К этим системам MEO относятся космич аппараты с высотой орбиты от 5000-15000 км и выше. В среднеорбитальной группировке может содержаться от 9 до 12 космич аппаратов. Масса спутников до 1000 кг. При таких орбитах время видимости одного СР достигает 6 часов и более, что позволяет уменьшить кол-во спутников до 10-12 и кроме того увеличить углы, под к-рыми их наблюдают АТ. Из проектов МЕО наиболее известны Inmarsat, Odyssey, ICO, созданные различными международными орг-циями и концернами. Помимо космического и пользовательского сегментов(орбитальной группировки спутников и АТ) структура МЕО-систем включает в себя комплексы р/частотного, линейного, коммутационного оборудования ШС, предназначенных для соединения мобильных или неподвижных абонентов с абонентами тлф сети общего пользования и других наземных сетей и служб, в т.ч и сотовых систем р/связи. К факторам способствующим развитию МЕО-систем можно отнести и то, что орбитальная группировка находится над радиационными поясами, что позволяет обеспечить больший срок службы спутника до 10 лет. Это очень важно по той причине, что вывод спутника на МЕО-орбиту обходится дороже, чем на низковысотную.
В зависимости от высоты расположения спутников задержка р/сигнала колеблется от 40 до 140 мс, что незаметно при восприятии речи на слух.
Для обеспечения надежной связи в большинстве регионов достаточно расположить на МЕО 9 спутников, а при увеличении этого кол-ва до 12 обеспечивается глобальное обслуживание.
Система Inmarsat
Первая глобальная спутниковая система подвижной связи Inmarsat-A была введена в эксплуатацию в 1982 году орг-цией Inmarsat – морской спутниковой связи, полноправным членом к-роя явл Россия.
Первоначальное предназначение системы заключалось в обеспечении надежной связи с судами, находящимися в море. Позднее эту систему стали исп-ть сухопутные и воздушные службы. Однако в те времена было очевидно, что в следствии исп-ния дорогостоящей спец аппаратуры и высоких тарифов кол-во коммерческих польз-лей системы будет ограничено.
Членами Inmarsat по состоянию на 1996 явл 79 гос-в, услуги этой системы исп-тся в других странах исключительно в мирных целях.
Интересы стран в этой международной орг-ции представляют уполномоченные правительствами ведущие гос орг-циями, в частности в России гос предприятие «Морсвязьспутник». В 1993 Inmarsat принял решение строить систему связи с исп-нием низковысотных и средневысотных спутниковых группировок общего пользования. Их кол-во быстро увеличивается: серийное производство освоено более чем 10 фирмами различных стран мира. В 1994 после всестороннего анализа было принято решение положить в основу системы связи концепцию средневысотных орбит и провести дальнейшие исследования с целью разработки перспективной системы Inmarsat.
В настоящее время в системе уже имеется группировка СР включающие в себя 5 постоянно действующих спутников-ретрансляторов GEO, позволяющих полностью обслужить акватории Атлантического. Тихого и Индийского океана, в состав группировки также включено 12 спутников размещенных на 2-х средневысотных орбитах высотой 10300 км с наклоном 450.
Этот проект был принят и одержал победу по след факторам:
1. Глобальная рабочая зона системы
2. Высокие углы возвышения спутников и большое кол-во спутников одновременно находящихся в поле зрения наблюдателя
3. Срок службы спутника 10 лет
4. Приемлемая точность управления орбитальной группировкой
5. Разумная стоимость проекта $2,4 млрд
Услуги предоставляемые системой:
В наст время действует 5 систем связи исп-щие GEO космич аппараты для обеспечения коммерческого обслуживания морских и сухопутных подвижных объектов:
Inmarsat-A
Inmarsat-B
Inmarsat-C
Inmarsat-M
Inmarsat-D
Проектная система Inmarat-P будет полностью интегрирован в наземные сотовые р/системы, что значительно повысит гибкость исп-ния космич сегмента.
Система Инмарсат А
Эта система работает как глобальная с 1982 года. В наст время обеспечивает тлф связью, телексной и факсимильной связью свыше 17000 судовых станций, а также осущ-ет высокоск-ную передачу данных. Терминалы Инмарсат А исп-тся на самолетах, а также на стационарных объектах.
Система Инмарсат С
Введена в коммерческую эксплуатацию в 1991 году и обеспечивает передачу данных и телексных сообщений с промежуточным накоплением посредством небольших и легких терминалов( в наст время работает около 10000 терминалов, установленных на различных подвижных объектах). Система Инмарсат С считается важным средством для удовлетворения требований глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.
Система Инмарсат М
Введена в коммерческую эксплуатацию в 1993 году. Кроме 2-сторонней цифровой тлф связи, обеспечивает передачу данных и телексной инф-ции посредством дешевых и легких терминалов со ск-тью 2,4 кбит/с. Система Инмарсат М обеспечивает также интерфейс для обмена данными в сетях пакетной коммутаци электронной почты. В наст время дей-ет свыше 1000 терминалов Инмарсат М, установленных на различных подвижных объектов. Терминал Инмарсат М в портотивном исполнении размещается в кейсе, этот терминал может вкл в себя ноутбук или малогабаритный принтер. Терминалы Инмарсат М представляют собой цифр тлф массой не более 700 г. По виду напоминает малогабаритную р/станцию.
Инмарсат В
Введена в 1994-1995 году и предназначена для замены Инмарсат А. Она представляет аналогичные услуги(телефон, телекс, факс, передача данных), но по более низким тарифам благодаря более эффективному исп-нию СР. На начало 1994 года в эксплуатацию введено более 11 береговых станций Инмарсат В, осущ-щих интерфейс с тлф сетями общего пользования. Их кол-во быстро увеличивается: серийное произ-во освоено более чем 10 фирмами стран мира.
Система Инмарсат D
Односторонняя служба передачи сообщений мобильным пользователям от абонентов наземных сетей общего пользования-явл единственным расширением пейджинговых сетей. Предлагается неск-ко вар-тов пейджеров:
1. Пейджер с документированным выводом инф-ции на принтер.
2. 2 пейджера встраиваемые в кейс(разнесенные по его длине) для повышения кач-ва приема при движении и для защиты от блокирования телом пользователя.
3. Пейджер объединненный с терминалом Инмарсат М
4. Пейджер для автомобиля с подключением к всенаправленной антенне.
5. Стационарный пейджер для коллективного пользования.