречащих задачам объявления данных природных

объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.

Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его

характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых

видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально

уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды,

осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.

Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и

комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляются специально

уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы федерального значения и их

охранных зон осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны

окружающей природной среды. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере

природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы. Контроль за соблюдением режима

охраны памятников природы регионального значения и их охранных зон обеспечивается органами

исполнительной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды (службы, осуществляющие

экологический контроль при соответствующих республиканских министерствах, краевых и областных

администрациях, и т.п.).

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных

территорий

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная

ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых

природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном

порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим

затратам на их восстановление.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных

заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы,

национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий

традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального

достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской

Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами,

допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков,

принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных

парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических

парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради

сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не

связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых

природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю

для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе

земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной

деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных

антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны

или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается

деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых

природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными

знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков,

землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими

с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных

территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о

резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных

территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них

хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в

федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не

подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков

земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает

негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования

земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное

право приобретения указанных земель.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других

коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не

связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с

федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием

особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное

(бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а

также собственников.

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том

числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей,

землевладельцев.

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в

установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков,

землепользователей, землевладельцев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.