Каждая душа развивается под влиянием своей собственной отдельной личности, но она следует по пути к осуществлению своей Божественности не одна, но совместно с другими душами, которые она учится любить. Истинная связь любви между ними сохраняетсянавсегда, и каковы бы ни были их земные оболочки, истинная любовь пробьется через них, как искра, от одной души к другой. Физическое родство не так важно: сила истинной любви всегда проявится как Любовь и Служение — каков бы ни был земной проводник души, намеченный для нее Владыками Кармы.
Проследим два примера таких встреч, разделенных веками, — две легенды о вечной Любви.
В первом примере души Л, К и Б связаны между собой тесными узами любви, выкованными за многие прошлые жизни. Л и К принадлежат к тем типам душ, которые имеют 1200-летнее пребывание в потусторонних Мирах, тогда как Б принадлежит к типу, имеющему промежуток лишь в 700 лет между двумя жизнями на земле. Ясно, что Л и К не могут участвовать во всех жизнях Б. В течение этого времени, когда Б имел 32 воплощения, Л имел только 20, а К — 24. Л встречается с Б, и они становятся мужем и женой, но в этой жизни они не встречают К. Когда Л рождается вновь, он становится мужем К и шурином Б, но в промежутке Л и Б оба имели по одной жизни, в которой они не встретили К.
В течение 32 жизней Б встречает Л 12 раз, тогда как Л и К вместе он встречает только 8 раз. Связь между Л и Б особенно сильна: каковы бы ни были их физические взаимоотношения — как мужа и жены, или жены и мужа, или как брата и сестры, или как влюбленных, которым не улыбается судьба, и они не могут вступить в брак, — всегда душа говорит душе. В одной из жизней К в женском воплощении удочеряет маленькую девочку Л, позднее Л в мужском воплощении усыновляет маленького мальчика К.
Во втором примере можно проследить, как различно проявляются узы любви, существующие между Р и Д в течение 14 жизней, когда они встречаются.
Когда Р меняет пол и два раза воплощается женщиной, любимый ею субъект в первом случае воплощается как сын, во втором — как ее муж. Когда Д меняет пол и в течение трех жизней воплощается мужчиной, он в третьей жизни встречает Р, тоже мужчину, и между ними возникает чувство необычайной взаимной симпатии и дружбы. В другом воплощении Р — cвященник, и к нему приносят маленькую девочку сироту (Д) для посвящения в храм; через короткое время между ними возникает чувство горячей дружбы, и священник становится ее духовным отцом и руководителем. Затем является жизнь, когда они вновь муж и жена. В двух следующих жизнях любовь вновь загорается в их сердцах, но их чувство протекает при тяжелых условиях. Следует жизнь, когда Д не встречается с Р, и лишь в новом воплощении они опять соединяются как муж и жена.
В настоящей их жизни они не встретились, но поставлено ли в Плане Владык Кармы жить им врозь или вновь соединиться — все равно узы любви между душами остаются сильными и неразрывными; и, несомненно, что они вновь встретятся в следующих жизнях — как супружеская чета, или как отец и сын, или как друзья. Во всяком случае они впредь будут встречаться любящими друг друга, способными проявлять всю многогранность любви, которая выражается преданностью и самопожертвованием ради любимого, — независимо от проводников, которые им будут присуждены Владыками Судьбы.
НАКОПЛЯЕМ СОКРОВИЩА
Цель многообразного опыта многочисленных жизней человека — раскрытие многообразных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас, в потенциальном состоянии, сил, красоты и величия, которыми Единая Жизнь наделила каждого из нас. Индивидуальность человека слагается веками в продолжение многих жизней — его стремления и его способности есть результат накопления прежних жизней. Новая жизнь дается ему для того, чтобы он совершенствовал свою индивидуальность, чтобы прибавил нечто положительное в Чашу накоплений — в этом смысл человеческой жизни на земле и в этом цель перевоплощения.
Наблюдаемая разница в способностях есть результат большего или меньшего развития, большей или меньшей зрелости человеческой индивидуальности. Резкие различия в умственных или нравственных задатках, которые постоянно встречаются внутри семьи, объясняются тем, что умственные и нравственные качества принадлежат самой индивидуальности. Среди духовных странствований человек накопляет свойгруз, который хранит среди своего сознания. В детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания, называются спящей мудростью.
Так называемый дар распознавания не есть дар, но следствие трудов и опыта — распознавание приобретается многими накоплениями. Воображение есть отражение прежних опытов. Человек познал многие положения и тем утончил суждение свое. У некоторых людей чрезвычайно развито терпение, тогда как другие совершенно лишены этого качества. Причина в том, что обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Терпение (не путать с равнодушием! — Ред.) принадлежит к качествам, особенно трудно заработанным, как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный труженик, но нетерпеливый — новичок в жизни.
Весь опыт прежних жизней и знание их сохраняется в «Чаше» — одной для всех воплощений, которая находится в непреходящем теле, в бессмертном человеке. Помнить о своих прежних жизнях может лишь человек высокодуховного развития. Лишь для ученика Учителя Мудрости наступает однажды такой момент, устанавливаемый Учителем, когда для него становится доступным понимание многих тайн, в том числе и тайн своих прежних жизней. Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого в земном существовании — только перейдя за грань земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда открывается Чаша накоплений: память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей своей справедливости — нетленное накопление может оказаться истиннымСокровищем.
Преждевременное знание воплощений очень вредно для восходящего духа, потому оно так мудро сокрыто Природою, действующей всегда и во всем по Законам Целесообразности. Часто преждевременное знание своих воплощений может остановить дальнейшее восхождение, ибо оно способно ввергнуть дух в бездну отчаяния, в случае раскрытия какого-либо предательства в прошлом, или же усилить САМОМНЕНИЕ —одно из самых преграждающих качеств на Пути.Поэтому следует благословлять мудрый покров тайны, тем более, что по мере восхождения дух сам снимает покров этот, видит свои воплощения, и смысл их становится ему понятен. В сущности, не все изглаживается из памяти человека, когда он появляется для новой жизни на земле.
В первые годы жизни многие дети полны воспоминаний о прежней жизни, также о пребывании между земными жизнями. Иногда они рассказывают о себе странные вещи, на которые не обращают внимания или относятся, как к фантазиям.
Кое-какие воспоминания из прежней жизни бывают и у взрослых людей.
Когда человек бывает поставлен в условия, аналогичные тем, которые были с ним однажды в одной из прежних его жизней, то по ассоциации идей он может вспомнить подходящее событие из прежней жизни, соответствующее обстановке текущей жизни. Только не все способны дать правильную оценку такому воспоминанию. Человеческая эволюция есть эволюция сознания.
Можно сравнить эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая бусинка которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа.
Но ближе представить себе эту эволюцию, как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который изменяет весь состав.
Можно рассматривать ряд воплощений, как ряд отдельных жизней, но лучше смотреть на смену воплощений, как на одну жизнь. Промежутки между воплощениями можно называть сном или днем. В прошлом мог быть это сон, в будущем — это день. Это зависит от успеха эволюции.
«Мы не умрем, но изменимся», — как же еще яснее сказать о вечнойжизни?
Неумирающий человек! Феникс, возрождающийся из пепла, Заповедан издревле.
Жизнь не прекращается. Поняв это, совершенно изменится отношение к земному существованию. Зная всю непреложность и вечность жизни, можно идти без страха. Поняв неистребимость сущности нашей, можно эту ценность положить на чашу весов.
Только познанием краткости Пути здешнего можно понимать величие Беспредельности и научиться совершенствованию духа. Лишь понимание единства Пути заставит людей жить Красотою и умирать как путники, продолжающие свое странствование.