40. Скульптура ранней, высокой, поздней классики в культуре Древней Греции (Поликлет, Фидий, Скопас).
41. Эпоха Возрождения. Идеи гуманизма и их влияние на развитие мировой культуры.
42. Израиль – колыбель трех мировых религий. Иудаизм.
43. Венецианская школа ренессансной живописи (Тициан).
44. Мотивы ренессанса в архитектуре России XVII в.
45. Готический собор – синтез искусств (архитектура, скульптура, витражи, музыка).
46. Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело).
47. Римская портретная скульптура – основа европейского портретного жанра.
48. Романская культура эпохи Средневековья.
49. Книга и ее роль в развитии культуры России X-XVII вв.
50. Современные технологии в изобразительном искусстве
1.Мировая художественная культура – отражение мира в художественных образах.
Мировая художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Изучением мировой художественной культуры традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), исторические науки, искусствоведение и литературоведение. При этом Мировая художественная культура рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, которые исследовались в онтологическом, генетическом, историко-хронологическом, формально-стилевом, художественно-технологическом и иных "внутрихудожественных" ракурсах познания.
Ядро мировой художественной культуры - искусство как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей, порождения и селекции специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.
Художественные образы при этом построены на вербальной, изобразительной, звуковой или пластической имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения, имеющих в конечном счете дидактическое предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.
Социокультурные функции искусства и мировой художественной культуры в целом в значит, мере связаны, во-первых, с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах. В этой функции Мировая художественная культура коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфическим способом.
Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сообщества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственнном аспекте реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий.
Это ведет к существенному расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показательных примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением.
И в-третьих, важнейшей функцией мировой художественной культуры является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоративном, интеллект., эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с которыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразительного искусства.
Софийский собор в Киеве – реплика византийского стиля
Софийский собор - выдающийся памятник древнерусского зодчества XI века, всегда очаровывал любого кто хотя бы раз в жизни его видел. Одетый в пышные барочные одежды, Софийский соборорганично сочетается с живописным монастырским ансамблем XVIII века Софии Киевской, возведенным в стиле украинского барокко.
Ансамбль Софийского собора - Дом Митрополита, Хлебня, Трапезная, Бурса, Братский корпус, колокольня, Южная башня радуют человеческий глаз. Сооружениям присуща праздничность, гармония форм с природой, выразительный национальный характер. Находясь во дворе, в окружении этих прекрасных сооружений, на мгновение погружаешься в древности с ощущением далекого эха тихого монастырской жизни.
Неповторимый Софийский ансамбль на Старокиевской возвышенности сформировал архитектурный образ Верхнего Киева. Он производит огромное впечатление своей торжественной монументальностью и пышной барочной праздничностью. Софийский ансамбль олицетворяет священную сердцевину города.
Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом научных исследований.
Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи - двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры собора София Киевскаяимели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный "офис" Киевской митрополии - помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.
С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора София Киевская были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах - фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.
София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе София Киевская хранится Саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе София Киевская сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми "отличились" суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями интерьерыСофийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г.
Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но София Киевская не была разрушена и продолжала функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 г. редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому собор София Киевская медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией Киевской с 1596 г., не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.
Только после того, как Петр Могила отобрал собор София Киевская от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе в Киеве, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 г.
Софийский Собор в Киеве построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг Софийского собора в Киевенаходятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки.
Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог Софийского собора в Киеве, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол собора София Киевская украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.
Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в собореСофия Киевская представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Великий князь Ярослав, названный "Мудрым" - выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии Киевской.
Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках Софийского собора изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах Софийского собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.
Живописные и архитектурные памятники палеолита и неолита (Альтамира, Стоунхендж)
Палелоит . Венера. 30 тыс лет назад . из камня и кости. Живопись того времени передавали объём перспективу , цвет и пропорция фигур, движение. Зубр Пещера альтамира в Испании. Лощадь и олени Пещера Ласко Франция.
Мезолит. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты (действия).
Неолит. Мегалиты – каменные глыбы виды: менгиры (вертикально стоящие камни), дольмены(камни перекрытой плитой), Кромлехи(сложные постройки в виде круговых оград).
Архитектура как вид изобразительного искусства. Виды и жанры архитектуры.
Архитекту́ра или зо́дчество] (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший,главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусствопроектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей
По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:
· существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
· имеют предметный характер;
· выполняются путём обработки вещественного материала;
· воспринимаются зрителями непосредственно и визуально
Жанры:
· Первобытная архитектура
· Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
· Романский стиль. X—XII вв.
· Готика. XII—XV вв.
· Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
· Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
· Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
· Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.
· Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
· Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
· Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
· Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
· Постмодернизм. С сер. XX в.
· Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
· Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
· Динамическая архитектура. С нач. 21 века
Вид Урбанистика
В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 1097 дней].
Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Градостроительство проектирование и развитие города.
Иконопись как жанр изобразительного искусства. Киевская школа иконописи (Алимпий).
Главная задача писца: идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причём все индивидуальное в них должно отступить на второй план.
И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.
Для средневековой иконописной манеры (в Новое время вытесняемой вначале на Западе, а затем и на Востоке академической) характерны следующие стилистические особенности:
· используется особая система изображения пространства — так называемая «обратная перспектива»: некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, чем подчёркивается их значимость; точка схода линий также может быть вывернута на передний план и вынесена за пределы изображения, как бы находясь внутри зрителя.
· в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия.
· все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.
· нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени, а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, при этом объём может создаваться с помощью особой штриховки или тона.
· стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
· используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.
ело в том, что после Крещения Руси в Малороссии активно строились храмы и народ привлекался к христианской вере. Но все иконы, кресты, одежды священнослужителей и другие церковные атрибуты были привезены из Греции и Византии. Митрополит Илларион призвал духовенство и прихожан храмов к созданию собственной, славянской культуры, которая отвечала бы традициям и менталитету народа. По инициативе Иллариона почти при каждом монастыре были основаны иконописные мастерские, где художники работали над созданием образов, понятных и близких славянам.
Одни из самых крупных и известных мастерских были открыты при Печерском монастыре и при Софийском храме. Конечно, кардинальных различий между киевской и греческой иконой не было, тем не менее, киевские иконописцы выработали свой собственный, неповторимый стиль. Главные отличия киевской иконы:
• использование червонного золота, вместо желтого (бледного);
• использование растительных орнаментов в украшении периметра икон, одежд изображаемых святых, фона и так далее;
• использование различных материалов (ткань, стекло, древесина) для основы иконы. Византийские и греческие мастера использовали исключительно кипарис, украинские иконописцы начали применять липовые доски. Это позволило не только снизить затраты и ускорить процесс создания икон, но и облегчить его, так как липа гораздо мягче кипариса.
Одним из первых иконописцев в киевской школе был Алимпий – киево-печерский чудотворец. Талант этого иконописца был настолько велик, что народ свято верил в то, что иконописцу помогают ангелы или сам Господь в написании икон. Алимпий учился у греческих иконописцев, но, находясь у истоков киевской школы, создал свой собственный стиль. К сожалению, имя Алимпия – одно из немногих имен киевский иконописцев, дошедших до наших дней.
Владимирская Богоматерь
Богоматерь оранта (фреска)
Феофан Грек Спас Неркотворный
Андрей Рублёв Троица
Даосизм, конфуцианство, чань-буддизм – синкретизм цивилизации Древнего Китая
По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император(Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате«Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрецЛао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».
Идеи даосизма
Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняетсяДао,из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию -дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнетбессмертия. Для этого необходимо, во-первых,питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственныйэликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитыйЦинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.
В рамках даосизма возникаетконцепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.
Основоположником конфуцианства был китайский мыслительКун-фу-цзы(551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит какКонфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.
Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. Религией в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.