Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии: 1) патриархальную; 2) пролетарскую; 3) советскую. Она характеризуется определенным характером, ментальностью, мировоззрением.
Патриархальная личность религиозна, необразованна, занята сельскохозяйственным трудом, формируется в патриархальной семье, обладает малой социальной мобильностью, видит смысл своей жизни в религиозности и выполнении традиционных ролей, ставит интересы общины выше своих,органически коллективна. Ценностью патриархальной личности является прежде всегородственная (и личная) связь людей, входящих в большую (патриархальную) семью. Она формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое повсеместно господствовало до XIII века. Такие общества и личности сохраняются и сейчас на обширных территориях Земли, в том числе в России, в несколько измененном виде.
Индустриальные пролетарии стали новыми, постпатриархальными коллективистами, их объединили тяжелый механический труд, бедность, маргинальность (как недавних выходцев из деревни), бесправие, ненависть к буржуа, желание изменить свое социальное положение, революционность. Масса пролетариев, образовавшихся в России в результате роста капитализма, на фоне мировой войны стала социальной базой революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали социальной базой формирования мелкобуржуазного среднего класса, буржуазного социализма, солидаризма.
Советский коллективист оказывался связан с множеством коллективов: школьным, студенческим, производственным, армейским и т. п. Он был административно-коллективистский человек, потому что находился в рамках административно-командных отношений, пронизывавших все трудовые коллективы. Советская личность занималась но преимуществу промышленным трудом, оставаясь исполнительной (безынициативной).
Ценностью пролетарской и советской личности объявляли прежде всего связь со своим трудовым коллективом: профессиональная, профсоюзная, партийная, комсомольская и т. п. Зависимость от него предполагала как персонального властителя (отца семейства, начальника, секретаря парткома и т. п.), гак и подчиненных (родственников, нижестоящих трудящихся и т. п.). Родственники и члены коллектива образуют кругсвои:с, противостоящий остальным -чужим. Родственные и коллективистские отношения ценились выше политических, правовых, официальных.Социальное пространство коллективистской личности огромно: родственники и члены своего коллектива должны поддерживать «своих» на всей Земле.
Коллективистская личность убеждена, чтоименно властьдает богатство: землю, связи, подданных. Понятия власти, господства, управления, судейства, с одной стороны, и исполнительности, покорности, терпения, безынициативности, с другой стороны, образующие ментальность коллективистов, известны им лучше, чем понятия прибыли, цены, эффективности, экономности и т. и. Инновации для коллективистской личности затруднительны: она строго следует традициям. Изменения в производстве, военном деле, управлении происходят медленно и преимущественно под воздействием внешних контактов.
Коллективистская личностьфункциональна, т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п. Социальная роль воспринимается такой личностью как данная от Бога: остается только ей выучиться и соответствовать всю жизнь. В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести, долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, закрепленным от века. Несправедливостью считается поведение, противоречащее этому статусу, ритуалу, традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.
Советские коммунисты поставили задачу создать искусственногосверхколлективиста вместо природного человека. Для этого они (1) уничтожали целые социальные слои из досоветского общества, (2) запугивали остальных и (3) пытались формировать в молодежи коммунистического человека со следующими чертами: «...преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма (и ненависть ко всем остальным. — С.С.); добросовестный труд на благо общества: кто не работает тот не есть (Бродский был осужден как тунеядец, так как занимался поэзией. — С.С.); забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния (но не своего. — С.С.); высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат (если это советский человек. — С.С.); <...> ...непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; <...> ...непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов».
Индивидуалист
Основой западного общества являетсяиндивидуалистическая личность. Различают индивидуалистическую личность античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества. Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность всвободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Смерть рассматривается как рубеж самоутверждения, с которого личность оценивает свой жизненный путь, а не только с точки зрения религиозной. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога.
Массовым индивидуалистоминдустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становитсяпотребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.
Если для патриархата развитие идетпо кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в формепрогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк»
Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <...> внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг».
Индивидуалистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер- кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).
Солидарист
Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Она возникает, как случайные экземпляры, еще в античном обществе, развивается в индустриальном (буржуазном и советском), совершенствуется в постиндустриальном (информационном). На всем протяжении своего существования она сохраняет, совершенствует, дополняет собственные отличительные черты, оказывая стимулирующее влияние на типы обществ. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, на пользу своему народу и человечеству, ориентирован на индивидуализм в быту и отдыхе и на коллективизм в профессиональной и гражданской сферах, разбирается в международных проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)
Солидариста иначе называютмещанином (обывателем). Герман Гессе так определил его в романе «Степной волк»: «Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсам человеческого поведения <...> У человека есть возможность целиком отдаться духовной жизни, приблизиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого. Есть у него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим чувственным желаниям и направлять все свои усилия на получение мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самоотречению во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.). Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот,мещанин пытается жить между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму, никогда не станет мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему нетерпима, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я». А мешанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда, недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру. Поэтому мешанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил на место власти — большинство, на место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования».
Солидаристы образуютсредний класс западного социал-демократического общества. Они реализуют несколькопринципов, являющихся в той или иной мере чертами мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Эти принципы были описаны в трудах Бернштейна, Гэлбрейга, Брандта, Хайека и других:свободная ответственность, относительное равенство, солидарность людей, приобретающие конкретно-историческое содержание. Солидарист признаетсвободу индивидов, институтов, организаций, но в рамках правил и принциповпо согласованию соперничающих интересов и нахождениюкомпромисса в том, что касается преимуществ.Развитое право, система законов регулируют все сферы общественной жизни.
Солидарист (так же, как индивидуалист) исходит из принципа, что никто из людейточно не знает, в чем состоят ихобщественные интересы (ценности). Правда, церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики формулируют общественные интересы, строят на их основе прогнозы развития общества и человечества. Эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являют собойрекомендациииндивидам, общностям, институтам, общественным сферам, остающимся относительно самостоятельными (свободными и ответственными). Это позволяет избежать ошибок индивидуализма и коллективизма.
Солидарист, с одной стороны, признаетнеравенство людей по их характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в обществе. Но одновременно он знает, что государство, церковь и гражданское обществопомогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процессы социальной мобильности. С одной стороны, у солидариста есть свободавыбора, а с другой стороны, онаограничена законами государства. Солидаристское общество — обществоотносительно равных возможностей.
Типологии, основанные на теории черт
Черта личности – это склонность человека вести себя определенным образом.
Пятифакторная модель личности "Большая пятерка" одна из наиболее простых в применении. Для того, чтобы получить оценку сотрудника по параметрам большой пятерки, можно воспользоваться сквозным биполярным перечнем Голдберга. В этой модели человек оценивается по следующим факторам.
1. Открытость новому опыту. Характеристика измеряет активный поиск нового опыта, позитивное отношение к новому, непонятному, необычному. Высокие баллы по данной характеристике получают люди активные, любопытные, оригинальные, отличающиеся богатым воображением, отсутствием шаблонного, стереотипного мышления. Низкие баллы – люди приземленные, с ограниченными интересами, шаблонным мышлением, недоверием к новому ("все новое – чуждое, опасное, ненормальное"). Нельзя говорить о том, что высокие баллы – это хорошо, а низкие – плохо. Все зависит от ситуации, от того, кош мы ищем, на какую позицию в организации претендует данный человек. Если мы подбираем сотрудника в отдел развития или отдел рекламы, нам вряд ли подойдет индивид, мыслящий шаблонно, не отличающийся воображением. В то же время, если нам нужен простой исполнитель рутинных функций, то слишком креативный и постоянно подвергающий все сомнениям человек вряд ли нас устроит.
2. Сознательность. Характеристика измеряет степень мотивированности, организованности индивида, требовательности к себе и другим. Высокие баллы характеризуют человека организованного, целеустремленного, дисциплинированного, надежного, пунктуального и аккуратного. Низкие баллы – человека ленивого, беспечного, небрежного, слабовольного. В данном случае, конечно, работодатель будет заинтересован в сотруднике, проявляющем максимум ответственности и сознательности. Хотя иногда неорганизованный, но талантливый работник также может быть полезен.
3. Экстраверсия измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий, потребность во внешней стимуляции, уровень активности. Экстраверты требуют постоянной стимуляции от окружающей среды, это люди общительные, открытые к новому, готовые к быстрым реакциям (легкие на подъем), оптимистичные, раскованные, вспыльчивые, поверхностные в восприятии людей и явлений. Интроверты живут своим богатым внутренним миром, это люди замкнутые, малообщительные, серьезные, склонные к самосозерцанию, ограничению внешних контактов. Наверное, было бы ошибкой поставить глубокого интроверта на позицию, требующую активных контактов с клиентами, партнерами и др. И то же время, выраженный экстраверт будет чувствовать себя некомфортно в одиночестве, в закрытом кабинете с множеством бумаг.
4. Доброжелательность показывает отношение человека к другим людям. Высокие баллы получает человек доброжелательный, сердечный, доверчивый, щедрый, великодушный, а низкие баллы – циничный, грубый, подозрительный, мстительный, раздражительный. Всегда приятно, если тебя окружают доброжелательные, отзывчивые коллеги, но организационная культура многих современных предприятий скорее благоволит к жестким, честолюбивым, нечувствительным сотрудникам (жизнь по принципу "человек человеку волк"), А мягкость и добродушие сегодня часто воспринимаются как слабость.
5. Невротизм. Эта характеристика измеряет приспособленность человека к жизни, эмоциональную нестабильность (стабильность), реакцию на стрессовые воздействия. Высокие баллы характеризуют человека эмоционально напряженного, беспокойного, неуверенного, чувствительного к неудачам, склонного к самообвинению, ипохондрика. Низкие баллы свойственны человеку спокойному, уравновешенному, холодному, довольному собой, неспособному к состраданию. Если мы говорим об отборе на должность менеджера, например, то важным критерием выбора будет стрессоустойчивость кандидата.