10. Воля – психический процесс, выраженный в действиях, направленных на удовлетворение потребностей
Сознание и мышление не являются тождественными.
Мышление связано с логическим сознанием.
Рассудок – мышление, ориентированное на практическую пользу, здравый смысл. Это исходный уровень мышления. Рассудок позволяет правильно строить свои мысли.
Разум – более высокий уровень мышления. Он оперирует широкими обобщениями, ориентирован на более полное и глубокое познание, творческое познания, познание сущности мышлений.
Соотношение сознания и психики.
1 крайность – признание пропасти между психикой животного и психикой человека
Психика животных – условный рефлекс. 1 – ая сигнальная система
2 крайность – отрицание качественного различия между животной и человеческой психикой. Различие – наличие у человека 2-ой сигнальной системы.
Структура человеческой психики:
Подсознательное
1. Совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сознания
2. Сфера подсознательного охватывает ощущение, восприятие, представление, если они не охватывают сознание
Бессознательное
1. Это особая форма психической деятельности, при которой отсутствует сознательное регулирование и контроль. Есть непроизвольность и существует безотчетность и полное исчезновение из памяти (Лейбниц)
3. Это основано на скрытом учете информации о вещах, обеспечивает разгрузку сознания человека
Сознание
Особенности психики и сознания человека:
1. Человеческая психика проявляется в чувственной и рациональной форме
2. Большая роль рациональной формы сознания по сравнению с чувственной
3. Совершенствование качества рациональной формы – широта и абстрактность, уменьшение чувственного элемента, более обобщенные абстракции
4. Развиты формы рационального познания – понятийное мышление, оценочное мышление, членораздельная речь, целевой характер мышления
Функции сознания:
1. Всеобщая функция – отражательная
2. Основные функции: ориентировочная – сознание дает человеку возможность ориентироваться в мире, информационная – позволяет приобретать знания о мире
3. Специальные функции: творческая – сознание еще и творит мир, а не только отражает (черта субъективного идеализма), регулятивно - управленческая – контроль и регулирование деятельности человека, оценка явлений действительности
Творческий характер сознания – создание нового в самом сознании, затем оно может быть воплощено в материальном мире, практически. Творчество опережает действительность.
Опережающее отражение действительности появилось в живой природе, а не у человека. Живые организмы приспосабливаются к грядущим событиям (куколки бабочек до морозов вырабатывают глицерин).
Человек же формирует знания о будущем.
Сознание неотделимо от самосознания.
Самосознание. Объект – собственные переживания, интересы, поведение. Э то познание человеком самого себя.
В процессе самопознания человек выделяет себя из окружающего мира и находит свое место в нём.
Благодаря самопознанию есть самооценка, саморегуляция.
Результат - осознание человеком самого себя. Самосознание – знание о самом себе.
Формы самосознания:
1. Осознание человеком своего тела, его места в окружающем мире
2. Осознание принадлежности к обществу, социальной группе
3. Осознание уникальности и неповторимости собственного Я
Рефлексия – размышление человека о самом себе, о своем внутреннем духовном мире.