Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема и исходный тезис сочинения



НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Почти в каждом литературном произведении упоминает­ся природа, а во многих из них встречаются развёрнутые её описания. Вспомните, как в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин живо, эмоционально показывает разные вре­мена года и выражает к ним своё отношение. А насколь­ко содержательны пейзажные картины в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»! Причём создание их не пре­вращается для писателя в самоцель, ведь через развёрнутые описания аустерлицкого неба, ночи в Отрадном, дуба, про­будившегося к жизни, кометы, появившейся в преддверии трагических событий 1812 года, глубже, зримее раскрыва­ется внутренний мир человека, его ощущение и понимание жизни.

Вчитываясь в описания природы, мы, по словам Н. А. За­болоцкого, поворачиваемся к мирозданью лицом, так как живые его детали, будь то голубой подснежник или мигаю­щая звезда, зовущая в безграничные просторы космоса, для вдумчивого и эмоционального читателя приобретают особую ценность. Это ощущение связи с природой необходимо че­ловеку, ведь оно будит его фантазию, согревает душу, по­буждает к философским размышлениям.

Тема и исходный тезис сочинения

В формулировке темы очень важно не пропустить те сло­ва, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование или неправильное понимание может привести к сужению (расширению) темы и даже к невольной подмене одной темы другой. Покажем это на примере осмысления темы «Поче­му природа вдохновляет человека на художественное твор­чество?».

Игнорирование наречия, которым начинается формули­ровка, приведёт к подмене темы, так как вы вместо того, чтобы формулировать причины воздействия природы на ду­шу и сознание творческой личности, просто приведёте при­меры этого воздействия. Такой логический «пируэт» недо­пустим.

Другая возможная ошибка. Само слово «творчество» вы­водит нас за рамки искусства, так как имеет отношение и к другим сферам человеческой деятельности, например на­учной, исследовательской. Соответствующие примеры, наря­ду с другими, будут способствовать расширению темы, а это серьёзная логическая ошибка. Если же эти примеры будут единственными, то произойдёт невольная подмена одной те­мы другой, так как именно художественное творчество как следствие воздействия природы на человека должно оказать­ся в центре вашего внимания.

1. Прочитайте формулировки тем. Выделите в них наибо­лее важные слова. Покажите, к каким последствиям может привести их игнорирование или неправильное понимание.

• Что мешает гармоничным отношениям между челове­ком и природой?

• Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам?

• Почему природа способна спасти человеческую душу от зла?

• Чем вы объясните то, что при характеристике отноше­ния человека к животным иногда используют такие эпите­ты, как «гуманный», «антигуманный»?

• Какими смыслами вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»?

2. Исходный тезис представляет собой ответ на вопрос, который содержится в формулировке темы. Мысль, заклю­чённая в этой фразе (или в совокупности фраз), впослед­ствии уточняется, поясняется или развивается. Приведите формулировки исходных тезисов в полное соответствие с формулировками тем.

Темы Исходные тезисы
Может ли при­рода преобразить душу и сознание человека? Природа нередко оказывает сильней­шее воздействие на эмоциональные реакции человека. Если раньше он был грустен, печален, подчас его му­чила тоска, то теперь, после взгляда на небесную лазурь, игривую волну, листья, мягко движущиеся под лёг­ким напором ветерка, он воодушев­ляется — и его охватывает радость, которую нельзя объяснить никаки­ми словами

Темы Исходные тезисы
Почему человек оказывает разру­шительное воз­действие на при­роду? Человек должен любить природу, помогать ей, но ни в коем случае не оказывать на неё разрушитель­ное воздействие. Иначе неизбежны серьёзные экологические проблемы

Соответствие литературной аргументации теме и тезису Тренинги

Литературная аргументация должна соответствовать теме и тезису.

В процессе характеристики произведения вы можете увлечься теми или иными художественными деталями, идеями, никак не стыкующимися с темой сочинения, и в результате от неё просто-напросто отойти. Иначе говоря, анализ литературного произведения не должен становиться самоцелью. Его предназначение в вашей работе совсем дру­гое — помогать в аргументации собственной позиции по той проблеме, которая содержится в формулировке темы.

1. В аналитическом тексте может воспроизводиться ис­ходный тезис сочинения. Докажите это на четырёх приме­рах, которые приведены ниже. К каждому примеру сформу­лируйте тему сочинения в виде вопроса.

А) В романтической элегии «К морю» (1824) морская сти­хия воспринимается поэтом как символ свободы. Причём гра­ница, отделяющая человека от природы, предельно ослабляет­ся. И не удивляет, что лирический герой обращается к морю так, как может обратиться к человеку, а прощальный зов его волн вызывает ассоциацию с ропотом друга. Поэт вспоминает и о людях, которые повлияли на европейскую цивилизацию и судьбы которых были непосредственно связаны с морской стихией (имеются в виду Байрон и Наполеон). Сам лириче­ский герой обещает своему другу сохранить свободолюбивые порывы, даже находясь далеко от него: «В леса, в пустыни молчаливы / Перенесу, тобою полн, / Твои скалы, твои за­ливы, / И блеск, и тень, и говор волн».

Пушкинское стихотворение даёт серьёзный материал для размышлений о том, как природа идеализируется поэтом и показывается им в свете романтического идеала, т. е. в не­посредственной связи с жизнью человека.

Б) В стихотворении «Зимнее утро» (1829) природа пока­зана как само воплощение красоты и гармонии, т. е. жизни в её высшей форме. И особую значимость приобретает солн­це, влияющее буквально на всё: на снег, на речку, которые блестят. Но оно проникает и в дом. Причём блеск, которым озарена вся комната, назван янтарным, а весёлый треск за­топленной печи удивительным образом «рифмуется» с этим блеском — и в итоге мы вместе с лирическим героем про­никаем в мир домашнего уюта, где жизнь подчинена есте­ственным для обычного человека мирным законам, не до­пускающим конфликтов, жёстких противостояний. Важно и другое: зимняя природа побуждает к действию, к динамике, пробуждая в лирическом герое и физические, и душевные силы («Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, преда­димся бегу / Нетерпеливого коня.»). Отметим, что герой хочет поделиться своей радостью, если не счастьем, с дру­гим человеком, «другом милым», и вместе с ним пережить необыкновенное ощущение, которым одаривает пересечение безграничных пространств, неизбежное слияние с ними. Это столь характерная для Пушкина устремлённость к сознанию и душе другого человека. Но этот порыв «спровоцирован» морозом и солнцем — «днём чудесным», самой природой!

Но в начале стихотворения природа показана совсем дру­гой: кажется, что она носитель дисгармонии, хаоса («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, / На мутном небе мгла носи­лась; / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела.»). Контрастные картины свидетельствуют о том, что автор далёк от того, чтобы представлять природу только в идеализированном свете, ибо в ней в те или иные минуты бытия может пробуждаться энергия как добра, так и зла.

В) В «Осени» (1833) опять же в центре внимания влияние природы на человека, на его душу и сознание, причём авто­ром показывается парадоксальная ситуация: герой пересекает просторы с бешеной скоростью, будучи пробуждённым осенью («Желания кипят — я снова счастлив, молод»), но для того, чтобы стал реальным процесс поэтического творчества, необ­ходимо оказаться в замкнутом пространстве, «забыть мир», поддаться усыпляющей силе творческого воображения.

Г) Читая стихотворение «Вновь я посетил.» (1835), об­ращаешь внимание на панорамные картины природы, в ко­торые органично вписана жизнь людей с её прозаическими деталями (рыбак с убогим неводом, скривившаяся мельни­ца, насилу ворочающая крылья при ветре). Но всё же смыс­ловой центр произведения обнаруживается позднее — там, где упоминается о трёх соснах: «Стоят — одна поодаль, две другие / Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо / Я проезжал верхом при свете лунном, / Знакомым шумом шорох их вершин / Меня приветствовал». И самое главное: «Но около корней их устарелых, / Где некогда всё было пусто, голо, / Теперь младая роща разрослась, / Зелёная семья, кусты теснятся / Под сенью их, как дети. А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ, / Как старый холостяк, и вкруг него / По-прежнему всё пусто». Деревья характеризу­ются как люди (обратите внимание на метафору и характер сравнений), а далее поэт обращается к молодым деревьям так, как можно обратиться к совсем юному поколению, вступающему в жизнь: «Здравствуй, племя / Младое, не­знакомое!» Кажется, что в мире природы и в мире людей действуют общие, универсальные законы, а один из них — неизбежная смена поколений как основа непрерываемого процесса жизни.

2. Из каких лермонтовских произведений следующие фрагменты?

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужный наряд Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серёг подобье дорогих,

Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли;

И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.

Всё, что я чувствовал тогда,

Те думы — им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полёт Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нём глазами и душой Тонул, пока полдневный зной Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё ра­достный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непрони­цаемою стеной.

1. Сопоставьте два лермонтовских фрагмента. При этом обратите внимание не только на картины кавказской при­роды, но и на психологическое состояние рассказчика. Не забудьте и о месте каждого эпизода в сюжете произведения!

2. Сформулируйте тему и исходный тезис, с которыми мо­гут быть соотнесены оба фрагмента.

3. Ознакомьтесь с содержанием таблицы, посвящённой роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Цитатный материал Характеристики
1. Попадались и речки с обры­тыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами <...> и церкви, то кирпичные с отвалив­шеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладби- Социальный пейзаж, побуждающий героя романа к размышле­ниям о необходимо­сти преобразований в жизни страны.

Цитатный материал Характеристики
щами <...> «Нет, — подумал Ар­кадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так остаться, преобразования необ­ходимы. но как их исполнить, как приступить?.. » (гл. 3). 2. .Весна брала своё. Всё кру­гом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё — деревья, кусты и травы; повсюду нескон­чаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменны­ми лугами, то молча перебегали по кочкам <.> Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления. Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял (гл. 3). 3. — И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пёстрые поля, красиво и мягко освещённые уже невысоким солнцем. — И природа пустяки, в том зна­чении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (гл. 9). 4. «Но отвергать поэзию? — по­думал он опять. — Не сочувство­вать художеству, природе?.. » И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, ле- Мир природы, ото­рванный от социаль­ной действительно­сти и живущий по своим законам, тем не менее благотворно влияющий на психо­логическое состояние человека. Столкновение прагма­тического отношения к природе с отноше­нием эстетическим, созерцательным. Вечерний пейзаж со своими мягкими, акварельными крас­ками, как бы отвеча­ющий на недоумён- ный вопрос челове­ка и вызывающий в его душе ощущение
Цитатный материал Характеристики
жавшую в полверсте от сада: тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля <...> Солнечные лучи, с своей сторо­ны, забирались в рощу и, про­биваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким тёплым све­том, что они становились похо­жи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею подни­малось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй. Ласточки летали высоко; ветер совсем за­мер; запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах си­рени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протяну­тою веткою. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Пе­трович, и любимые стихи приш­ли ему на уста (гл. 11). 5. Базаров встал. Лампа туск­ло горела посреди потемневшей, благовонной, уединённой комна­ты; сквозь изредка колыхавшу­юся штору вливалась раздражи­тельная свежесть ночи, слыша­лось её таинственное шептание. Одинцова не шевелилась ни од­ним членом, но тайное волнение охватывало её понемногу. Оно сообщалось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с мо­лодою прекрасною женщиной (гл. 17). 6. — Та осина, — заговорил Ба­заров, — напоминает мне моё детство; она растёт на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным спокойствия, красо­ты, гармонии. Природа показана си­лой, раздражающей человека, делающей его более чувствен­ным, восприимчи­вым к тайнам бытия. Образ из мира при­роды, помогающий человеку точнее пред­ставить этапы соб­ственной жизни и свидетельствующий о
Цитатный материал Характеристики
талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребёнком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует (гл. 21). 7. — А я думаю: я вот лежу здесь под стогом. Узенькое ме­стечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ни­чтожна перед вечностию, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математиче­ской точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет то­же. Что за безобразие! Что за пустяки! (гл. 21). 8. Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стоя­ли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влаж­ная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след за­ри; со всего неба сыпались пес­ни жаворонков (гл. 24). 9. — .Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топор­щится. И ведь тоже думал: об­ломаю дел много, не умру, ку­да! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Всё равно: вилять хвостом не стану (гл. 27). поэтичности его на­туры. Бесконечное про­странство, как бы подчёркивающее всю ничтожность челове­ка, который с ней не хочет смириться. Гармоничная пей­зажная картина, под­чёркивающая проти­воестественность то­го, что происходит в мире людей (должна состояться дуэль). Образ природы, под­чёркивающий несо­ответствие интеллек­туальных и духов­ных возможностей человека его физиче­ским возможностям.
Цитатный материал Характеристики
10. Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели лю­бовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмя­тежно глядят на нас своими не­винными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном прими­рении и о жизни бесконечной. (гл. 28). Философское отсту­пление автора, в кото­ром выражена мысль о спокойствии приро­ды как вечном, незы­блемом законе, перед которым ничтожно бунтующее сердце че­ловека.

1. Покажите смысловое соответствие сжатых характери­стик фрагментам из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Сгруппируйте фрагменты, исходя из возможных тем сочинения и исходных тезисов (аргументация обязательна!). Имейте в виду, что отдельные фрагменты могут войти в не­сколько групп! Сформулируйте темы и исходные тезисы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.