Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и от импровизации. Нетрадиционные формы зависят от специфики предмета.
Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в школьной практике, особенно в начальной школе, т. к. это связано с возрастными особенностями детей, игровой основой таких уроков, способствующей лучшему восприятию учебного материала. Приведу в качестве примера организации такой работы урок – путешествие по математике в третьем классе.
Тема урока: Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление.
Тип урока:урок-путешествие.
Цели урока:
· создать условия для закрепления устных приёмов вычисления в пределах 1000.
Задачи урока:
обучающие
· совершенствовать устные вычислительные навыки в пределах 1000;
· закрепить умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
· закрепить умение анализировать и решать составные задачи.
Развивающие
· способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;