Категория качества продукции непосредственно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Но категория качества является более стабильной и статичной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса. Конкурентоспособность – категория динамичная, быстроменяющаяся, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособности покупателей, моды, сервиса и.т.д.
Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.
Потребительские свойства – это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет к товару с учетом условий его использования по назначению. Например, к автомобилю предъявляются следующие требования: мощность двигателя, вместимость, расход горючего, удобство управления, привлекательный внешний вид, габариты и.т.д. Разные виды автомобилей обладают этими параметрами в различных сочетаниях. Они имеют разное назначение и применимость в зависимости от требований заказчика и конкретных условий эксплуатации. Одному потребителю необходим грузовой автомобиль и его интересует вместимость кузова и мощность двигателя, внешний вид и окраска автомобиля его интересует мало. Другому потребителю необходим легковой автомобиль с малым потреблением горючего, привлекательной формой кузова, красивой расцветки и.т.д.
На этом примере хорошо видна разница между понятиями качество и конкурентоспособность товара. Самый высококачественный товар не найдет своего потребителя, если он не удовлетворяет требованиям потребления. Качество продукции не зависит и не изменяется от условий его использования. Полезность изделия при неизменном качестве в одних условиях может быть высокой, а в других условиях равной нулю. В этом заключается лавное различие качества и потребительской стоимости, составляющей основу конкурентоспособности продукции. Покупатель приобретает товар не потому, что он высокого качества (хотя это тоже важно), а потому, что товар способен удовлетворить его потребности.
Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных категорий потребителей (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди, мужчины, женщины и.т.д.) и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. При этом часто решающую роль играют такие факторы, как престиж фирмы, патентоспособность продукции, уверенность потребителя в длительном времени сохранении продукцией своих первоначальных качеств, доступность и уровень сервисного обслуживания и т.п.
При большом количестве факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции, важнейшими из них являются:
– полезность для покупателя,
– цена товара. Понятно, что при равном уровне качества и полезности, потребитель купит товар по более низкой цене. Исключением является престижные товары, создаваемые для узкой части потребителей с высокими доходами, для которых цена не имеет значение, а имеет значение престиж статус товара,
– инновативность продукции, то есть ее новизна, оригинальность от других аналогичных товаров.
Товар, находящийся на рынке, проходит там проверку на степень удовлетворения потребностей. Покупатель выбирает и покупает тот товар, который максимально удовлетворяет его потребности, а масса покупателей, выбирая на рынке определенный товар, показывает, что именно этот товар наиболее полно соответствует общественным потребностям по сравнению аналогичными товарами конкурентов. Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени. Причем, у каждого покупателя имеются собственные критерии определения своих потребности индивидуальный субъективный оттенок. Относительность конкурентоспособности можно пояснить на примере одежды и обуви. Этот вид товара в значительной мере подвержен колебаниям спроса от моды, рекламы, возраста покупателей, социального положения и.т.п. Скажем фасон пальто, хорошо покупаемый в этом году, в следующем году может выйти из моды и перестать пользоваться спросом у покупателей, хотя качество изделия останется неизменным.
Чтобы удовлетворить свои потребности, покупателю недостаточно приобрести товар, если это технически достаточно сложное изделие – прибор, машина и.т.п., то покупатель несет расходы по эксплуатации – на оплату электроэнергии, воды, подключение, ремонт, накладку, труда обслуживающего персонала, покупку расходных материалов и.т.п.
Экономической составляющей конкурентоспособности продукции является цена потребления данного товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, эксплуатации и сервисного обслуживания.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, например продажная цена автомобиля составляет не более 20% цены потребления, самолета 12% принтера 10%. Отсюда конкурентоспособным будет не тот товар, который имеет низкую продажную цену, а тот который имеет низкую цену потребления.
Но этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этого интереса, в данной конкретной ситуации не рассматриваются и не принимаются во внимание при выборе продукции. Повышение каких либо показателей качества, без учета пожеланий и потребностей потребителя, с повышение стоимости изделия может привести к понижению конкурентоспособности продукции, так вновь полученные повышенные свойства изделия не интересуют потребителя.
Конкурентоспособность товара определяется в отличие от его качества, набором тех конкретных свойств, представляют заметный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики в расчет не принимаются. По этим соображениям товар с более высоким уровнем качества может иметь более низкую конкурентоспособность, если его цена повысилась, а новые качественные свойства не интересуют потребителя. Здесь действует правило маркетинга: «Никто не хочет платить за низкое качество, но никто не будет платить за лишнее качество».
Любой товар со временем начинает терять потенциал своей конкурентоспособности, это естественный процесс и остановить его невозможно, можно только замедлить. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, чтобы вовремя уловить момент снижения конкурентоспособности товара, для принятия мер. Это может быть модернизация товара, снижение продажной цены, проведение рекламной компании, снятие с производства и.т.д.
Понятие конкурентоспособности продукции шире понятия качества и технического уровня. Последние являются только составляющими, хотя и главными, понятия конкурентоспособности. Как было показано, конкурентоспособность также определяется характером эксплуатации, расходами ресурсов, модой, категорией покупателей и.т.д. Конкурентоспособность является главной целью любого производства, конкурентоспособность является в большой мере понятием маркетинговые цели, во главе всей действий должны стоять интересы покупателя-потребителя. Вся деятельность предприятия должна строиться на принципе: «Надо стараться производить то, что можно продать, а не стремиться продавать то, что можно производить».