Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типологии, основанные на теории черт



Коллективист

Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии: 1) патриархальную; 2) пролетарскую; 3) советскую. Она характеризуется определенным характером, ментальностью, мировоззрением.

Патриархальная личность религиозна, необразованна, занята сельскохозяйственным трудом, формируется в патриархальной семье, обладает малой социальной мобильностью, видит смысл своей жизни в религиозности и выполнении традиционных ролей, ставит интересы общины выше своих,органически коллективна. Ценностью патриархальной личности является прежде всегородственная (и личная) связь людей, входящих в большую (патриархальную) семью. Она формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое повсеместно господствовало до XIII века. Такие общества и личности сохраняются и сейчас на обширных территориях Земли, в том числе в России, в несколько измененном виде.

Индустриальные пролетарии стали новыми, постпатриархальными коллективистами, их объединили тяжелый механический труд, бедность, маргинальность (как недавних выходцев из деревни), бесправие, ненависть к буржуа, желание изменить свое социальное положение, революционность. Масса пролетариев, образовавшихся в России в результате роста капитализма, на фоне мировой войны стала социальной базой революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали социальной базой формирования мелкобуржуазного среднего класса, буржуазного социализма, солидаризма.

Советский коллективист оказывался связан с множеством коллективов: школьным, студенческим, производственным, армейским и т. п. Он был административно-коллективистский человек, потому что находился в рамках административно-командных отношений, пронизывавших все трудовые коллективы. Советская личность занималась но преимуществу промышленным трудом, оставаясь исполнительной (безынициативной).

Ценностью пролетарской и советской личности объявляли прежде всего связь со своим трудовым коллективом: профессиональная, профсоюзная, партийная, комсомольская и т. п. Зависимость от него предполагала как персонального властителя (отца семейства, начальника, секретаря парткома и т. п.), гак и подчиненных (родственников, нижестоящих трудящихся и т. п.). Родственники и члены коллектива образуют кругсвои:с, противостоящий остальным -чужим. Родственные и коллективистские отношения ценились выше политических, правовых, официальных.Социальное пространство коллективистской личности огромно: родственники и члены своего коллектива должны поддерживать «своих» на всей Земле.

Коллективистская личность убеждена, чтоименно властьдает богатство: землю, связи, подданных. Понятия власти, господства, управления, судейства, с одной стороны, и исполнительности, покорности, терпения, безынициативности, с другой стороны, образующие ментальность коллективистов, известны им лучше, чем понятия прибыли, цены, эффективности, экономности и т. и. Инновации для коллективистской личности затруднительны: она строго следует традициям. Изменения в производстве, военном деле, управлении происходят медленно и преимущественно под воздействием внешних контактов.

Коллективистская личностьфункциональна, т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п. Социальная роль воспринимается такой личностью как данная от Бога: остается только ей выучиться и соответствовать всю жизнь. В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести, долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, закрепленным от века. Несправедливостью считается поведение, противоречащее этому статусу, ритуалу, традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.

Советские коммунисты поставили задачу создать искусственногосверхколлективиста вместо природного человека. Для этого они (1) уничтожали целые социальные слои из досоветского общества, (2) запугивали остальных и (3) пытались формировать в молодежи коммунистического человека со следующими чертами: «...преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма (и ненависть ко всем остальным. — С.С.); добросовестный труд на благо общества: кто не работает тот не есть (Бродский был осужден как тунеядец, так как занимался поэзией. — С.С.); забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния (но не своего. — С.С.); высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат (если это советский человек. — С.С.); <...> ...непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; <...> ...непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов».

Индивидуалист

Основой западного общества являетсяиндивидуалистическая личность. Различают индивидуалистическую личность античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества. Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность всвободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Смерть рассматривается как рубеж самоутверждения, с которого личность оценивает свой жизненный путь, а не только с точки зрения религиозной. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога.

Массовым индивидуалистоминдустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становитсяпотребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.

Если для патриархата развитие идетпо кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в формепрогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк»

Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <...> внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг».

Индивидуалистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер- кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).

Солидарист

Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Она возникает, как случайные экземпляры, еще в античном обществе, развивается в индустриальном (буржуазном и советском), совершенствуется в постиндустриальном (информационном). На всем протяжении своего существования она сохраняет, совершенствует, дополняет собственные отличительные черты, оказывая стимулирующее влияние на типы обществ. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, на пользу своему народу и человечеству, ориентирован на индивидуализм в быту и отдыхе и на коллективизм в профессиональной и гражданской сферах, разбирается в международных проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)

Солидариста иначе называютмещанином (обывателем). Герман Гессе так определил его в романе «Степной волк»: «Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсам человеческого поведения <...> У человека есть возможность целиком отдаться духовной жизни, приблизиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого. Есть у него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим чувственным желаниям и направлять все свои усилия на получение мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самоотречению во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.). Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот,мещанин пытается жить между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму, никогда не станет мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему нетерпима, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я». А мешанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда, недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру. Поэтому мешанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил на место власти — большинство, на место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования».

Солидаристы образуютсредний класс западного социал-демократического общества. Они реализуют несколькопринципов, являющихся в той или иной мере чертами мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Эти принципы были описаны в трудах Бернштейна, Гэлбрейга, Брандта, Хайека и других:свободная ответственность, относительное равенство, солидарность людей, приобретающие конкретно-историческое содержание. Солидарист признаетсвободу индивидов, институтов, организаций, но в рамках правил и принциповпо согласованию соперничающих интересов и нахождениюкомпромисса в том, что касается преимуществ.Развитое право, система законов регулируют все сферы общественной жизни.

Солидарист (так же, как индивидуалист) исходит из принципа, что никто из людейточно не знает, в чем состоят ихобщественные интересы (ценности). Правда, церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики формулируют общественные интересы, строят на их основе прогнозы развития общества и человечества. Эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являют собойрекомендациииндивидам, общностям, институтам, общественным сферам, остающимся относительно самостоятельными (свободными и ответственными). Это позволяет избежать ошибок индивидуализма и коллективизма.

Солидарист, с одной стороны, признаетнеравенство людей по их характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в обществе. Но одновременно он знает, что государство, церковь и гражданское обществопомогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процессы социальной мобильности. С одной стороны, у солидариста есть свободавыбора, а с другой стороны, онаограничена законами государства. Солидаристское общество — обществоотносительно равных возможностей.

 

Типологии, основанные на теории черт

Черта личности – это склонность человека вести себя определенным образом.

Пятифакторная модель личности "Большая пятерка" одна из наиболее простых в применении. Для того, чтобы получить оценку сотрудника по параметрам большой пятерки, можно воспользоваться сквозным биполярным перечнем Голдберга. В этой модели человек оценивается по следующим факторам.

1. Открытость новому опыту. Характеристика измеряет активный поиск нового опыта, позитивное отношение к новому, непонятному, необычному. Высокие баллы по данной характеристике получают люди активные, любопытные, оригинальные, отличающиеся богатым воображением, отсутствием шаблонного, стереотипного мышления. Низкие баллы – люди приземленные, с ограниченными интересами, шаблонным мышлением, недоверием к новому ("все новое – чуждое, опасное, ненормальное"). Нельзя говорить о том, что высокие баллы – это хорошо, а низкие – плохо. Все зависит от ситуации, от того, кош мы ищем, на какую позицию в организации претендует данный человек. Если мы подбираем сотрудника в отдел развития или отдел рекламы, нам вряд ли подойдет индивид, мыслящий шаблонно, не отличающийся воображением. В то же время, если нам нужен простой исполнитель рутинных функций, то слишком креативный и постоянно подвергающий все сомнениям человек вряд ли нас устроит.

2. Сознательность. Характеристика измеряет степень мотивированности, организованности индивида, требовательности к себе и другим. Высокие баллы характеризуют человека организованного, целеустремленного, дисциплинированного, надежного, пунктуального и аккуратного. Низкие баллы – человека ленивого, беспечного, небрежного, слабовольного. В данном случае, конечно, работодатель будет заинтересован в сотруднике, проявляющем максимум ответственности и сознательности. Хотя иногда неорганизованный, но талантливый работник также может быть полезен.

3. Экстраверсия измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий, потребность во внешней стимуляции, уровень активности. Экстраверты требуют постоянной стимуляции от окружающей среды, это люди общительные, открытые к новому, готовые к быстрым реакциям (легкие на подъем), оптимистичные, раскованные, вспыльчивые, поверхностные в восприятии людей и явлений. Интроверты живут своим богатым внутренним миром, это люди замкнутые, малообщительные, серьезные, склонные к самосозерцанию, ограничению внешних контактов. Наверное, было бы ошибкой поставить глубокого интроверта на позицию, требующую активных контактов с клиентами, партнерами и др. И то же время, выраженный экстраверт будет чувствовать себя некомфортно в одиночестве, в закрытом кабинете с множеством бумаг.

4. Доброжелательность показывает отношение человека к другим людям. Высокие баллы получает человек доброжелательный, сердечный, доверчивый, щедрый, великодушный, а низкие баллы – циничный, грубый, подозрительный, мстительный, раздражительный. Всегда приятно, если тебя окружают доброжелательные, отзывчивые коллеги, но организационная культура многих современных предприятий скорее благоволит к жестким, честолюбивым, нечувствительным сотрудникам (жизнь по принципу "человек человеку волк"), А мягкость и добродушие сегодня часто воспринимаются как слабость.

5. Невротизм. Эта характеристика измеряет приспособленность человека к жизни, эмоциональную нестабильность (стабильность), реакцию на стрессовые воздействия. Высокие баллы характеризуют человека эмоционально напряженного, беспокойного, неуверенного, чувствительного к неудачам, склонного к самообвинению, ипохондрика. Низкие баллы свойственны человеку спокойному, уравновешенному, холодному, довольному собой, неспособному к состраданию. Если мы говорим об отборе на должность менеджера, например, то важным критерием выбора будет стрессоустойчивость кандидата.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.