Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы и обряды зороастризма



Главное нравственное требование -сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обрядинициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы. Исследователи считают, что 5-кратная молитва в исламе взята из зороастризма.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания. Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.

Были у зороастрийцев и сезонные праздники. Самый торжественный праздник — Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта.

 

Живопись как вид изобразительного искусства. Виды и жанры живописи.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкуюповерхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная,театрально-декоративная, миниатюрная

Жанры живописи[править | править исходный текст]

Портрет[править | править исходный текст]

Основная статья: Портрет

См. также: История портрета, Портрет Средневековья, Портрет Проторенессанса, Портрет итальянского Ренессанса и Русский портрет

Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека"[3].

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Аллегорический жанр. Allegoria означает «иносказание». Такие картины содержат в себе тайный смысл. С помощью изображения символов, людей, живых или мифических существ художник пытается передать ту или иную идею.

Батальный жанр. Изображение битв, сражений, военных походов. Для этих картин характерна многоплановость, наличие множества персонажей.

Былинный и мифологический жанры. Изображались сюжеты произведений фольклора, тематика древних сказаний, былин и древнегреческих мифов.

Бытовой жанр. Изображение простых сцен из повседневной жизни. Для этого жанра характерна простота и реалистичность.

Ванитас. Жанр возник в эпоху Барокко. Это своеобразный натюрморт, в центре которого обязательно находится череп. Художники пытались провести параллель с бренностью всего сущего.

Ведута. Родина этого жанра – Венеция. Он представляет собой городскую панораму, с соблюдением архитектурных форм и пропорций.


Интерьер. Изображение внутреннего убранства помещений.

Иппический жанр. Название говорит само за себя. Это картины, посвященные лошадям.

Исторический жанр. Полотна, на которых изображены исторические события. Многоплановый и важный жанр живописи.

Каприччо. Фантазийный архитектурный пейзаж.

Натюрморт. Название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения – неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.

Ню. Изображение обнаженного человеческого тела. Изначально этот жанр был тесно связан с мифологическим и историческим жанром.

Обманка. Жанр, в котором художники использовали особые приемы, с целью создания иллюзии.

Пастораль. Жанр, который возводит простую сельскую жизнь в иную ипостась, приукрашивая ее и обожествляя.

 

Пейзаж. Жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.

Портрет. В центре картины – изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

Религиозный жанр. Сюда относится иконопись, и другие картины на религиозные темы.

Карикатура. Жанр, целью которого является подчеркивание тех или иных недостатков личности, через комический эффект. Для этого используется преувеличение, искажение черт лица и пропорций, символичность и элементы фантастичности.

Жанры живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают развиваться вместе с жизнью.

 

Псковско-новгородская школа (архитектура, декор, иконопись).

Графика как вид изобразительного искусства. Виды и жанры графики.

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — видизобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

· Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

· Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

· Журнальная и газетная графика

· Прикладная графика, (плакат и пр.)

· Компьютерная графика

· Промышленная графика

· Сталеграфика

 

Жанры пейзаж, портрет бытовой карикатура.

 

Ансамбль Московского Кремля как отображение славы и величия Русского государства.

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами строятся новые храмы : собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504)

Архитектура некрополей и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре Древнего Египта (пирамиды в Гизе, храм Амона-Ра в Карнаке).

Пирамида Джосера[править | править исходный текст]

Ступенчатая пирамида в Саккаре.

Это первая пирамида ступенчатого типа, называется пирамидой Джосера. Постройка датируется приблизительно 2670 годом до нашей эры, с виду напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Имхотеп разработал способ кладки из тёсаного камня. Впоследствии египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремёсел.

Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнегоМемфиса, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Великие пирамиды[править | править исходный текст]

Великие пирамиды в Гизе

Великими пирамидами называют расположенные в Гизе пирамиды фараоновХеопса, Хефрена и Микерина. В отличие от пирамиды Джосера, эти пирамиды имеют не ступенчатую, а строго геометрическую, пирамидальную форму. Эти пирамиды относятся к периоду IV династии. Стены пирамид поднимаются под углом от 51° (пирамида Менкаура) до 53° (пирамида Хефрена) к горизонту. Грани точно ориентированы по сторонам света. Пирамида Хеопса построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды. Его высота около 9 м.

Пирамида Хеопса[править | править исходный текст]

Великая пирамида в Гизе на фотографии XIX века

Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет.

Пирамида сложена из 2,5 миллионов каменных блоков; цемент или другие связующие вещества не использовались. В среднем блоки весили 2,5 тонн, но в «Камере Царя» есть гранитные блоки массой до 80 тонн[2]. Пирамида является практически монолитным сооружением — за исключением нескольких камер и ведущих к ним коридоров.

Пирамиды Хефрена и Микерина[править | править исходный текст]

Пирамида Микерина в Гизе.

Пирамида Хафры и ВеликийСфинкс на плато Гизы

Ещё две великие пирамиды — пирамида Хефрена (Хафре) и пирамида Микерина(Менкаура) — возведены наследниками Хеопса, фараонами IV династии. Они меньше по размерам пирамиды Хеопса.

Пирамида Хефрена (точнее —Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса(Хуфу) и Микерина в Гизе. Построенное в сер. XXVI в. до н. э. сооружение (215,3 × 215,3 м и высота 143,9 м) получило название Урт-Хафра («Хафра Великий» или «Почитаемый Хафра»).

Пирамида Микерина (точнее — Менкаура) — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260 000 м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса IIгетере Родопис.

 

 

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды и жанры скульптуры

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных)

Виды: Рельеф, станковая, монументальная

  1. Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Виды ДПИ.
  2. Архитектура и декор крито-микенских дворцов как отражение мифов (Кносс, Микены).
  3. Музыка как вид искусства.
  4. Древнегреческий театр – колыбель европейского театра.
  5. Архитектура индуистского храма и буддийской ступы как модель Вселенной (храмы в Кхаджурахо, ступа в Санчи).

 

51. Язык и письменность, как неотъемлемая часть духовной культуры мира. Литература как вид искусства

52. Искусство театра. Виды и жанры.

53. Космология восприятия мира в культуре народов Ямала. Этнос и устное художественное творчество.

54. Космология, мифология и художественная культура древних славян.

Культурология: украинская и зарубежная культура Религиозные верования восточнославянских племен и мифология   Сердцевиной культуры древних славян, как и культуры любого народа есть мировоззрение. Представление о мировоззрении древних славян дают их религиозные верования и мифология. Их изучение требует экскурса в глубины древних эпох, поскольку они начали формироваться еще на заре человеческой цивилизации. Кроме того, этнография славянских народов дает нам богатый и драгоценный материал для изучения религиозных верований древних славян и их остатков в современной религиозной культуре. Исследователи древней культуры отмечают, что первобытные религиозные верования имели практический характер, домашний и хозяйственный, необходимый человеку на каждом шагу жизни. По характеру эти верования были натуралистического направления, тесно связаны с окружающим миром. Человек стремился быть в единстве и лучших отношениях с природой, поскольку она на каждом шагу убеждалась в своей зависимости от нее. Поэтому в первобытных религиях отражено уважительное отношение человека к окружающей среде - прежде всего к солнца, воды, земли, деревьев и т. д., а особенно до животных и птиц. Ранние религии древних славян были анімістичними (лат. anima, animus - душа, живет). Человек верила, что все вокруг нее живет: чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за существование. Назад к природе древние славяне относились как к живому существу. Культ природы лежал в основе первоначального религиозного мировоззрения. Основу анимистического мировоззрения составляют три элемента: аніматизм - оживление, анимизм - одухотворение и антропоморфизм - олицетворение (очеловечивания). Резвый мировоззрение был основой всех древних верований, он глубоко проник в художественную культуру, даже наш язык. Мы и теперь говорим: солнце всходит и заходит, ударил гром, буря воет, ветер свищет - все это выражения анимистического мировоззрения, хотя никто теперь не верит в их реальное содержание, а воспринимаем это как фразеологические трафареты. Но для древнего человека это была реальная правда. Ранние религиозные верования почти всех народов Земли в своем развитии, кроме анимизма, прошли такие стадии: фетишизм, магия, тотемизм, земледельческие культы, шаманство. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства различных предметов или объектов. Фетиши - это, как правило, материальные предметы, которым приписываются сверхъестественные свойства. У восточных славян - это стрела, плуг, чаша, позже - меч. Магия (буквально - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу и человека. Существует много разновидностей магии: производственная, лечебная, земледельческая, рыболовная, военная и др. У древних славян - это ворожбитство, заговоры, заклинания и др. Тотемизм - вера в то, что человек имеет родственные связи с определенным видом животных. Тотем считался покровителем рода, его уважали и запрещали убивать. Позже родственных связей стали искать с растениями, явлениями природы (ветром, снегом, дождем, солнцем, звездами и т. д.). Земледельческие культы - это поклонение богам-покровителям земледелия, животноводства и других хозяйственных занятий. Особенно почитались богини, которые влияли на плодородие полей, развитие растительного и животного мира. Шаманство - это вера в методы экстатического общения со сверхъестественными силами специально определенных для этого человек. Верили, что дух (злой или добрый) может вселиться в шамана и совершать определенные действия. Шаманам приписывалось способность предвидения, узнавання, сопровождать умершего в подземном мире, влияния на окружающую среду, обеспечения успеха для рода, его защиту от различных невзгод. Шаманы - прообраз штатных служителей культа в развитых религиях. Все эти формы ранних религиозных верований были присущи религии и мифологическом мировоззрения древних славян. С помощью ранних форм религиозных верований люди учились обобщать свой жизненный опыт, развивать воображение об окружающем мире, искать первопричину бытия. Так у древних славян состояла представление о богах и первооснову мира, о происхождении жизни (соединение небесного огня и воды, по древним поверьям, творит жизнь). С давних времен каждое племя древних славян поклонялось своему богу, но со временем сложился пантеон славянских богов. В летописи Нестора под 980 г. отмечается, что Владимир Великий после вокняжіння в Киеве свел пантеон языческих богов: "И князь поставил кумиры на холме за теремним двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, далее Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и богиня Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами". Долгое время ученые считали, что в этом пантеоне князь объединил богов с целью создания унифицированной государственной религии, которая бы удовлетворяла потребности феодального общества в централизации государственной власти. На первое место было поставлено Перуна - бога-громовержца. Далее шли боги месяца (Хорс), солнца (Даждьбог), ветра, а возможно, и войны (Стрибог), охраны посевов (Симаргл) и единое божество женского пола (Мокошь) - покровительница домашнего очага, любви и размножения. Двое из названных Нестором богов, Хорс и Симаргл, считаются по происхождению иранскими богами. Это подтверждает мнение о том, что население Древней Руси мало полиэтнический характер, поэтому в пантеон славянских богов были и неславянские, в данном случае иранские. Однако в начале XX в. появилась версия, согласно которой Владимир не лаштував пантеон славянских богов, а установил культ единого верховного бога Перуна, проявив тем самым стремление к монотеистической религии. Некоторые документальные свидетельства дают основание считать, что в 980 г. в Киеве, а затем в Новгороде и других крупных городах Древней Руси было поставлено деревянные скульптуры самого Перуна. Пантеон же, вероятно, родился в воображении христианских книжников конца XI-начале XII века, которые считали, что язычество мало політеїстичний характер и этим оно отличается от христианства. Особое уважение в древних славян имели женские божества. Богиней - матерью мира была Лада, имя которой часто встречается в украинском фольклоре. Наряду с мужским богом Строем-Живом всегда стояло женское божество Лада-Живо. Символическим изображением этих божеств был младенец, полный колос, виноград или яблоко, что выступали как символ продолжения жизни. Переход к земледелию утвердил в древних славян культ Матери-Земли и Золотого Плуга. Ипатьевская летопись сообщает, что бог Сварог дал людям плуг и научил их обрабатывать землю. Мать-Землю символизировала у славян богиня Берегиня. Земля считалась центром Вселенной, олицетворением его было Прадерево Мира, которое до сих пор вышивают на полотенцах в виде чудесного цветка, дерева жизни. Профессор Э. Аничков утверждает, что Киевская Русь имела три религии: князь и его жена своим главным богом имели Перуна, купцы и мещане признавали своего бога торговли, Велеса, "скотья бога", простой народ этих богов не признавал, но имел собственных богов. Когда киевские князья завоевывали другие народы, то боги этих покоренных народов включались в пантеон своих богов и были подчиненными относительно главного княжеского бога. Пантеон Володимирових богов, по мнению Е. Аничкова, имел целью политически объединить племена Киевской Руси. Это были исключительно княжескую-дружин боги, во главе которых стоял Перун. Древние славяне имели свой особый хорошо разработанный религиозный календарь. Его характерной чертой была тесная связь с природой и хлебопашеством, он охватывал весь хозяйственный цикл. Все праздники в этом календаре были связаны с одной идеей: чествование Солнца и его сопутствующих богов, борьба с лета зимой, тепла с холодом. Все это составляет основу хлебопашества, важного для крестьянина. Сложился этот календарь в полян, которые в числе первых славянских племен перешли к земледелию. (Поляны - восточнославянское племенное объединение, которое проживало в Приднепровье и низинах приток Припяти и Днепра (Роси) в VI-IX вв. н. э.) Религиозный календарь полян испытал немало воздействий: восточной и западной культуры, римских влияний времен Черноморско-Дунайской суток. С римской праздничной культуры древние славяне переняли русалии, коляду, новогодние карнавалы и т.д. Основной пантеон славянских богов дополняла ряд божеств низшего ранга: Лель, Леля, Дивания, Дівонія, Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и др. У каждого из них люди искали мудрости, обращались к ним за счастьем, гадали, приносили жертвы. Каждое из этих божеств было покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Подчеркнем, что для славян не практиковалось принесение людей в жертву богам. В мировоззрении древних славян, по мнению многих ученых, никогда не доминировало зло, предпочтение отдавалось добру. Эти две силы олицетворяли Білобог и Чорнобог. Один был рожден светом, другой - тьмой, первый строил, второй разрушал. Вместе с верованием в разных богов древние славяне обожали различных духов и силы природы: солнце, луна, звезды, град, воздух, ветер и др. Ежегодно 25 декабря пышно отмечалось славянами Рождество Вселенной - время, когда родилась триада светила: Солнце, Луна и Звезда. Главным божеством триады выступал Месяц, название которого Дидух (в иранцев Дадвах - бог-творец). Народный обычай сохраняет празднования Щедрого вечера - праздника рождения Месяца, когда лепились пироги как жертвенная пища богу, устраивались засевания и пение щедривок, то есть величальных гимнов богу как обладателю воды, растительного и животного мира. Особое уважение древние славяне отдавали деревьям и птицам, которые считались основоположниками или покровителями некоего рода, племени (проявление тотемизма). Первое место в чествовании занимал дуб, особенно старый, - символ прочности; ясень - символ Перуна; клен и липа - символы супругов; береза - символ чистой матери-природы. Считались священными птицы и животные. В частности, зозуля - предсказательница будущего; голубь - символ любви; ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы; сова - символ смерти и тьмы. Многим птицам приписывался дар пророчества. Из животных считались священными лошади и волы, а из насекомых - пчела и солнышко. Древние славяне верили в бессмертие души, но весьма своеобразно. Они считали, что после смерти покойника в зависимости от его добродетелей душа могла вселитись в раба, стать добрым духом деревья, птицы или животного, могла вселяться в другого человека. Независимо от перевоплощений души, она всегда отзывалась добром на зов человека. Итак, религиозные верования древних славян максимально приближались к жизненным реалиям и отражали в мифологической форме стремление единения с природой, окружающей средой, их охраны. Они формировали мнение о том, что добрые силы всегда имеют преимущество над злыми, что только мир и согласие дают возможность достойно продолжать жизнь, обеспечивают процветание рода или племени. Весомой составляющей частью мировоззрения древних славян была мифология. По функциям и актуальностью славянская мифология делится на несколько уровней. Высший уровень характеризуется наиболее общим типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-естественная), их связью с официальным культом. До высшего уровня славянской мифологии принадлежали два праславянских божества: Перун и Велес, а также связанный с ними персонаж женского пола, праслов'янське имя которого осталось невыясненным. Эти божества воплощали в себе военную и хозяйственно-естественную функции. Они связаны между собой как участники громового мифа: бог грома Перун, что сидит на небе, преследует своего врага, что живет внизу, на земле. Причина их вражды в том, что Велес ворует людей, животных, а в некоторых мифах - украл жену Перуна. Велес, превратившись в змея, скрывается под деревьями, камнями, превращается на лошадь, корову, человека. Перун стреляет в него огненными стрелами. Победа завершается обильным дождем, что способствует урожая. Знания об полный состав праславянских богов высшего уровня очень ограничены. Правда, некоторые исследователи считают, что они составляли своеобразный пантеон. Кроме названных богов, в него входили другие - Сварог и Сварожня, Дажбог и Ярило. До среднего уровня славянской мифологии относились божества, связанные с хозяйственными циклами работ и "Abdi" - интернет-магазин канцелярских товаров сезонными обрядами, а также боги - покровители разных племен и родов, такие как Чур и Род. Возможно, до этого уровня относилась значительное количество женских божеств - Мокошь, Лада и др. Функции этих божеств очень абстрактные. Это позволяет иногда рассматривать их как персонификацию основных противоположностей первобытного коллектива - Судьба-Беда (Скорбь), Правда-Кривда. И. Огиенко считает, что с названием судьбы, счастья, божества, очевидно, связано общеславянский термин "Бог". Например, богатый (имеет судьбу, богатство) - племянница (несчастный, бедный). Термин "бог" входил в имена разных славянских божеств - Даждьбог, Чорнобог и др. Мифологизация исторической традиции приводит к появлению мифологического эпоса. Героями славянского эпоса выступают Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь, которые считаются основателями м. Киева. Для праславянской мифологии вообще характерна реконструкция уровня генеалогии героев. Противниками этих героев выступают персонажи змеевидной формы и разные чудовища. Поздними вариантами этих образов персонажей следует считать Соловья-Разбойника, Змея Горыныча, а также сказочные персонажи: баба-яга, кощей, чудо-иудеи, лесной царь, водяной царь, морской царь и т.д. Сказочные персонажи принадлежали к классу вредных, от которых человек відмежовувалась. До низшего уровня славянской мифологии относятся различные группы неантропоморфної нечистой силы, духов, животных, которые связаны со всем мифологическим пространством от дома к лесу, от чистого озера до болота. Это домовые, мавки, водяные, мара, муромец, болотяники, колодезники, очеретяники, польовики, гайовики, перелесники, черти, дьяволы. Все эти персонажи связаны с негативными явлениями в жизни человека, и она разными способами их лишалась, избегая зла. Универсальным синтезом уровней славянской мифологии выступает дерево мира. В славянских фольклорных текстах эту функцию выполняют теплые края, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. В трех основных частей мирового дерева, за мифами, присоединенные разные животные: до вершины и ветвей дерева - птицы (сокол, соловей), солнце и луна; к стволу - пчелы; до корней - хтонічні животные (змеи, бобры). Мировое дерево в целом сравнивается с человеком, особенно женщиной. С помощью мирового дерева в образной форме моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля, подземелья; чотиривимірна горизонтальная структура: север, запад, юг, восток; жизнь и смерть (в календарных обрядах зеленый и цветущее дерево формировало восприятия целостной картины мира). Создателем Вселенной в украинской мифологии выступает один из богов под названием Род. Он жил на небе, ездил на облаках, даровал жизнь всему живому, дождь проливал на посевы ржи и пшеницы, даровал человеку судьбу. Он объединил всю семью: умерших предков, живых потомков и будущие поколения. Этот бог остался долго в памяти народа и, по мнению этнографа Г.С. Лозко, почитается местами вплоть до XIX в. Ему отвечало женское божество Рожаница, что была покровительницей плодовитости и имела тайный связь со звездами. Древние славяне представляли душу как искру небесной звезды, которую бог зажигает при рождении ребенка и гасит, когда человек умирает. Археологи находят древнейшие изображения Род и Рожаницы в виде скульптур, которые, по идее, должна была каждая семья. Их изображения сохранились на вышитых полотенцах и в наши времена, в форме стилизованных мотивов дерева жизни. Этнографические находки фиксируют, что в некоторых селах изображения родословного дерева на дверях домов практиковалось еще в начале XX ст. Мужчин изображали в форме листьев этого дерева, а женщин - в форме цветочков. В случае смерти человека возле ее имени рисовали крестик, а когда рождалась ребенок, то дорисовали новую ветку с листьями или цветочками. Некоторые этнографы считают, что культ Рожаницы возник в эпоху матриархата, впоследствии это божество было воплощено в образах Лады и ее дочери Лели. Эти образы нередко изображали в виде близнецов, которые в народе и до наших дней считаются священным признаком высокой плодовитости. В общественном сознании наших предков образы Лады и Лели отождествлялись с созвездиями Большой и Малой Медведицы. Относительно происхождения культа Рода, то он возник, по мнению некоторых исследователей, в эпоху патриархата, то есть бронзы. Впоследствии это божество превратился в домашнего домового, который по народным поверьям проживает у домашнего очага и его охранником. В древности в честь Рода и Рожаницы жрецы приносили жертву в виде хлеба, меда, творога и угле. Перед употреблением ритуальной пищи (угле) на рождество глава семьи бросал первую ложку вверх (в потолок) как жертву богам. Этнографы фиксируют бытования этого обычая и в наши дни во многих селах Украины. Мифологические представления древних славян включают мифы о сотворении мира из яйца-мартина. Солнце в этих мифах изображен в образе Жар-птицы, которую хочет похитить злой волшебник (Зимний холод). Жар-птица успевает снести золотое яйцо, которое становится весной новым источником света и тепла, пробуждения и воскресение природы. Оно озаряет, согревает землю, разгоняет туманы, вызывает обильные дожди. Вследствие этого наступает весна, а потом лето. Из яйца-райца появляется все живое на Земле. Некоторые исследователи считают, что представление о сакральный характер яйца как возрождение души умершего была характерна для культуры скифов. Например, скифы хоронили покойников в яйцеобразных курганах, а погребальные ниши осыпали желтой глиной вроде желтка. С воображением о том, что яйцо является источником всего живого, связан обычай расписывать писанки к Пасхе. В Украине очень развитое писанкарство как вид изобразительного искусства. В дни Пасхальных праздников писанки дарят в сопровождении обрядового целования с пожеланием здоровья и долголетия. В поминальные дни украинцы на могилы родственников кладут писанки и пасху, чтя память о своих предках. Мифология древних славян включает взгляд на происхождение человека. Первоначальным материалом, из которого создан человек, было дерево. Это прежде всего дуб, ясень, бук или просто пенек. Но для оживления нужна живая искра, небесный огонь. Поэтому мифология славян, как и других народов, связывает оживления с молнией. В индийской мифологии первый человек родился от молнии. По греческой мифологии, Прометей похитил у богов небесный огонь и оживил им первую человека. Славянский Дажбог тайно сошел на землю и своей жизненной искрой в чудесный способ осеменил дочерей Отца Руси. В надлежащее время дочери родили потомство. Бог земного изобилия Велес принял роды и обеспечил детям счастлив благосостояние. В мифе отражено идею единства духовного (небесного) и материального (земного), которая была характерна для мировоззрения древних славян. С тех пор, согласно мифу, славяне стали считать себя детьми Дажбога. Существуют мифы о божественном происхождении других народов. Так, по мифологии, евреи происходят от сына бога Яхве, а родоначальником немцев есть бог Один и т.д. Наши далекие предки продолжения рода рассматривали как священное дело, следовательно, при этом искали покровительства сверхъестественных сил. Вера в божественное происхождение народа формировала уверенность людей в их историческом предназначении, воспитывала чувство согласия, милосердия, уважения и любви к народу и родной земли. Миропонимание в славянской мифологии описывается в дуалістичній форме (через парные противоположности), что определяет пространственные, временные, социальные характеристики мира. Дуалистический принцип противопоставления приятного и неприятного, благоприятного и неблагоприятного для человека или рода реализовывался через мифологические персонажи, что имели положительные или отрицательные функции, или через персонифицированных членов оппозиции. Таковы судьба и судьба, счастье и несчастье. У праславян обозначения положительного члена этой оппозиции имело смысл: хорошая часть - в ритуале гадания; выбор между судьбой и недолею в балтийских славян связан с противопоставлением Белобоге и Чорнобога, в восточных славян - Добрая судьба, Злой рок (беда, нищета). Если боги милосердные, то они давали человеку добрую судьбу. Но природный оптимизм праславян находил способы требовать у богов счастливую судьбу. Например, Прокопий Кесарийский описал обычай антов приносить жертву богу Сварогу, если он сохранит воинам жизнь на войне и обеспечит победу. Когда после жестоких боев воин оставался живым, тогда он принес богу жертву и заявлял, что умилостивив свою судьбу. В основе взглядов древних славян на создание мира тоже лежит дуализм. В одном из мифов рассказывается, что Бог приглашает Сатанаїла творить мир и советуется с ним как с равным. Черт устанавливает с Богом панибратские отношения. Бог посылает черта в пучину моря принести песка для создания земли. Черт приносит песок, но не весь отдает Богу, скрыв немного во рту. Бог с полученного песка создает землю, черт успевает внести и свою долю в процесс творения. Выплевывая песок, он создает скалы и горы. Бог создал себе ангелов, чтобы прославляли его в небесах. Сатана и себе натворил различных бесов и дьяволов, чтобы наслаждаться славой в аду. Таким образом, Бог и Сатанаїл, за мифом, выступают как две равные между собой и вечные силы: сила добра и сила зла. Славянская мифология, как считают некоторые ученые, испытала влияние индо-иранской мифологии. Мифология и религиозные представления каждого народа имеют свое социальное подоплеку, поскольку они формируются в конкретно-исторических условиях. Именно этим объясняются характерные особенности мифологии древних славян. Эти особенности проявляются сравнительным путем. Например, греческая мифология состояла в условиях рабовладения, ее легенды воспевали богов и героев, которые были далеки от земных дел и настроений народа. Это были аристократические боги. Древние славяне не знали рабства в такой форме, как это было в странах Западной Европы. Они жили дружными семьями, где царила общинная равенство. Поэтому персонажи славянской мифологии были простыми, человечными, земными и доступными. В греческой мифологии лишь Прометей идет к людям, несет им огонь и тепло. Но это не бог, на его действия Олимп реагирует жестоко. Прометея приковывают к скале, где орел ежедневно долбит его грудь и пожирает печень. В славянской мифологии каждый бог идет к людям и помогает им. Так, Сварог - бог Солнца, передает свет своему сыну Дажбогові и спускается на землю, чтобы научить людей пользоваться огнем и ковалювати. Он лично выковывает брачную обручальное кольцо, вводит брачный обряд. Впоследствии он заботится о леса, поля, засевает их цветами и зельем. Опеку над солнцем Дажбог на это время передал Хорс. В греческой мифологии лишь Господин является богом плодородия лесов, садов и полей. Но Господин - это получеловек и напівтварина, он является объектом насмешки именитых богов греческого Олимпа. В мифах древних славян много богов охраняет природу, воды, леса, различные насаждения, скот, сельское хозяйство (Велес, Мокошь, Лада, Овсень, Ярило, Купайло, Жицень и др.). Все эти боги равны между собой и имеют нормальные отношения с верховными богами и людьми. Если у древних греков народ праздновал только один праздник в честь бога виноградарства Диониса, то древние славяне устраивали праздники ежемесячно в честь богов-покровителей. Массовыми и веселыми были праздники Коляды - встреча нового Солнца, Нового года; Лада - встреча весны, Ярила - начало и конец сева; Жиценя - завершение всех полевых работ и т. д. Характерным является то, что эти праздники были подчинены трудовому ритму жизни, временам года, сезонным циклам полевых работ. Важной чертой верований славянской суток была жизнерадостность и оптимизм наших предков. В славянском пантеоне не существовало жестоких богов. Наши предки жили в согласии и единении с природой. Они были детьми природы, чувствовали ее любовь и ласку. Много дохристианских праздников и обрядов, обычаев и традиций, как отмечают некоторые исследователи, впоследствии были приспособлены к новой религии. При всем разнообразии мифов за сюжетными линиями их можно разделить на следующие циклы: космологические мифы - о создании мира и происхождение жизни; теогонічні - о происхождении богов; антропогонічні - о создании человека; тотемічні - о происхождении тотемных предков, отдельных племен, рода; эсхатологические - о конце мира и будущее; календарные - о циклическую смену времен года и связанные с хозяйственной деятельностью; исторические - о доблестные поступки героев и контакты людей с богами. Тематические сюжеты мифов тесно переплетаются между собой. Например, в мифах о добывания огня активно взаимодействуют как люди, так и боги. Мифология древних славян, как предполагают ученые, была своеобразной системой фантастических представлений об окружающем мире. Но ее целостность была разрушена в период сплошной христианизации украинского общества. До наших дней дошли лишь отдельные мифологические тексты. Попытка создать целостную систему старославянской мифологии возможна только путем реконструкции на основе вторичных источников.

 

 

  1. «Три кита» раннего Возрождения в Италии (Брунеллески, Донателло, Мазаччо).

Афинский акрополь

Буддизм

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

 

Отражение мифологии древних греков в архитектуре и рельефе дорических и ионических храмов (Парфенон и Эрехтейон в Афинах

Афинский акрополь

Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармо­ничных произведений греческой архитектуры (рис. 35). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-полити­ческой и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.

Рис. 35. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4 – Эрехтейон

Ансамбль открывается Пропилеями большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.

К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асим­метричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воитель­ницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 36).

Рис. 36. Храм Парфенон в Афинском акрополе.432 г. до н. э. Фасад, план.

Закон­ченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразитель­ность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегре­ческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и иони­ческие традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокро­вищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона.

Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристокра­тией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почи­тавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадле­жавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо­западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древне­греческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 37).

Рис. 37. Храм Эрехтейон в Афинском акророле.407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.

Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.

Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроитель­ства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной плани­ровки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации УШ-УИ вв. до н. э.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.