Адрес: Польша, Краков, Rynek Główny 19, 30-001 Kraków
Все дороги Старого Кракова ведут к Рыночной площади, которая по-польски называется просто «Rynek» («Рынок»). Это своеобразная «парадная гостиная» города, где собираются туристы и горожане. Сами поляки гордятся, что главная площадь Кракова размером 200х200 метров является одной из крупнейших в Европе.
Рыночный ансамбль сохранил планировку тех времён, когда Краков торговал со всей Европой, и по его улочкам шествовали послы и монархи, багдадские купцы и сарацины.
В центре площади возвышается здание бывших Суконных рядов с великолепными стрельчатыми арками в неоготическом стиле. В Средневековье в этих помещениях торговали сукном, а сейчас на первом этаже Сукенниц разместилась ярмарка с янтарными и серебряными изделиями. Второй этаж здания занимает Национальный музей Кракова с коллекцией картин, скульптур и монет XIV — XX веков.
Сразу за Краковскими рядами стоит Башня городской ратуши. Когда-то на первом этаже ратуши хранилась краковская казна, а в мрачных подземельях томились узники.
Ратушная башня (время постройки-начало XIV века)- уцелевшая часть средневековой готической городской ратуши. Построена из кирпича, украшенадекоративной каменной кладкой.
В средневековье использовалась для хранения казны и как тюрьма. В 1960 году отреставрирована и затем передана Историческому музею города Кракова
для использования как место экспозиций и т.д.
Возле Рынка, на прилегающей Мариацкой площади возвышается Мариацкий костёл. Величественный готический фасад храма состоит из двух башен разной высоты. Первый костёл на этом месте был построен в 1221 году, но вскоре уничтожен татарами. Нынешняя постройка являются третьей по счёту и датируется XIV веком. С Мариацким храмом связана трагическая легенда. Она гласит, что трубач, несущий дозор на башне костёла, первым заметил приближение вражеских войск Батыя и успел подать сигнал тревоги. Но едва краковянин начал трубить, как был сражен татарской стрелой, пронзившей ему горло. С тех пор в память о подвиге трубача каждый час на башне костёла звучит мелодия, заканчивающаяся на той ноте, на которой оборвалась жизни героя. Также Мариацкий храм примечателен древними реликвиями — алтарём и распятием в позднеготическом стиле, к созданию которых приложил руку великий немецкий скульптор Вит Ствош. Вырезанный из липы алтарь состоит из центрального панно с изображением коронования Девы Марии Пресвятой Троицей и четырёх створок, на которых увековечены сцены из жизни Богородицы. Высота фигур на главном панно достигает 2,80 метров, что делает алтарь Вит Ствоша одним из крупнейших в средневековой Европе.
Напротив костёла, перед Суконными рядами установлен памятник поэту Адаму Мицкевичу. Памятник Адаму Мицкевичу
Памятник самому великому польскому поэту, Адаму Мицкевичу сооружен в конце 19 века и торжественно открыт к 100 - летию со дня его рождения. Решение об установке памятника было принято отцами города в связи с переносом останков поэта в Краков, в Вавельский собор. В результате конкурса объявленного в 1890 году, лучшей была признана работа Теодора Ригера.
Статуя Мицкевича водружена на высоком пьедестале, по сторонам которого расположены аллегорические фигуры. Это - Родина, у фронтона постамента, представленная в виде девы с поднятой рукой; Поэзия. Слева, дева с лирой; Наук, в образе старца обучающего отрока и Патриотизм, олицетворенный юным шляхтичем.
Во Второй Мировой войне нацисты разобрали памятник и увезли статую поэта и аллегорические фигуры в Германию, но, к счастью, не пустили на переплавку. В 1955 году, как только скульптуры были найдены, памятник был воссоздан и со временем превратился в общегородское «место встречи». Ежегодно, 24 декабря, в праздник Св. Адама, т.е. на именины поэта, местные цветочницы приносят к памятнику цветы.
В южной угловой части Рыночной площади, в начале Городской улицы стоит на месте связанном со св. Войцехом небольшой костел под его именем.
Первый, деревянный костел был построен в раннем средневековье, на рубеже X-XI вв., еще до того, как были определены границы рынка. Нынешний романский однонефный костел, с прямоугольным пресвитерием, был построенный из каменных брусков в начале XII века. Костел частично был перестроен в стиле барокко в XVII XVIII вв. (в 1771 г. была достроена ризница, в 1778 - капелла блаженного Винцента Кадлубка).
Это один из самых древних костелов в Кракове. Сохранились романские окна и портал. Внутри костела стоит обратить внимание на распятие на радужной балке (нач. XV в.), написанную Каспаром Курча картину с изображением св. Войцеха (1636 г.) и фигуры ангелов, автором которых является вероятнее всего Антоний Фрончкевич ( пер. пол. XVIII в.).
В настоящее время значительная часть костела находится ниже уровня земли (примерно на 2 – 2,6 м), так что можно представить себе первоначальную высоту рыночной площади в те времена.
В подземелье костела располагается Археологический музей и экспозиция «История Краковского рынка». Это место является археологическим заповедником, представляющим изменения в стратиграфии Главного Рынка и самые ранние этапы строительства костёла.
Периметр Рыночной площади плотным кольцом окружают кафе и старинные дома, каждый из которых имеет свою историю. Например, в доме под номером 9 состоялось бракосочетание Лжедмитрия и Марины Мнишек, а в доме №16, что слева от улицы Гродской, разместился ресторан «У Вежинка». Название заведения напоминает о тех временах, когда богач Миколай Вежинэк устраивал в этом доме роскошные пиры для королевских гостей. Обойдя неспешно Рыночную площадь, минуя дома и старинные костёлы, можно выйти к улице Гродской, а оттуда подняться на холм Вавель к королевскому замку.