2.1. Под конкурентноспобностью товара (услуги) понимают возможность товара выдерживать сравнения с подобными товарами других производителей, быть проданным по ценам не ниже среднерыночных.
При определении конкурентоспособности используют технико-экономические показатели, которые характеризуют его конкретную общественную потребность. Конкурентоспособность зависит, определяется рядом факторов:
1) Формами торговли (оптовая, оптово-розничная, розничная и т.п.)
2) Методами торговли (торговля через прилавок, свободный доступ к товарам, смешанные методы)
3) Рекламы
4) Соответствия требованиям рынка
5) Условиями поставки
6) Сроками поставки
7) Видами транспортировки
8) Видами расчетов и платежей
9) Формами расчетов и платежей
При определении уровня конкурентоспособности выбирается изделие-эталон для сравнения показателей.
При анализе конкурентоспособности товара отдельно изучается ценовой компонент.
В качестве расчета определяют конкурентоспособность на основе индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим показателям.
В научной, специальной, маркетинговой и коммерческой литературе присутствуют около двух десятков относительно самостоятельных определений конкурентоспособности.
Такими авторами как Г.И. Фельдман, Н.Ю. Круглова, Л.П. Дашков и др. главным признаком конкурентоспособности продукции выявлено достижение коммерческих целей функционирования предприятий.
Такими авторами как Л.В. Ведрицкая, В.П. Кокарев, Н.К. Моисеева, В.А. Такташов и др. главным признаком этого понятия выделено: соответствие товара требованиям определенного рынка или конкретной группы потребителей.
Такими авторами как М.Х. Мескон, Д.И. Баркан, М.И. Круглов определяющим признаком выявлена степень превосходства товара над аналогами по оценкам потребителей.
Такие авторы как И.В. Сергеев, П.Ф. Друккер, Р.А. Фатхуттдинов главным признаком конкурентоспособности товара определен уровень удовлетворения потребностей покупателей.
Такими авторами как В.Е. Швец, В.В. Акрепилов, Б.А. Райсберг, Н.А. Сафронов и др. определяющим признаком этого понятия выявлено соотношение между ценностью продукции по оценке потребителя и ее стоимостью.
Конкурентоспособность может быть охарактеризована через такие характеристики, как:
· Многоуровневая
· Динамичная
· Зависит от конъюнктуры рынка
· Зависит от интенсивности конкуренции
· Является объемлющей категорией, в которую входит качество
· Зависит от маркетингового продвижения товара и т.п.
Показатели оценки конкурентоспособности товара(услуги) должны учитывать как экономический, коммерческий, так и социальный эффекты. Эти показатели могут существенно отличаться при оценке конкурентоспособности различных групп товарного ассортимента.
Это, в конечном счете, будет зависеть от эластичности спроса по доходу, эластичности спроса по цене, эластичности предложения, перекрестной эластичности по цене, сложившихся традиций потребления, существующих социальных структур общества, сформированного и формирующегося стиля, образа жизни.
Конкурентоспособность может исчезнуть при перемещении конкурентоспособного товара(услуги) с одного рынка на другой. Это свидетельствует, что конкурентоспособность не только технолого-экономическая характеристика товара, но и социальная характеристика, которую воспринимают или нет различные потребители, с учетом сложившихся традиций и т.п.
Конкурентоспособность, в конечном счете, должна предоставить пользователю полезность и быть им субъективно оценена. В специальной литературе разработаны определенные параметры (частные показатели), которые могут использоваться для оценки различных характеристик товара. К таким параметрам принято относить:
1. Функциональное назначение (применимость продукции, функции, которые данная продукция способна выполнить)
2. Надежность (соответствие различным стандартам, техническим регламентам и нормам законодательства)
3. Экологические параметры (минимальное нанесение вреда окружающей среде и т.п.)
4. Эстетические параметры (рациональность форм восприятия товара и т.п.)
5. Эргономические свойства товара (удобство продукции в соответствии с функциональными возможностями организма)
6. Психологическими, антропометрическими, гигиеническими и физиологическими
8. Экономические параметры (эффективность данной вещи при ее использовании, затраты на эксплуатацию, ремонт, транспортировку, приобретение, установку, обслуживание и т.п.)
При определении конкурентоспособности товара(услуги) выбираются конкретные товары или их наборы. Товарный ассортимент, должен оцениваться экспертами по предложенным показателям, но с учетом специфики приоритетности этих показателей по каждой товарной группе.
В экспертные группы для определения конкурентоспособности товаров (услуг) привлекаются: представители от производителей услуг(тренеры, тренеры-методисты; специалисты по дополнительных услугам), представителей от оптовых и розничных торговых предприятий(специалисты по товарному ассортименту соответствующего профиля), представителей, оказывающих узкоспециализированные услуги, представители от различных групп потребителей( разновозрастные группы, разно социальные группы, разные группы по отношению к стилям, образу жизни).
Данные эксперты получают специально разработанные анкеты по оценке различных параметров конкурентоспособности, с учетом приоритетов оцениваемых показателей. В анкете может указываться: важность, дифференциация, характерность того или иного атрибута при оценке услуги.
Существующие формализованные зависимости для аналитического расчета дифференциации атрибута и характерности атрибута (дифференциация атрибута рассчитывается по формуле стандартного математического отклонения по генеральной совокупности
D =√ [n•∑x2-(∑x)2] / [n2], где
x – значениеатрибута i, n – количество атрибута i.
Характерность Н атрибута i рассчитывается по следующей формуле:
H= (V1 х D1) / (V1 х D1 + V2 х D2 +… + Vmх Dm),
где V – важность атрибута; D – дифференциация атрибута ; m – количество атрибутов.
Затем рассчитываются интегративные показатели, определяющие конкурентоспособность каждой из предлагаемых услуг. В качестве таких показателей используют индекс конкурентоспособности и балл конкурентоспособности, которые позволяют определить рейтинги предлагаемых спортивно-оздоровительных услуг по конкурентоспособности с учетом разных групп потребителей.