Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права и свободы человека в Древнем Риме



Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей были развиты в древнем Риме. Так, положения греческих стоиков (Зенона, Хрисиппа и др.) о мировом естественном законе (общем законе для всех людей и народов) были использованы римскими стоиками (Сенекой, Эпиктетом, Марком Аврелием) для обоснования универсальной концепции естественного права и космополитических идей, согласно которым все люди (по природе и по законам мироздания) граждане единого мирового государства и что человек гражданин вселенной. Конкретно-юридические аспекты прав и свобод человека были разработаны римскими юристами.
Знаменитый политический деятель и оратор Цицерон (106-43 гг. до н. э.) также считал основой права - справедливость, которую интерпретировал как вечное, неизменное свойство природы сущностную характеристику космоса и человека. Под природой, как источником справедливости и права (естественного права) он понимал сущность космического и человеческого бытия.
Цицерон определяет естественное право следующим образом: истинный закон это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая - предлагать полную или частичную отмену такого закона кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем. Этот истинный закон, один и тот же везде и всегда, и на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей бог, создатель, судья, автор закона. Всякий, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.
Суть этой справедливости в плане прав человека заключается в том, что она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними.

 


Права и свободы человека западноевропейского средневековья

Очередным периодом в развитии идей всеобщего равенства и свободы людей независимо от их богатства, социального статуса, этнической, государственной принадлежности стали представления раннего христианства. На этом этапе были сформулированы очень важные положения, такие, как: «Где нет закона - нет преступления», «Каждый получает своё вознаграждение по труду», «Какой меркой мерите - такой и вам будет отмерено». Христиане были равны перед Богом, независимо от их отношений между собой.

Христианство возникло и развивалось как религия и идеология свободы и равенства и сыграло важную роль в дальнейшем углублении и расширении трактовки универсализации прав человека и его свобод. Христианская религия утверждала принцип равенства всех людей как детей Божьих, ибо нет ни Еллина, ни Иудея, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Принцип всеобщего равенства сочетается в христианстве со всеобщей свободой: Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой (Иак,1,25).
Христианство закрепило золотое правило справедливого поведения человека: итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.,1,12). Для адекватного понимания прав человека, равенства, принципа соразмерности, важное значение имеет и следующий пассаж: не судите, да и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.,7,1-2).

В средние века права человека определялись его сословной принадлежностью. Именно в границах сословия формировались права и свободы. В это время общественное мнение возвращается к определённым ещё древними греками представлениями о природных, естественных правах человека, которые возникают сразу после его рождения. Эти права должны быть сохранены в условиях государственности, признаны и гарантированы властью и законом, поскольку источником происхождения и правовой деятельности государства является общественный договор.


Права и свободы человека в эпоху Возрождения

Возрождение выдающееся явление в истории позднего западноевропейского средневековья, в том числе в плане развития политико-правовых концепций. В эту переходную эпоху кристаллизируются, переосмысливаются и получают новое звучание и направленность некоторые политико-правовые идеи и принципы античности и средневековья, что послужило базой для формирования политико-правовой мысли Нового времени, в том числе в области прав и свобод человека. Лейтмотивом и одновременно стержнем культуры и мировоззрения Возрождения является гуманизм и признание самодостаточности и самоценности, достоинства человеческого индивида, утверждение идеи о необходимости обеспечения условий для всестороннего и свободного развития человека, раскрытия его индивидуальных качеств и творческих потенций. Возрожденческая мысль стремилась окультурить, цивилизовать в свете своих гуманистических требований общественные и политические отношения, принципы государственного устройства, трансформировать существующий общественный порядок в разумно устроенное и гуманное общество свободных граждан, независимых от отчужденных и довлеющих над ними политико-правовых и идеологических институтов, принципов, стандартов.
Возрожденческий дух духовно-интеллектуальной и моральной эмансипации был направлен против господствующих запретов и ограничений на свободное и самостоятельное познание истины индивидом, монопольного обладания истиной и моралью, на утверждение свободы слова, познания и плюрализма мнений.
Возрождение положило начало периоду смены феодального строя капиталистическим. Практически-политические и идейно-политические запросы эпохи теоретики и идеологи ренессансного движения обосновывали путем обращения к соответствующим политико-правовым и этическим концепциям и идеям античности.
Фундаментальной идеей Возрождения была идея раскрепощения человеческого индивида, ибо по мнению его идеологов жизнь человека должна зависеть не от его родовитости, социального и политического статуса или конфессиональной принадлежности, а от его личных качеств, достоинств и способностей, что заключало также идею о равенстве людей. В этой связи было возрождено положение античных мыслителей, согласно которому одно из главных достоинств человека его гражданственность, то есть бескорыстное служение общему благу. Под общим же благом деятели Возрождения понимали республику, основанную на принципах равенства и справедливости. Утверждение принципа равенства означало упразднение феодальных сословных привилегий и ограничений. Гарантию же равенства и справедливости в обществе, а также свободы человека политическое мышление эпохи усматривало в создании и реализации таких законов, которые соответствуют естеству (природе) человека.
Ренессансная мысль модифицировала античную концепцию общественного договора, посредством которой объяснялись причины возникновения государства и легитимность государственной власти. Она акцентировала значение свободного волеизъявления людей в государстве, что соответствовало духу времени. Мыслители эпохи переосмыслили также концепцию свободы воли человека, возникшей в античности, но ставшей важной составляющей именно средневекового мировоззрения.
Гуманисты рассматривали человеческую деятельность как выражение прирожденной (естественной) свободы воли человека, которую трактовали как свободу личности. Свобода человека считалась ограниченной лишь абсолютной властью Бога. Концепция свободы воли (или свободы личности) постепенно привела к признанию концепции закона и законности.
Система воззрений некоторых итальянских мыслителей, выдвинувших ряд концептуальных идей и соображений относительно взаимосвязи человеческого индивида, общества, государства и права, получила в научной литературе название гражданского гуманизма. В частности, эта система взглядов
сочетала принцип превозношения достоинств человеческой личности и принцип общественной природы человека. Данное направление возрожденческой политической мысли, с одной стороны, рассматривало служение общему благу (государству) в качестве конечных, целевых устремлений деятельности каждого члена общества, с другой высшей целью общества, как целостности, считало всяческое содействие самоутверждению, раскрытию и всестороннему развитию человеческой личности.

 


Права и свободы человека в странах Западной Европы

Развитие представлений о правах и свободах человека в период перехода от феодализма к капитализму связано, как и в предшествующие периоды, с осмыслением политической власти. Вместе с тем глубинные социально-политические и экономические процессы привели к новому раскладу социально-классовых и политических сил, что отразилось в стремлении исключить монополизацию власти в руках одного лица или органа, в концепции раздельных государственных властей, их правовой организации как целостной и упорядоченной системы власти. В политическом и юридическом мировоззрении эпохи формируются новые представления о правах и свободах человека.
Разработка рационалистической теории прав человека Нового времени связана с именами Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта, Гегеля и других политических мыслителей. Важнейшей составляющей политико-правовой мысли эпохи является концепция общественного договора как источника права и правовой основы государства и принцип разделения государственных властей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.