Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоторые способы лечения детей с помощью пищевых продуктов в башкирской народной медицине



Этим способам принадлежало особое место в арсенале лечебных средств. Широкому распространению этого метода лечения среди населения способствовала его доступность, относительная дешевизна, а также возможность применения его в домашних условиях.

Употребление доброкачественной пищи, богатой витаминами, и соблюдение правил гигиены при ее приготовлении само по себе было залогом здоровья. Полноценное питание способствовало достижению успеха в лечении болезней. Об этом гласят и башкирские пословицы: От плохой болезни — хорошая пища; Пища ценна не употреблением, а усвоением; Болезнь либо от голода, либо от чрезмерной еды и др. (1).

Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй). Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Считалось, что они бывают слабее физически и требуют большого к себе внимания. Отсюда нежелание иметь двойню или близнецов. Это отразилось и в определенных обычаях, например, запрещалось есть яйцо с двойным желтком или двойные семена подсолнечника, чтобы не родить двойню. Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. В противном случае, по мнению башкир, ребенок мог родиться ущербным.

После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (корот) для восстановления физических сил. Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира. Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.

После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.

Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет. Дольше, по мнению башкир, кормить грудным молоком не следовало, иначе это могло отразиться на здоровье женщины — «ребенок начинает сосать кровь у матери».

Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары. Любопытный обычай, связанный с продуктами питания, был зафиксирован в Баймакском районе. Если кормящая мать, зайдя в чужой дом и увидев там какой-то аппетитный продукт или блюдо, не попробует его, то у нее, якобы, опухнет грудь и начнутся сильные боли, унять которые можно только съев аналогичное блюдо. При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. Прикармливать детей начинали примерно с 9-10 месяцев, но некоторые женщины не давали ребенку дополнительных продуктов на протяжении всего периода кормления грудью. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости.

Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира.

Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Кумыс укреплял и оздоравливал детский организм в целом, делал детей крепкими и розовощекими. Кобылье молоко использовали для лечения целого ряда заболеваний: малокровия (анемии) и других болезней крови; желудочно-кишечных и бронхо-легочных болей, в особенности туберкулеза. Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока. По сообщению этнографа и врача Д.П.Никольского (XIX в.), «при лихорадке больному давали пить особый кумыс, который приготовляли иначе, чем обыкновенный. Наливали кумыс в бутыль, клали туда мед, изюм и корень какого-то растения и оставляли в прохладном месте на 2-3 дня, после чего настойку принимали внутрь».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.