Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О различии между глобализацией



И космополитизацией

Обрисовывая концептуальную топографию космополитической перспективы, следует различать глобализацию (или глобализм) и космополитизацию.

В общественном дискурсе модный политический термин ≪глобализация≫ в основном понимается как экономическая глобализация; в таком понимании он тесно связан с тем, что можно назвать ≪глобализмом≫ (Beck 2005). Глобализм отстаивает идею всемирного рынка, достоинства неолиберального экономического роста, полезность свободного трансграничного движения капитала, товаров и рабочей силы. Именно это подразумевают экономисты и

большая часть обывателей, говоря о ≪глобализации≫. Утверждают, будто в последние двадцать лет глобализация обеспечила экономический рост на всей планете, особенно в развивающихся странах, поскольку содействовала ≪дерегулированию≫ рынков в 1980-е годы. Даже противники глобализации зациклены на этой точке зрения, так как отстаивают и защищают власть автономного национального государства, которое было характерно для Первой, а не для Второй модернити. Космополитизацию, напротив, следует трактовать как процесс, имеющий множество аспектов. Он необратимо изменил историческую природу общественных миров и положение в них государств. Понимаемое таким образом распространение космополитизма включает развитие множества лояльностей, а также нарастание разнообразных транснациональных жизненных форм, появление негосударственных политических акторов (начиная с ≪Международной амнистии≫ и заканчивая Всемирной торговой организацией), оформление всемирных движений протеста против [неолиберального] глобализма и в поддержку космополитической глобализации. Люди проводят кампании, борясь за всемирное признание прав человека, право на труд, глобальную защиту окружающей среды, сокращение бедности и так далее. В этом смысле

наличествуют зачатки (пусть и искаженные) институционализированного космополитизма. Примером могут служить (в парадоксальной форме) и движение антиглобалистов, и Международный [уголовный] суд, и Организация Объединенных наций. Когда Совет Безопасности принимает резолюцию, она воспринимается так, как будто воплощает волю всего человечества. Правда, здесь могут возразить: не служит ли космополитизация всего лишь новым обозначением того, что прежде именовали глобализацией? Вся эта книга призвана дать отрицательный ответ

на данный вопрос. Предвосхищая дальнейшее изложение, укажем: справедливо именно обратное. Ведь в центр всеобщего внимания выходит не подлежащий сомнению факт: люди от Москвы до Парижа, от Рио-де-Жанейро до Токио уже погружены в реально существующие отношения взаимозависимости. Как производители и потребители они столь же способствуют интенсификации этих отношений, как и глобальные риски, являющиеся следствием их деятельности, но вторгающиеся в их повседневную жизнь. Если задаться вопросом об интеллектуальных предтечах космополитизации национальных обществ, вспоминаются Адам Смит, Алексис де Токвиль и Джон Дьюи, а также и такие немецкие мыслители классики, как Кант, Гете, Гердер, Гумбольдт, Ницше, Маркс и Зиммель. Все они оценивали эпоху модернити как период перехода от прежних условий относительно закрытых обществ к ≪универсальным эпохам≫ (≪universellen Epochen≫, по Гете) - перехода, который предполагал нарастание масштабов торговли и распространение принципов республиканизма. С точки зрения Канта и тем более Маркса, а также (в ином ракурсе) Адама Смита и Георга Зиммеля, растворение мелких территориальных общин и рост всемирной социальной и экономической

взаимозависимости (хотя еще не рисков) - это важная примета и даже закон мировой истории. Будучи поглощенными изучением длительных исторических периодов, они скептически относились к мысли будто государство и общество в их национально однородных проявлениях останутся высшей точкой мирового исторического процесса.

Опыт разграничения и взаимозависимости со временем воплотился и укрепился в формах повседневного космополитизма, который напоминает бытовой национализм, характерный для Первой модернити (и находящий выражение, скажем, в размахивании национальными флагами). Небольшой пример, который красноречивее любого многотомника способен прояснить, в чем здесь суть, - современная одиссея ≪аутентичной≫ индийской кухни.

Если кто-то полагает, что торговая марка ≪индийского ресторана≫ подразумевает его происхождение из Индии, он серьезно ошибается; в самой Индии отсутствует традиция устраивать рестораны для публики. Британский социолог Сами Зубейда обратил внимание на то, что ≪индийский ресторан≫, как и ≪экзотические блюда≫, которые ныне превозносят и поглощают по всему миру, усматривая в них посланцев индийских традиций, - это изобретение бенгальцев, проживавших в Лондоне. На путях глобализации индийский ресторан и присущее ему меню в конце концов были экспортированы в Индию, что побудило индийцев и в домашних условиях готовить ≪индийские≫ блюда по лондонским рецептам. В результате случилось так, что сегодня ≪индийской≫ пищи можно отведать

даже в Индии, что подтверждает мифический характер ее

происхождения. Повседневный космополитизм проявляется повсюду и ежеминутно в том, что различия между ≪нами≫ и ≪ними≫ лишаются четкости как на национальном, так и на международном уровнях. Скромная, хорошо знакомая, провинциальная, с обозначенными пределами, наша устойчивая защитная раковина становится площадкой для игры универсальных эмоций; любая точка – будь то Манхэттен или Калининград, Мальме или Мюнхен – становится средоточием неожиданных встреч и переплетений или, в других случаях, анонимного сосуществования и частичного совпадения возможных миров и глобальных угроз. Все это требует, чтобы мы переосмыслили отношение между этими отдельными точками и всем миром.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.