Белякова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук,
доцент
Витебск, 2015
Введение
Существует мнение, что понятие «права человека» является относительно новым, вошедшим в повседневную жизнь после Второй Мировой войны и образования в 1945 г. Организации Объединённых Наций. На самом деле современная теория прав человека закладывалась и формировалась одновременно с развитием человеческой цивилизации.
Представления о правах человека на разных этапах человеческой истории, истории цивилизации имели разные формы и содержание. Одним из самых древних является принцип равенства и его применение в отношениях между людьми. Фактически история прав человека - это распространение принципа правового равенства на всё большее количество людей и ситуаций, с которыми человек встречается в жизни.
Первой по времени формой равенства является так называемый «принцип Талиона» - принцип наказания - возмездия: «равным за равное», «око за око, зуб за зуб». Такое равенство заключается в ответственности, в «равновесии» между преступлением и наказанием. Второй формой равенства можно считать жребий - универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Участники жребия были в равных отношениях перед судьбой и Богом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Права и свободы человека в Древней Греции
Значительный вклад в формирование представлений о правах человека внесли древние греки. Греческие философы (VI - III вв. до н. э.) уточнили понятие равенства. Равенство, по их мнению, является характеристикой справедливости. Сократ, Платон, Аристотель выделили два вида равенства: равенство меры (цифры, вес) и равенство по достоинству. Именно греки разделили право на природное и установленное людьми по их согласию. Аристотель выделил ещё и политическое право (от названия греческих городов - полисов), которое возможно осуществить в греческом государстве - полисе. Греки рассматривали права человека только как права гражданина - члена полиса. Именно в греческой философии сформировались идеи независимости семьи от государства, равенства мужчины и женщины, хотя и с некоторыми ограничениями. Например, по мысли Платона, женщин нельзя было допускать в круг руководителей, наделять правом частной собственности.
Большое влияние на формирование представлений о правах человека оказала древняя греческая школа софистов. Широко известно знаменитое высказывание софиста Протагора: «Мера всех вещей - человек». Софисты выступали за природное равенство всех людей, равенство по естественному праву. Неравенство между людьми возникало, на их взгляд, от искусственных, придуманных людьми законов.
Истоки политико-правовой мысли древних греков, в том числе и некоторых важнейших принципов в области прав и свобод человека, восходят к мифам. Существенным моментом древнегреческих мифов является борьба богов за власть над миром, в том числе над людьми. Смена верховных языческих богов (Хаос, Уран, Крон, Зевс) означала также смену принципов их власти, что отражалось как на взаимоотношениях самих богов, так и на их отношениях к людям, на всем строе общественной жизни. Утверждение власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом представляется как утверждение принципов справедливости, законности и полисной (благоустроенной) жизни. Зевс предстает как верховный защитник всеобщей справедливости, нарушение ко- торой, рассматривается не только как антиобщественный, но и антибожественный поступок. Начиная с Гомера (VIII в. до н. э.) проводится терминологическое различие между внутренне взаимосвязанными понятиями справедливость и обычай, право, справедливость. Данное обстоятельство имеет весьма важное значение для правильного понимания и оценки правосознания, так называемого гомеровского общества или гомеровской Греции. Справедливость рассматривается как основа и фундаментальный принцип права как обычая, обычного права, а обычное право (темис) как конкретизация всеобщей и вечной справедливости в сфере межчеловеческих отношений. Таким образом, уже в гомеровский период древнегреческого общества происходит разграничение двух уровней правосознания уровень вечных принципов всеобщей справедливости и уровень конкретных норм и установлений, регулирующих правоотношения в обществе. Вместе с тем гомеровское общество еще не знает идеи равенства прав и свобод, идеи права как уравнивающего принципа и мерила равенства. Более того, право состояло в притязании на неравенство, но такое неравенство, которое соответствует принципу справедливости и обычаю, обычному праву. Таким образом, справедливость выступала в качестве основания и критерия правового. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право. В древнегреческом обществе разум человека постепенно освобождался от верховенства власти богов, и в повседневной жизнедеятельности человек стал в основном руководствоваться разумом. Человек стал жить не только согласно природе, но и согласно установленному порядку (согласно разуму). Важнейшим открытием человеческого разума был закон (nomos) разумные установления, порядок, принятый всеми гражданами полиса (города-государства) и обязательные для всех. Согласно этим представлениям человеческая жизнь должна соответствовать существующей в космосе гармонии. Поэтому первоначальные представления древних греков о правах человека исходят из убеждения, что полис и полисные законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Источник права вообще, а также права отдельных граждан восходят к божественному порядку (закону) справедливости. Поэтому только то, что соответствовало справедливости, воспринималось древними греками как право.