Психопатии — патологические состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которого страдают или сами больные, или общество (К. Шнейдер).
Психопатии диагностируют на основании трех основных критериев, предложенных П. Б. Ганнушкиным: 1) нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств; 2) тотальность психопатических особенностей; 3) их относительная стабильность и малая обратимость.
Психопатии возникают при взаимодействии врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако для образования психопатии влияния только внешних факторов недостаточно. В отличие от нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы.
В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик.
При отдельных, хотя и достаточно выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня патологии и компенсированных в достаточной мере, диагноз психопатии безоснователен. Четкой границы между нормальными и акцентуированными личностями, так же как и между последними и психопатиями, не существует.
Большое значение в формировании, как и в динамике психопатии имеет неблагоприятное влияние среды, например, неправильное воспитание и психические травмы.
В благоприятной среде с течением времени поведение личности с психопатией упорядочивается, и наоборот, в условиях неблагоприятных нарушения усугубляются. При диагностике психопатии следует помнить об утяжелении проявлений черт психопатии в периоды возрастных кризов, а также во время протекания беременности.
Особенно опасны в плане выраженности проявлений пубертатный периоды, подразделяющиеся на подростковый и юношеский возраста.
В подростковом возрасте (11—15 лет) у личностей с психопатией усиливаются упрямство, непослушание, вспыльчивость. Отмечается эмоциональная лабильность с переходами от подавленности и слезливости к шумной и неадекватной веселости и чрезмерной активности. Кроме этого, возможны проявления бурных аффективных вспышек по незначительным поводам с оттенками гневливости.
В юношеском возрасте (16—20 лет), кроме вышеперечисленных расстройств, встречаются обостренная рефлексия, увлечение сложными и неразрешимыми философскими проблемами.
Синдром расстройства личностивключает в себя изменение эмоционально-волевой, мотивационной, искажения уровня притязаний и самооценки.
Структура синдрома определяется типом личностного расстройства, что при исследовании познавательной деятельности может не проявляться.
Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.
При рассмотрении патопсихологичских синдромов расстройств личности принято выделять две разновидности протекания личностных изменений: возбудимый и торпидный варианты.
Возбудимый вариант отличается относительно сохранной когнитивной сферой: восприятие, память и внимание обычно не страдают или же их нарушения не связаны непосредственно со структурой синдромы.
Эмоциональная сфера отличается повышенной подвижностью эмоциональных реакций и переживаний. А также снижением порога возникновения эмоционального ответа в ответ на раздражитель.
Мышление либо страдает незначительно, либо не страдает совсем. Для мыслительных процессов характерной является аффективная обусловленность. Мотивационно-потребностная сфера характеризуется преобладанием примитивных – агрессивных и гедонистических, - мотивов и слабостью звучания альтруистических.
Для торпидного варианта, также как и для возбудимого, характерна относительная сохранность интеллектуально-мнестической деятельности.
Снижение или нарушение внимания, памяти и восприятия не наблюдаются. Для эмоциональной сферы, как правило, характерно наличие повышенного уровня тревожности и снижение порога возникновения эмоционального ответа на раздражители.