В предыдущей легенде было рассказано, как человек после смерти в Плотном Мире и жизни в Тонком и Огненном снова возвращается на землю для следующей жизни. Так повторяется жизнь каждого человека. Надо вдуматься в слово Человек — оно означает Дух и Чело, проходящее веками. В одном слове выражена вся смена воплощений, вся ценность сознания.
Бесконечным рядом последовательных жизней человек приобретает все более и более полный жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, то есть во время нахождения в Мире Огненном, претворяется в способности и характер человека. С этими способностями и этим характером, который создался в предыдущих жизнях, человек является в новую жизнь, — причем всякая новая жизнь, продолжая предыдущую, начинается с той ступени развития, на которой человек остановился в предыдущей жизни. Так развивается его сознание. Эта эволюция сознания каждого человека происходит по определенному Плану, который состоит в раскрытии его дремлющей Божественности. Выполняя этот План, человек изживает свои отдельные жизни, и каждая его жизнь — как бы один день в Школе Вечной Жизни. Так, люди, наставляемые Великими Учителями Мудрости, учат уроки, необходимые для перехода из одного класса в другой.
Для молодой души, недавно вышедшей из животного состояния, План учения — эгоизм, с его неумолимо настойчивым «я хочу это» — чтобы усилить центр ее индивидуальности. Так учатся люди первого класса. Они еще совершенно не развиты, их умственное развитие только в зачатке, они не умеют обуздывать свои буйные страсти, свою грубую природу. Рождаются они среди дикарей и в полуцивилизованных расах, а так же в отсталых и преступных типах цивилизованных обществ. Они воплощаются много раз подряд в одной и той же подрасе, имеют небольшой перерыв между воплощениями, хотя и могут быть задержаны на долгое время в низших областях Тонкого Мира. Но после многих жизней в классе дикарей план меняется, и урок, который человек должен постепенно выучить, это не «я», а «мы», — он должен теперь научиться делиться с другими, а не требовать для себя одного.
Второй класс — это люди заурядного развития, с ограниченным мировоззрением, умственный горизонт их не выходит за пределы семьи, их государства или национальности. Перевоплощаются много раз в одной и той же подрасе, имеют небольшой отдых в Небесных областях, продолжительность которого зависит от достигнутых в жизни успехов в своем духовном развитии. Эти два первых класса — «дикарей» и «цивилизованных» — представляют собой более девяти десятых всего человечества.
Затем приходит следующая стадия духовного развития, когда желание разделить бремя других становится основной нотой в жизни человека. «Дайте мне помочь вам», — так говорит План Логоса сердцу человека, стремящемуся к духовности. Третий класс — это культурные люди, которые стремятся к высоким целям, имеют высокие идеалы; их умственный горизонт расширился до понимания единства человечества. Перевоплощаются они два-три раза в каждой подрасе. Срок между воплощениями различный и может продолжаться до столетий и тысячелетий — в среднем 700-1200 лет.
Четвертый класс — ученики Учителей Мудрости, сознательно творящие свое будущее. План Логоса для ученика — жить во имя своего Учителя, становясь с каждым днем все более благородным стражем и более сознательным проводником той благодати, которую Учитель создает для Мира. Ученики добровольно отказываются от продолжительного блаженства в Мире Огненном, на которое имеют Право, и для того, чтобы ускорить свою эволюцию, перевоплощаются тотчас после смерти. Каждый из них имеет Учителя, который сам выбирает для него семью и условия, в коих он должен родиться.
На самой последней ступени, на ступени Учителя Мудрости, План Логоса завершается вполне, и душа живет в невыразимом единстве человека и Бога. «Не своей воли ищу, но Воли Отца», — молитва его действия. Пятый класс — едкие цветы человечества, которые закончили свою человеческую эволюцию и, достигнув богочеловеческого состояния, Руководят нашей эволюцией. Они не нуждаются в перевоплощениях и воплощаются лишь по своему желанию для цели эволюции и Блага человечества. Когда Учитель принимает рождение, Он сам решает, где и когда ему родиться, ибо Он абсолютный Хозяин своей судьбы.
Итак, сроки пребывания в иных Мирах чрезвычайно различны — условия могут меняться от нескольких месяцев до тысячелетий. Все зависит от развития и зрелости человека.
Всякая жизнь есть определенный урок, определенное Задание, которое нужно выполнить. Если человек был успешен в разрешении Поставленных ему Задач, он двигается в своей эволюции быстро; если он менее успешен, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которых он не показал успеха.
ШАГАЕМ ПО ЭПОХАМ
Коренные Расы и их подрасы выполняют свои роли в драме Жизни, чтобы дать нам опыт. Вот почему Иерархия вносит в подрасы физические различия и помещает их то среди гор, то по берегам морей; вот почему Иерархия посылает в подрасы различные аспекты Единой Истины, выраженные в религиях и философиях, которые появляются в различных подрасах под Ее Руководством.
Представим себе душу, рождавшуюся поочередно в каждой подрасе, начиная со дня рождения в первой подрасе атлантов, — какой своеобразный опыт будет у души, воплощенной в примитивном великаноподобном человеке! И как различен будет этот опыт во второй подрасе — у души горца молчаливого, выносливого, чуткого к переменам солнца и облаков. Воплотившись в толтека — в Атлантиде или Перу, она будет иметь опыт администратора в одном из удивительнейших патриархальных управлений, которые составляли славу толтеков. Такой администратор взял бы на себя всю тяготу забот о благосостоянии какой-нибудь деревни или провинции, учась при этом подавлять свою личность в пожизненном служении своим согражданам.
В качестве туранского колониста душа привыкает странствовать в поисках новых земель и бороться с природой на новых поселениях. В качестве воинственного первобытного семита она научается быть прежде всего бойцом, развивающим быстроту решений и сознающим, что его жизнь принадлежит не ему самому, а племени. Как мореплаватель и торговец в аккадийской подрасе, человек познает магическую силу моря, он познает необходимость учитывать психологические моменты в распределении товаров и разовьет умственную силу в деловом соревновании. А затем как китаец-земледелец, не оставляющий никогда фермы, унаследованной от предков, так близко узнает он немногочисленных жителей своей деревни, деля их заботы и горести и научаясь познавать внутренний смысл жизни вдали от шума войн и торговли.
Следя за странствиями души в ее новых рождениях, остановимся на ее появлении среди Пятой Расы. Наверное, жизнь в Индии оставила свой неизгладимый отпечаток в ней, дав ей нечто от присущего индусу философского и отвлеченного взгляда на жизнь. А ранее, в Древнем Египте, среди его практичного и счастливого народа, не отдававшегося мечтам, она развивала другую сторону природы своей.
И если бы человек родился арабом в самом сердце пустыни, неужели эта пустыня не оставила бы в его душе своего отпечатка, снабдив ее тонкою чуткостью, ощущением невидимой жизни в природе и ее величия?
В качестве иранца, рожденного в цивилизации, направляющей его усилия к успеху в торговле, он должен был научиться изобретательности, инициативе и честному ведению своего промысла.
Затем как кельт, возможно, как грек в Афинах, — какое новое восприятие возникнет у него! — уверенного, что боги повсюду, как в воде, так и на суше; уверенного в своем божественном происхождении, рожденного для того, чтобы преобразить жизнь в искусство, имея идеалом всестороннее знание, которое развивает цельность природы и здоровое настроение сердца.
Как римлянин — твердый в уверенности, что религия, семья и государство представляют одно целое, и с глубоким чувством законности и готовностью подчиняться закону, чтобы научиться искусству управлять. Либо как француз или итальянец, чутко и быстро отвечающий на эмоции, увлекающийся идеями помимо всяких материальных соображений.
А затем, рожденный как представитель Тевтонской подрасы в Скандинавии или Англии, или же в Америке. Какие новые способности может приобрести его душа в добавление к уже имеющимся свойствам? Практичность и, благодаря научным исследованиям, способность сверхличного суждения, добросовестность в деловой сфере и индивидуализм. А разве Бетховен, Вагнер и Шекспир не дадут ему нового понимания жизни?
О будущей подрасе — шестой — возникающей теперь в России и других новых местах, мы уже можем предсказать некоторые качества: чувство братства и новое понимание отношений между родителями и детьми, сотрудничество в делах и материальной эволюции, интуиция, умение подходить по-новому к мировым проблемам, освобождение от традиций старого мира, любовь к солнечному свету, свежему воздуху и ко всему, что сближает людей.
Представим себе также, как различны должны быть опыты души в тех же самих подрасах, если она воплотится в теле женщины, выполняя женские обязанности — в ней разовьются новые чувства и новые точки зрения, без которых душа была бы, наверное, беднее. И так как человек должен обладать не только качествами, присущими людям различных положений и состояний, но и качествами, присущими различным полам, то он воплощается то в мужском, то в женском теле. Число воплощений, мужских и женских, зависит от способности души претворять добытый жизненный опыт в способности. Обычно бывает не более семи и не менее трех воплощений подряд в одном поле.
Так возвышаются и падают цивилизации, развивая в людях то или иное качество, но в основе всего — процесс перевоплощения. Цивилизации появляются и исчезают только для того, чтобы стать для нас полем опыта, дать нам новые переживания в различных жизнях. Они создаются из праха, им дается сыграть свою особую роль, и затем они или погружаются в пучины морские, или разрушаются в огненном катаклизме. Но все они служат только сценами в драме, начертанной Логосом для нас, дабы, хорошо и верно исполняя свои роли, мы смогли бы когда-нибудь уподобиться Ему.
Человек проходит поочередно через все Эпохи и Расы, через все культуры, через все общественные положения для того, чтобы своимсобственным усилием, своим собственным творчеством развить до полноты все те Божественные свойства, которые заложены в нем как возможности.
Каждая смена жизни, подобно лекарству, исцеляет какую-то нездоровую сторону человека. Не будет сиять камень, недостаточно отшлифованный. Великие воплощения иногда сменяются как бы незаметными — кто знает, какой ценный предмет должен быть найден во время трудного Пути?
Царь может оказаться чернорабочим, а сапожник — сенатором, — смена воплощений идет по основам психическим, но не по земным отличиям. Знатные воплощения чередуются с трудовыми. Трудовое воплощение может повысить сознание превыше всех владык мира сего. Все области тяжкого труда полны нахождений. Гонимые научаются больше, чем гонители.