Согласно высказываниям Гуру, моральный образ жизни состоит не в следовании ряду правил, не в выполнении предписаний или ритуалов. Он является следствием ориентации жизни на духовный поиск, сопряженной с подчинением невероятно суровой дисциплине. Большинство людей придерживаются мнения, что они будут наслаждаться благами плотской жизни до самого конца. В действительности такая жизнь продолжается до тех пор, пока человек в конце концов не обнаруживает, что его физические силы растрачены и он духовно опустошен. Влекомые обаянием успеха в материальном мире, люди мало думают или вовсе не думают о вечных ценностях жизни.
Религиозная мудрость Востока гласит, что в мире восемьдесят четыре лакха (8,4 млн.) живых существ, половина которых живет в воде, а другая половина — на суше и в воздухе. Всякая жизнь преходяща. Живые существа снова и снова попадают в колесо перевоплощения, следуя закону кармы — воздаяния за добрые и злые дела. Человеческая душа обретается после многочисленных воплощений в существа низших видов. Гурбани (Божественное Слово) гласит:
“Сколько раз ты рождался червяком или молью! Сколько раз ты был слоном, рыбой или оленем! Сколько раз — птицей или змеей! Сколько раз ты рождался лошадью или быком и был впряжен в ярмо! Встречай же Владыку мира, пришла пора тебе встретить Его. Впервые за долгое время обрел ты человеческий облик.” (Гаури Гуарери Мохалла 5, с-176)
Гурмат (учение Гуру) определяет цель человеческой жизни следующим образом:
“Рожденный на этот раз в облике человеческого существа, Пришел твой черед встретиться с Всевышним Владыкой. В конце пути все твои другие дела окажутся бесполезными. Ищи общества святых, И сосредоточься только на созерцании Бога. Настрой свой ум на пересечение моря жизни, Ибо в погоне за мирскими наслаждениями Жизнь растрачивается.” (Аса Мохалла 5, с-12)
Рождение с человеческой душой — путь к освобождению, но тот, кто зачарован физическим миром, теряет эту драгоценную жизненную возможность:
“О человек, ты приходишь, чтобы обрести (духовные) заслуги, Но сколь тщетны твои занятия, В то время как ночь жизни проходит.” (Шри Раг Мохалла 5, с-43)
“Ночь человек проводит во сне, День он тратит на пропитание, — И — смотрите — диамант жизни разменен на пустяки.” (Гаури Байраган Мохалла 1, с-156)
“Пройдя через восемьдесят четыре лакха видов, Ты обрел драгоценный дар человеческой жизни; Нанак, теперь помни о НАМ, Ибо дни твои сочтены.” (Шри Раг Мохалла 5, с-50)
“Без Имени Бога рождение в этом мире бесплодно; Без НАМ ты питаешься отравой, говоришь худое, умираешь не имея заслуг и перерождаешься.” (Бхайро Мохалла 1, с-1127)
“О Боже, матери тех, кто не хранит Имя Бога в своих сердцах, должны были оставаться бесплодными; Ибо скитающиеся без Имени чахнут и умирают в мучениях.” (Джайтсари Мохалла 4, с-697)
Согласно сикхизму, цель человеческой жизни состоит не в том, чтобы попасть в рай или Сваргу народной веры индусов, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Конечная цель религии сикхов заключается в слиянии с Высшей Душой в вечном Непрекращающемся Блаженстве. Сикх жаждет духовного единения с Господом — состояния Блаженства. Человеческая жизнь рассматривается сикхизмом как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь.
Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») — индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.
В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины.
Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».
В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.
Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, будда-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует её принципы. В учениях этих религий, дхарма выступает как правильное понимание природы, или Бога как её изначального источника.[1][2][3] В этих религиозных традициях, индивиды, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). Дхарма также используется в контексте учений и доктрин основателей дхармических религий — Гаутамы Будды и Махавиры. В традиционном индусском обществе, с его системой варнашрама-дхармы, дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом.
КОНЦЕПЦИЯ БОГА В СИКХИЗМЕ
Определение Бога дано в очень ёмком по содержанию стихе Гуру Грантх Сахиб. Этот стих называется Мул-Мантар (зачин Джапджи):
Есть только Один Бог; Он — Вечная Истина, Создатель, Всепроникающий Божественный Дух, Неустрашимый, Не знающий ненависти и вражды, Бессмертный Сущий, Нерожденный, Сам Собой Существующий, Постигаемый по Своей Собственной Милости. Медитируй на Него, Того, Кто был Истинным до Сотворения, Того, Кто был Истинным в начале Творения, Того, Кто Истинен ныне, И, о Нанак, Того, Кто пребудет Истинным вовеки.
И действительно, вся книга Гуру Грантх Сахиб представляет собой разъяснение приведенного выше определения. Гуру развивает концепцию Бога в Раг Соратх:
“Невидимый, Бесконечный, Недосягаемый, Непостижимый Бог неподвластен смерти или предопределению. Он не принадлежит ни к какой касте, нерожденный, существующий сам по себе, не знающий страха или сомнения. Я — жертва Истиннейшему из истинных. Он не имеет формы, цвета и очертаний; Он являет Себя через истинное Слово. Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников; Он не испытывает вожделения и не имеет жены и семьи; Он — чистый, нескончаемый и беспредельный; всякий свет — Твой, о Господь. Бог сокрыт в каждом сердце; Свет Его — в каждом сердце. Тот, чьи адамантовые врата понимания открываются благодаря наставлению Гуру, обращается взором к Неустрашимому Единому. Сотворив животных, Бог сделал их смертными и оставил все замыслы в Своей власти. Тот, кто служит Истинному Гуру, обретает подлинное благо и освобождается через повторение Слова. Истина содержится в чистых сосудах; мало их, тех, чьи деяния чисты. Душа, которая ищет Твоего покровительства, говорит Нанак, сливается с Высшей Душой.” (Соратх Мохалла 1, с-597)
Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному. Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм:
“Бог — Не имеющий форм, цвета, внешних признаков; Он не имеет касты, класса, вероисповедания. Никто не может описать Его форму, цвет, черты и одеяние. Он — Дух Вечности, Самоизлучающийся, Он сверкает в Своем Великолепии.” (Гуру Гобинд Сингх)
Бог не рождается и не умирает:
“Тому бы языку сгореть, Который молвит, что Господь Рожден и должен умереть.” (Бхайрон Мохалла 5, с-1136)
Гуру подчеркивал, что сам он — не Бог, и предостерегал, что люди, называющие его Богом, попадут в преисподнюю:
“Всякий называющий меня Богом Рискует попасть в преисподнюю.” (Гуру Гобинд Сингх)
1) Бог оберегает от опасностей Своих святых и преданных, кроме тех случаев, когда по Его воле их страдания и мученичество должны служить некоей высшей цели. Защита праведников — Его Царственный Атрибут (Бирдх). Столкнувшись со смертельной опасностью, святые молили Бога вмешаться и помочь им в несчастье. Бог приходил им на помощь и защищал их чудесным образом. Истории Прахлада, Дхру и других, а также автобиографические заметки Намдева и Кабира, включенные в Гуру Грантх Сахиб, показывают, как Он Своей Царственной Властью спасает праведников. Подобные чудеса составляют неотъемлемую часть доктрины божественного Провидения и Охранительства. Такие случаи сверхъестественного вмешательства Бога следует отличать от тех чудес, которые творятся существами человеческой природы при помощи собственных оккультных способностей и которые рассматриваются сикхизмом как опасные и неподобающие человеку.
2) Поговорка “что посеешь, то и пожнешь” подводит к теории “кармы”, добрых и злых деяний, суть которой состоит в том, что человек получает вознаграждение за добрые поступки и бывает неминуемо наказан за злодеяния. Согласно теории кармы, абсолютный грешник всегда будет страдать из-за своих поступков и никогда не обретет спасения. Гуру Нанак отверг эту теорию, утверждая, что прощение даже худшего из грешников составляет Царственный Атрибут (Бирдх) Бога:
В переводе: “Прощение кающегося грешника является Твоим Атрибутом.”
Гуру подчеркивает, что если грешник, которому никто во всем мире не оказывает покровительства, смиряется перед Всемогущим, он становится чистым и Милостью Бога обретает блаженство:
“Джис папи кау милаи на дхоии Саран ааваи та нирмал хоее.” (Бхайрон Мохалла 5, с-1141)
В переводе:
“Грешник, бесприютный в мире, Смиряясь перед Богом, обретает освобождение.”
Гуру многократно повторяет, что спасение святых, защита праведных и даже прощение раскаявшихся грешников — все это составляет Первостепенный Атрибут Бога.