2.3.1. Структурно-функциональный и воспроизводственный аспекты оценки качества, конкурентоспособности спортивно-оздоровительных услуг
Рассмотренные показатели конкурентоспособности, качества товаров, работ, услуг при достаточно большом разбросе мнений специалистов по данной проблематике могут быть систематизированы с учетом структурно-функционального подхода, применяющегося при анализе, в том числе, экономических, социальных систем.
При структурно-функциональном подходе целесообразно «членение» системы поэлементно с учетом специфики выполняемых элементом функций. В частности, конкурентоспособность, качество спортивно-оздоровительных услуг в этом случае будет разноситься по слоям (уровням) связей (отношений): внутри- и внешне организационным.
Помимо этого данная классификация позволяет разносить связи (отношения) по возможности управленческого воздействия на систему.
Эта же классификация позволяет разносить связи (отношения) по наиболее значимым социальным признакам общества: отношения собственности со всем многообразием их проявлений и реализаций, в том числе и один из элементов данных отношений – доход, структура расходов, потребительские предпочтения и т.п.
Иначе, классифицировать конкурентоспособность, качество услуг с позиции отношений собственности (собственников). Этот слой классификационных отношений при исследовании трех выбранных спортивно-оздоровительных комплексов г.Красноярска представляет достаточный научный интерес, т.к. дает достаточно отличные три классификационных оценки к показателям конкурентоспособности и качества услуг.
Классификация конкурентоспособности, качества спортивно-оздоровительных услуг в соответствии со структурно-функциональным подходом должна проводиться при учете уровня (среза) отношений, связей планирования, организации, управления.
Значение этой классификационной группы важно, т.к. именно этот слой (срез) отношений наиболее изменяемый. Именно через эти отношения, с помощью этих отношений реализуются управленческие цели, задачи, осуществляется в большей или меньшей степени эффективность управления, а соответственно реализуется весь комплекс маркетинговых, коммерческих целей деятельности, функционирования, развития и воспроизводства любой организации, в том числе, предоставляющей спортивно-оздоровительные услуги.
Классификация услуг при структурно-функциональном подходе не может не учитывать слоя (среза) связей, отношений технико-экономических, технолого-экономических. В различных научных публикациях даются практически тождественные пояснения того, что обозначается данными понятиями, но терминологически данные отношения, связи называются несколько отлично.
Эти связи (отношения) позволяют учитывать при оценке конкурентоспособности, качестве услуг то непреложное обстоятельство, что услуга при всем ее теоретическом и т.п. понимании, тем не менее всегда должна быть доведенной до конкретики ее предоставления, совершенно конкретным, работающим, отдыхающим представителям конкретных трудовых коллективов, конкретных неформальных сообществ ( в том числе социальных групп устойчивых по ряду непроизводственных интересов), социальных групп, желающих, имеющих возможности проведения активного досуга в закрытых спортивно-оздоровительных комплексах. Это своеобразные «клубы», в том числе по предпринимательским, бизнес интересам).
Именно этот слой (срез) связей, отношений часто «снимает» объективно существующие проблемы различий между разными пользователями услуг, позволяя исключить из классификационных характеристики конкурентоспособности, качества услуг «жесткость» требований отношений собственности отойти от гипертрофии социально-классовых классификаций индустриальных экономик и ошибочной сведенности всей социально-экономических отношений только к отношениям собственности.
Качество и конкурентоспособность услуг при данной классификации будет ориентироваться на сопричастность к стратификационному, динамичному изменению, которые происходят в разных группах общества, с разной степенью интенсивности.
Иначе, при учете этого слоя (среза) отношений конкурентоспособность, качество услуг должны будут учитывать динамику социально перспективного развития прежде всего предпринимательских, бизнес структур, решающих ряд системных задач современного этапа российского общества: развитие инициативы, ориентация на инновации, инвестиции, самозанятость и т.п., что в комплексе рассматривается как механизм постепенной переделки работника, особенно в тех его отраслевых, профессионально-квалификационных и образовательных составляющих, которые оцениваются представителями Российского, зарубежнего бизнеса и государством как малоперспективные (анализ социально-экономической привлекательности региональных структур работника для динамики в экономическом развитии регионов и т.п. обстоятельно рассматривается в работах:……………………….).
Необходимо отметить, что при всей дискуссионности о направлениях, формах, методах изменения работника, его различных компонентов, направлениях, формах личностного развития и т.п. нельзя упускать из внимания методологический ориентир – все обозначенные характеристики работника – это одновременно и характеристики существовавшего, существующего строя экономических отношений и как их основы – отношений собственности.
Произошедшие и происходящие изменения отношений собственности, различных организационных, правовых механизмов ее реализации требуют иного работника, способного соответствовать формирующемуся строю «атомистичных» социально-экономических отношений, с их сложным механизмом само региональной и государственной настройки, как монетарными, так и иными методами бюджетно-налогового, административного и т.п. регулирования.
Использование данного подхода позволяет проводить оценку качества, конкурентоспособности услуг при обязательном условии обратной связи с потребителем услуг, который при сравнительном анализе с потребителем подобных услуг стал предъявлять значительно больше требований к качеству услуг и соответственно к конкурентоспособности, так как общее количество спортивно-оздоровительных комплексов за последнее десятилетие не только увеличилось, но и существенно модифицировалось за счет реконструкций, модернизаций ряда комплексов, а так же строительства новых спортивных комплексов.
В этом случае появляется возможность и необходимость в полном смысле использовать классификационное понятие «продвижение спортивно-оздоровительных услуг» в закрытых спортивно-оздоровительных комплексах. Продвижение, которое имеет много-аспектное наполнение: маркетинговое, коммерческое, экономическое и т.п. смысловое наполнение включает как минимум два компонента:
2. Достижение экономического результата. Экономический результат в данном случае – это не только рентабельность инвестиций в спортивно-оздоровительные комплексы, что, безусловно, значимо. Экономическая эффективность – это и эффективность прежде всего воспроизводства работника, адаптированного к условиям: рынка, отраслевым, территориальным, профессионально-квалификационным изменениям рабочей силы, а также социальных условий жизнедеятельности работников в городах с их современным ритмом и.т. Эта эффективность долгосрочная при том условии, что получение экономического эффекта разносится между несколькими участниками процесса: работником, предпринимателем, государством, семьей, как социально-экономической единицей воспроизводства.
Достижение 1 может быть единовременным, разовым, после чего установленная связь никогда больше не будет использоваться в управленческих технологиях продвижения услуг. Причем, необходимо иметь в виду, что концептуально маркетинговые технологии современного этапа формирования, развития работника все более учитывают современные маркетинговые концепции управления, в том числе услугами.
Достижение 2 может иметь как минимум три исхода, которые будут укладываться в классификационные характеристики: простого, расширенного, сужающегося воспроизводства хозяйственно-коммерческой деятельности первичного звена воспроизводства.
При этом воспроизводственном подходе начинают появляться те проблемы и одновременно условия их решения, т.е. предпосылки механизма управления современным работником, которые только при использовании структурно-функционального подхода не позволяют понять специфику экономической, социальной системы и отчленить ее от иных систем, в том числе систем жестко-детерминированных, систем с явно выраженной коммерческой направленностью.
Без воспроизводства, воспроизводственного подхода классификация услуг по конкурентоспособности, качеству выпустит из управленческого «поля» проблем весь комплекс управленческих решений экономики предприятия, организации, что с неизбежностью приведет к потере фактически существующего, реального субъекта коммерческих, маркетинговых отношений по поводу создания, доведения и т.п. спортивно-оздоровительных услуг до потребителей.
В соответствии с поставленной целью дипломной работы, изученной специальной научной литературой по данной проблеме, предложенным собственным подходом к классификации спортивно-оздоровительных услуг при учете структурно-функционального и воспроизводственного подходов предлагается для повышения эффективности управления продвижением услуг использовать частные и интегральные показатели качества, конкурентоспособности спортивно-оздоровительных услуг.
Спортивно-оздоровительные услуги, предоставляемые спортивно-оздоровительными комплексами закрытого типа относятся к социально значимым услугам, что предполагает, что при оценке качества и конкурентоспособности приоритет должен отдаваться неэкономическим, социальным показателям. Хотя, сами спортивно-оздоровительные услуги при возрастающей специализации, получающих их, с неизбежностью становятся или могут становиться профессиональными участниками высоко-конкурентных рынков труда:
А. Рынок труда игровых видов оказания спортивных услуг.
Б. Рынок труда специализированных видов спортивно-прикладных услуг, таких как: различные виды спасательных работ на водоемах, спасательных работ в режиме работы МЧС; специальные восстановительные работы в различных средах: водоемы(прокладка кабелей, ремонт кабелей; проходческие работы и т.п.).
В. Рынок труда высококвалифицированных работников, занятых в структурах МВД.
Г. Рынок труда высококвалифицированных работников, занятых в отрасли туристического бизнеса.
Д. рынок труда высококвалифицированных работников, занятых в отраслях шоу-бизнеса и т.п.
Получение высокоспециализированных спортивно-оздоровительных услуг данными работниками имеет очевидно выраженный коммерческий эффект или эффекты, связанные с минимизацией существующих в данных видах профессиональной деятельности рисков.
Эти показатели включают четыре группы:
1. Показатели условий обслуживания.
2. Показатели доступности.
3. Показатели результативности услуги.
4. Показатели культуры обслуживания.
В первую группу показателей входят частные показатели:
1. Состояние и внешний вид помещения(ий) спортивно-оздоровительных комплексов.
А. Внешний вид здания.
Б. Наличие раздевалки(гардероба).
В. Соответствие нормативным требованиям микроклимата в помещениях, в чтом числе: в игровых залах, бассейне, тренажерном зале и т.п.
- освещенность;
- оптимальная температура воздуха;
- оснащение спортивных залов;
- температура воды в бассейне;
- соответствие хлора в воде или технология ионизации воды;
- наличие современной мебели.
2. Месторасположение предприятия.
А. Приближенность к потребителям услуг.
Б. Удобство подъезда к спортивно-оздоровительному комплексу.
В. Удобство парковки личного автомобиля.
Г. Безопасность(гарантии) при парковке личного автомобиля.
Д. Наличие дополнительных услуг припаркованного автомобиля (прогрев в зимний период; мойка кузова в весенне-осенний период; уборка салона автомобиля всесезонно).
3. Оснащение спортивных залов современным технологическим оборудованием.
А. Наличие современного оборудования игрового зала.
Б. Наличие современного оборудования бассейна.
В. Наличие современного оборудования тренажерного зала.
Г. Наличие современного оборудования для предоставления дополнительных услуг.
Д. Наличие современного оборудования для предоставления сопутствующих услуг.
Е. Наличие современных технологий создания основных, дополнительных, сопутствующих услуг.
4. Санитарно-гигиенические условия по:
А. Игровому залу.
Б. Бассейну.
В. Тренажерному залу.
Г. Залам по оказанию дополнительных услуг.
Д. Залам показанию сопутствующих услуг.
Вторая группа показателей. Показатели доступности.
1. Затраты на получение услуг(игрового зала):
2. Затраты на получение услуг(тренажерного зала):
3. Затраты на получение услуг(бассейна):
4. Затраты на получение сопутствующих услуг:
5. Затраты на получение дополнительных услуг:
Затраты времени на
Третья группа показателей. Результативность услуги.
Формированию ассортимента спортивно-оздоровительных услуг предшествует разработка спортивным комплексом ассортиментной концепции.
Ассортиментная концепция – это управляемое построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения спорт.комплекса.
В основе товарного предложения приняты:
1. Потребительские требования определенных групп пользователей услуг.
2. Наличные и развиваемые предпочтения пользователей по: основным, дополнительным, сопутствующим услугам, т.е. исследуемые в работе показатели конкурентоспособности и качества услуг.
3. Производственные мощности спортивных комплексов.
4. Атмосфера, в которой предоставляется спортивно-оздоровительная услуга.
-Атмосфера гостеприимства.
-Атмосфера доброжелательности.
- Атмосфера приветливого отношениями к посетителям.
- Атмосфера недоброжелательности.
5. Умение персонала предвидеть потребности и спрос.
- Способность анализировать предпочтения потребителей.
- Способность прогнозировать изменения предпочтений потребителей.
- Способность формировать ассортимент предлагаемых услуг.
При расчете показателей товарного ассортимента будет использовано следующее:
1. Формированию ассортимента спортивно-оздоровительных услуг предшествует разработка спортивными комплексами ассортиментной концепции.
2. Ассортиментная концепция – это управляемой построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения спор. Комплекса.
3. В основе товарного предложения приняты6
А. Потребительские требования определенных групп пользователей услугами.
Б. Наличные и развиваемые предпочтения пользователей по: основным, дополнительным, сопутствующим услугам, т.е. исследуемые в работе показатели конкурентоспособности, качества услуг.
В. Производственные мощности спортивно-оздоровительных комплексов.
Г. Финансовый, коммерческий потенциал спортивно-оздоровительных комплексов.
Д. Кадровый потенциал спортивно-оздоровительных комплексов.
1. Широта ассортимента – это количество ассортиментных групп, составляющих товарную номенклатуру спортивно-оздоровительного комплекса.
2. Полнота ассортимента – это общее число отдельных видов товаров, составляющих номенклатуру каждой ассортиментной группы.
3. Глубина ассортимента – это количество вариантов каждого вида товара.
4. Устойчивость ассортимента – это способность ассортимента сохранять заданную амплитуду колебаний числа наборов товаров (услуг).
5. Степень обновления ассортимента – это способность спортивно-оздоровительных комплексов удовлетворять потребности потребителей на более высоком уровне, предлагая товары (услуги) с новыми потребительскими характеристиками, исключая виды продукции. теряющей рыночные ниши, или доля новых товаров (услуг) в структуре производства (реализации).
Показатели устойчивости, обновления ассортимента определяют динамику спортивно-оздоровительных комплексов, т.е. их адаптивность к изменениям внешней среды (прежде всего рынка).