Содержание произведения или же его части, эпизода, сцены и т. п. можно передать при помощи символического образа, фокусирующего смысл, в связи с чем отдельно остановимся на следующем фрагменте из второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором возникает образ расцветшего к новой жизни дуба: «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвёл их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и всё это вдруг вспомнилось ему».
Курсивом мы выделили те слова и сочетания слов, которые отчётливо фиксируют мотив обновления жизни, проявляющийся и в описании дуба (кстати, мы видим его глазами Андрея Болконского), и в раскрытии душевного состояния самого персонажа. Казалось бы, есть все основания говорить о параллелизме состояний природы и человека. Можно, но только с того момента, когда природа уже оказала сильное воздействие на него. Характеризуя эту ситуацию, нельзя забывать и о том, что для внутреннего преображения Андрея Болконского были предпосылки. Разве можно забыть о ночи в Отрадном, о Наташе, хотевшей взлететь в небо, о воздействии её слов на князя?
Если мы ставим перед собой вопрос, как отразить реалии художественного текста в письменной работе, то прежде всего должны обратить внимание на ключевые слова, которые непосредственно передают художественное содержание. Когда анализируются пейзажные картины, нередко возникает необходимость в выделении двух групп ключевых слов: к первой относят те из них, которые фиксируют детали пейзажа, лексика же второй группы передаёт душевное состояние персонажа, воспринимающего мир природы.
Внимание к ключевым словам позволит сделать характеристику образа предельно конкретной, точной и выразительной. Но ни в коем случае нельзя забывать о том, что она служит аргументации тезиса.
1. Подумайте, какие исходные тезисы можно аргументировать, прибегнув к анализу указанного выше фрагмента из романа «Война и мир».
2. Прочитайте фрагмент из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
«А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по её каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццких горца. У одного под кожаным плащом была волынка, — большой козий мех с двумя дудками, у другого — нечто вроде деревянной цевницы. Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг: над дорогой, в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озарённая солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына её. Они обнажили головы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рождённому от чрева её в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далёкой земле Иудиной... »
1. Сколько абзацев можно выделить в тексте? Обоснуйте свой вариант абзацного членения текста. Почему автор ограничился одним абзацем?
2. Найдите ключевые слова и словосочетания. Защитите свой выбор.
3. Предложите варианты анализа этого фрагмента, которые могут иметь место при раскрытии следующих тем: «Способно ли слово выразить красоту природы?»; «Когда люди воспевают природу?»; «Почему люди возвышают солнце?»; «Почему в искусстве природа противопоставляется человеческой цивилизации?»; «Почему отношение к природе — один из критериев оценки человека?». В связи с каждой темой сформулируйте тезис и определите приём его аргументации.