- искусство понимание и постижение смыслов и зачение знаков
- Фил учение о понимании и интерпритации.
Гедемер.
Герменвтика- фил пнимания (способ бытия человека - понимание). Оно лежит о основе понимания мира. Понимание – языквовой процесс, в процессе общения – достижение понимания.
Неотомизм
Неотомизм.
Течеие совр католич фил. Направление получило статус офиц фил Ватикана. В основе – фил Фона Аквинского. Подчинена теологии, но сущ обособленно от нее. Трац ориентации понимание фил – проблема бога, док его сущ. Рассмотрение соц и этич проблем.
Призанется, что блвгодаря наке происходят изменения в мире.
Но критика науки за отриц влияние.
Проблема человека – в центре фил. Источник веры – бож откровние, знание – чел разум. Призанет создание мира бгом из ничего. Признается материя. Основа бытия – бог. Себя не считают идеалистами, но на само дле они обхект идеалисты.
Персонализм.
Персонализм.
Призанет личность и дух ценности высшим смыслом человеческой цивилизации.
Ценр проблема- проблема универсального развития лис-чночти.0
Личность:
· Экстериоризация – сущ личности во вне
· Интериоризация – внутр дух мир личности
· Трансценденция – направленность на высш бож ченности.
Идея о воплощении царства божьего на земле. Исследование проблем труда. Его роль – опре через понятия вовлеяе==чение. Труд ради творчество, явл завершением становления личности.
Проблема души и личности. Человек, кот достигает этого – становится субъектом созидания.
Русская философия в 19 веке. 23. Русская религиозная философия в конце 19 – первой половине 20 века.
Русская философия.
Развитие:
· 11 век – перв половина 18 – постановка проблема в религии и дух культуре
· Вт пол 18 – пер чет 19 – фил осмысление науки и культ
· 19-20 - Развитие самобыт русс фил
· 20-21 – фил русского зарубежья, марксистская философия.
Основные черты:
· Своебр форма филсофствования – нет трактатов, есть пстъьма,статьи, молитвы4
· Очень тесная связь с лит и искусством – толстой, достоевский, герцен
· Переплетение зап европейского и вост.
· Связь с православнием
· Преобладание социальных и нравственных проблем
Чаодаев. Фил письма. Его объявили сумасшедшим. Цент место –чедовек и его истоия. Чел – природа + дух. Задача – изучить чел как дух существо. Фил история основана на принципе – опред фактор ращвития – бож провидение.
Основа мира – веливое все, есть ипостаси бога. Место россии в мире – между восток и западом и поэтому должна сочетать воображение и разум. Россия не принадл не западу не востоку, нвне времени, выкл из исорическго процесса. Должна сблизится с зап на общехрист основе.
Преимущества россии: нетронутость сознания, молодостоть, особенности правосланви.
Место россии в истории: заподники(герцен, белинский, огарев) и славянофилы. (Хомяков, кириевский аксаков.
Данилевский.
Предложил концепцию культ – исорических видов. В основе – многообразие типов културы. Эти типы сущ.
Типы культуры:
1) Егопетская
2) Индийская
3) Еврейская
4) Китайская
5) Иранская
6) Ассиро – вавилонская
Будущее принадл славянской., как развивающейся.
Циклы их развития:
1) Бессознат
2) Гос становление
3) Цивилизация
Стадии культ – исторического развития:
· Зарождение
· Младенчество
· Юность
· Зрелость
· Старость
· Смерть.
Противоположна ле=инейной концептии развития. Идея полицентризма.
Россия и европа принадл к разным культ типам.
Соловьев.
Теория познания : синтез эмпирии зма, рационалима и мистицизма.
В онтологии: единство идеального и материального, бож и природного. Оно осущ через человека
Нравственности: переход от вражды к миру
История: от разрозненного к единому.
Всеединство – равноъвесие единства и множественности. Вкл в себя все элементы бытия.
Учение о Софии. Мир – не только творение бога, но и человека. Мир в развитии прохлдит:
Этапы – природа и история
Ступени:
1) Минеральное
2) Растиртельное
3) Жтивотное
4) Опр
5) Божественный
Человек связан с 2 мирами с природным и бож – из 1 он вышел, а ко 2 стемится
Пути познания –
· Эмнирической 0 мир явления
· Разумный - мышление и деальной сферы
· Мистический 0 Бог
Сер век.
Лит критика с 19до20века.
Религиозно – фил ренессанс.
Бердяев, булгаков, Фил – учение о духи. Предмет человек. Его внутр мир. Цель фил познание – смысл действительности.
3 вида времени:
· Космическое
· Исотрическое
· Экзистальное
Мир свободы. Связь творчества и свободы. Два мира – мир духа и свободы и мир необходимости.
Свбода – первичнее бога. Созд богом мир незавершен и человек должен его творить. Будучи свободным, он его творит.Личность – с позиции персонализма.
Идеи Космизма.
Течения:
1) Естественно научное – вернадский, циалковский
2) Поэтически – художественное
3) Философское – федоров.
Федоров.
Истоки чел бытия - вовселенной чел – вершина эволюции, но ущербное существо, т к он смертен и осознает это.
Выход – воскресить людей. И скоро будет царство Божие. Воскрешение естественным путем – научно.
Все беды происходят из-за дисгормонии человека и природы. Счастье невозсожно до тех пор, пока во вселенной и общ царит стихия. Если человек устранит смерть, то он победит зло.
Плеханов. И диалектик и материалист. Соц фил. Марксистк фил не отвергает роль личности в исории – доказал. Писал о роли личности в истории. Великая личность мжет изменить события, но не общее движение.
Пятичленка Плеханова:
1) Производит силы
2) Эконом отнош
3) Соц – полит строй
4) Общ психология
5) Идеолгоия
Ленин.
Гипотеза о том, что в фундаменте материи – свойство отрадение, сходно с ощущением.
Дал определение материи. – объект реал ность , кот сущ вне и независио от чел сознания. Практика и роль ее в процессе познания.
Выделил черты развитии:
· Отрифание отрицания
· Скачки
· Количесвто в качество
· Противоречие – источник развития
Бытие и его формы.
Изучением бытия занимается раздел фил – онтология – онтос – сущее.
Бытие – существование мира, некая интегральная хар-ка мира, его целостности, реальности и существования.
Понимание бытия – отвлечение от вещей и явлений.
Сущее – совокупность вещей.
В многообразии вещей есть общее – и это бытие.
Бытие самодостаточно, ни к чему не сводимо и не их чего не выводится.
Основа всего сущего – субстрат. – единство многообразия.
Субстанция – первооснова всех явлений и вещей.
Соотношение бытия и небытия.
Элейская школа – небытия нет, так как его нельзя мыслить, демокрит – наличие бытия и небытия – пустота. Небытие такая же реальность как и бытие.
Мир существует – бытие, небытие относительно. Отд вещи – возникают и исчезают, это и есть ее небытие.
Вещи, процессы не возникают и превращаются в ничто, переходят в иные формы бытия.
Подходы понимания:
· Монистический – существует некая единая субстанция, она для существования не нуждается ни в чем. Спиноза. Субстанция одна, а модусов много – конечны вещи. Основные атрибуты субстанции – протяжение и мышление. Материалисты и идеалисты.
· Дуалистический – равноправное сущ субстанций- материальной и духовной. Атрибут мат – протяженность, духовной – мышление.
· Плюралистический - бесконечное множество субстанций.
Существование мира решается в философии неоднозначно – мир бесконечен – неприходящее бытие/ мир был, есть и будет, но он имеет начало и у него будет конец – приходящее бытие.
Формы бытия:
· Бытие природы: - сущ до сознания, бесконечна в пространстве и времени, небытия природы нет, она была, есть и будет . бытие природы – объективная по отношению к сознание реальность, первична по отношению к нему.
1) Первая природа – то, что существовало до появления человека.
2) Вторая природа – то, что создано человеком
Существуют общие моменты – во второй воплощается материал первой. Вторая природа – так же объективная реальность, не зависят от чел. В ней воплощаются знание и умение человека. Единение природного материала и умения и труда человека. Бытие 2 природы – цивилизованное бытие. Первая природа – бесконечный1 мир, который осваивается человеком. Необозрима и неисчерпаема. Вторая природа зависит от умения человека, но не от сознания. Вторая природа обладает относительным сущ по отношению к 1 и к человеку
· Бытие человека – единство тела и сознания, телесного и духовного. Специфика: человек имеет тело, и оно – часть природы, человек- приходящее, смертное сущ, тело при умирании переходит в другую форму, а не пропадает. Человек не только био сущ, но и социальное существо. Бытие человека- объективная реальность вне зависимости от сознания других людей. Человек в том числе преобразовывает и познает собственное бытие.
· Бытие идеального:
1) Субъективный мир – внутренний мир человека, сознание скрыто от внешнего наблюдения. С помощью сознания размышляет о себе. Бытие сознания не существует отдельно от бытия человека.
2) Внеиндивидуальный духовный мир – объективированный мир – язык, материальные формы – книги, картины, проекты и т.д. Специфика: идеи, нормы, ценности способны сохраняться, с совершенствоваться, передаваться во времени. Все, что относится к искусству.
· Бытие общества. Совместная деятельность людей. Социальная форма движения материи. Общество – надприродная реальность, возникает и сущ в процессе деятельности людей. Охватывает не только современность, но и прошлое и будущее. Это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
Материя и ее виды.
Материя
Материализм – материя – объективная реальность, кот существует вне и независимо и человеческого сознания. Это онтологический аспект – первичность материи по отношению к сознанию. Гносиологический -познание отражения сознания. Незивисимость материи от сознания:
· Материя сущ до человека
· Человек обладает сознанием, но он первичен по отношению к сознанию, т.к. он – часть природы
· Материя отражается в сознании человека и в этом процессе отражаются образы
Противоположгность мати=ерии и сознания –
· Абсолютная – в онтологическом аспекте – что первичнее
· Относительная – за преелами онтологического, т.к. сознание – одно из свойств материи.
Материя – субстанция, т.е.е носитель свойств. Всеобщее свойство материи – всеобщее свойство материи: движение, пространство и время. Они материальны, но не явл материей. Сознание- не явл атрибутом - это идеальное свойство.
Вид материи – класс материальных объектов, которые объединены на определенном уровне организации материи.
Виды материи вне живой природы:
1) Элементарынй, субатомный – включает частицы и физический вакуум.
2) Атомный – атомы, возникаю из элементарных частиц, плазма – состояние материи на подобие газ, из них состоят звезды.
3) Молекулярный
4) Макротелесный – тела, жидкости, твердые, газы.
5) Планетарный - планеты
6) Планетно – системный – планетные системы, звезда +планеты
7) Галактический
8) Галактико – системный – скопление галактик
9) Метагалактический - вселенная
Вселенная – материальный мир/ область материального мира, которая может быть наблюдаема.
Виды живой природы:
1) Доклеточный – нуклеиновые кислоты, белки
2) Клеточный – одноклеточный организмы
3) Многоклеточные организмы
4) Популяция - сообщество особей одного мира, которые связаны общим генофондом и свободно скрещиваются
5) Биоценоз – взаимодействие множества популяций. Лес, например.
6) Биосфера – все живое.
Соотношение высших и низших уровней:
· Высший возникает на базе низшего
· Низший включается и сохраняется в высшем
· Высший зависит от низшего
· Низший подчинен высшему – контроль разумом поведения
· Интегральная природа высшего – высшее интегрирует низшее
· Относительная самостоятельность высшего – высший уровень имеет новую качественную природу.