Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, методы и инструменты регулирования экономики государством



ВВедение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству, которое на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Кроме необходимости государственного вмешательства в экономические процессы в кейнсианской теории рассматривается и анализируется деятельность государства в решении социальных проблем.

Поскольку рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, инвалидов, пенсионеров, то возникает необходимость проведения государством социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. В любой экономической системе государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения государственного законодательства.

 

 

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Сущность, методы и инструменты регулирования экономики государством

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

Исторически выделились четыре основных типа экономических систем:

· Традиционная экономика – экономическая система, в которой наиболее важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ играют традиции, обычаи и религиозные обряды.

· Командно-административная система определяется как особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

· Рыночная экономика – экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

· Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

А.Смит считал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. А.Смит утверждал, что главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма.

Вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Главной задачей государственного регулирования экономики является создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод.

Основные функции государственного регулирования экономики:

· разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

· определение приоритетов макроэкономической политики;

· обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

· решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Важным компонентом механизма государственного регулирования всегда были и остаются его методы и инструменты, с помощью которых формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения, обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности; порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса.

Экономические методы созданы для учета многообразия интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создания условий, способствующих выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование, которое распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в разных странах различно.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам.

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может этого сделать самостоятельно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.