Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и сообщений



Методическое пособие

Для подготовки к семинарским занятиям

По дисциплине «История»

 

Тюмень - 2015
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

 

 

Методическое пособие отвечает требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Отечественная история». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширяются базовые представления о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством.

 

Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-

экономических наук ГАУсЗ.

 

 

Содержание

 

Введение
Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории
Раздел 2 Древняя Русь
Раздел 3 Возникновение и становление единого Российского государства (XV – XVIIвв.)
Раздел 4 Россия в XVIII – XIX веках
Раздел 5 Россия в ХХ веке
Методика написания реферата
Примерные темы рефератов
Вопросы к экзамену

 

 

Введение

Предлагаемые методические указания отвечают требованиям государственного образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Свою главную задачу авторы «Методических указаний» видели прежде всего в том, чтобы дать студентам вуза необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории, расширить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении «Методического пособия» был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.

В пособии также обозначены темы рефератов и контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.

Успешному усвоению Отечественной истории будут способствовать:

-внимательное прослушивание и конспектирование лекций;

-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

-просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодике;

-обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;

-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.

 

 

Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Взаимодополнительный характер цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России

 

Тема 1. История как наука

Предмет и задачи истории как науки. Основные функции исторического знания.

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.

Отечественная историческая наука: прошлое и настоящее.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в ее историческом развитии.

 

Вопросы для самоконтроля

Кто считается «отцом исторической науки»?

Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».

Что такое «формация»? Кто является основоположником формационного подхода к изучению истории общества?

Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите признаки и типы цивилизаций.

Определите положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.

Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?

Что такое Россия: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши аргументы.

Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад и они никогда не сойдутся»?

 

Темы докладов и сообщений

Методы и источники изучения истории.

Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

В.О. Ключевский – историограф, источниковед, наш современник!?

 

Рекомендованная литература

Основная

История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.

6 История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

7 История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Алаев Л.Б. Империя: феномен или этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.

Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.

Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических исследовании // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Золотарев В.П. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Ионов И.И. Основные направления и методология глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.

Коломийцев В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.

Кока Ю. Современные тенденции и актуальные проблемы исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.

Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.

Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.

Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.

Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.

Сили Ш. Возникновение и источники теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.

Страда В. Глобализация и история // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.

Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.

Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.

Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.

Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.